- Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
- Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ: подводные камни
- Суть исполнения контракта по 44-ФЗ
- Из каких стадий состоит исполнение
- Как узнать об этапах
- Обязанности сторон при исполнении контракта
- Где и как отображается в ЕИС
- Как завершить этап
- Что изменится в 2022 году
- Изменения при исполнении контракта по 44-ФЗ
- Сроки подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ
- Размещение отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ в ЕИС
- Кто и в каких случаях готовит отчет
- Как и в какие сроки разместить отчет в ЕИС
- Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта
- Как заполнить отчет
- Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
- Когда обеспечивать контракт обязательно?
- В каких закупках может не быть обеспечения договора?
- Как уменьшить обеспечение после выполнения
- Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
- Расчет суммы обеспечения
- Возврат обеспечения по контракту
- Как наказать за нарушения
- Ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
- Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ
- Как принять и оплатить
- Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения
- Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
- Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
- Оплата с авансом
- Поэтапная оплата
- Единовременная оплата
- Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
- Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
- Как зарегистрировать договор
- Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа
- Как привлечь сторонних экспертов?
- Экспертиза силами заказчика
- Оформление результатов экспертизы
- Осуществляем приемку
- Приемочная комиссия
- Документальное оформление приемки
- Отказ в приемке
- Отдельные нюансы
Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
Сделки, заключаемые между субъектами хозяйствования в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, именуемым государственным контрактом. Дело в том, что одной из сторон сделки является государственный заказчик, который покупает товары, услуги и работы для собственных нужд.
Государственными заказчиками могут выступать органы власти, а также государственные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Следовательно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.
Второй стороной, заключающей договор по 44-ФЗ, являются любые юридические (кроме представителей за границей) и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Отдельные категории лиц в соответствии с законодательством получают ряд преференций при заключении договоров. В частности, на льготы могут рассчитывать малые и средние компании.
Государственный контракт является гражданско-правовым договором, который отличается от обычного договора наличием некоторых положений, регулируемых законом 44-ФЗ, в связи с тем, что одним из контрагентов является государственный заказчик.
Выделим специфические элементы госконтракта, не входящие в обычный контракт:
- Первым этапом заключения госконтракта по 44-ФЗ является конкурсная процедура выбора подрядчика. Иногда этот договор может быть заключен без оферты в случаях, урегулированных предыдущим нормативным актом. Закон не запрещает организацию конкурсных процедур для коммерческих организаций, заключающих сделки, выходящие за рамки государственных закупок. Такой механизм помогает компаниям снизить издержки, но на практике он используется редко, обычно сделки заключаются путем предоставления оферты одной из сторон и ее акцепта контрагентом.
- При заключении договора по 44-ФЗ четко определены сроки выполнения всех этапов, тогда как по обычному договору стороны устанавливают сроки по собственному желанию.
- Гражданский кодекс Российской Федерации определяет такое понятие, как существенные условия договора. В отношении госзакупок они также актуальны, но в перечень вносятся дополнительные положения на основании 44-ФЗ.
- Статья 34 44-ФЗ предусматривает обязательное включение в текст государственного контракта пунктов об ответственности сторон за нарушение условий контракта, причем эти положения изменению не подлежат. При заключении простого договора субъекты вправе сами определять степень ответственности или могут руководствоваться положениями ГК РФ.
- Заключая обычный договор, стороны договариваются обо всех аспектах, в том числе и существенных, а также имеют право изменить условия в будущем путем составления дополнительного соглашения. Положения государственного контракта не подлежат изменению. Некоторые исключения перечислены в ст. 95 44-ФЗ.
- 44-ФЗ допускает оформление протоколов разногласий при заключении государственных контрактов при наличии следующих обстоятельств:
- положения проекта государственного контракта не совпадают с информацией, содержащейся в условиях торгов;
- условия государственного контракта отличаются от предложения потенциального исполнителя, изложенного в заявке.
Закон не содержит каких-либо указаний по разрешению разногласий при составлении обычных договоров.
Государственный контракт может быть заключен на любой срок в зависимости от цели контракта и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все свои обязательства. Поэтому, даже если срок действия договора истек, он останется в силе до тех пор, пока не будут выполнены все условия.
После заключения госконтракта по 44-ФЗ начинается стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:
- Клиент принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта приобретения.
- Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
- Если в ходе исполнения договора возникает необходимость изменить его положения или расторгнуть его, эти процедуры осуществляются в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.
Одним из этапов исполнения государственного контракта по 44-ФЗ является экспертиза товаров, работ или услуг, предоставляемых подрядчиком. Для этого вмешиваются экспертные компании или независимые специалисты, результатом которых является экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ОВОС и открыта для всех заинтересованных сторон.
Что такое исполнение контракта по 44-ФЗ: подводные камни
/upload/iblock/c7b/c7bb4f7d97818885929260d4dd938d57.jpg 20 февраля 2020 г
Что такое оформление договора по 44-ФЗ? Хоть этот процесс и регулируется законодательством, он имеет определенные нюансы, о которых следует знать.
Чем грозит несоблюдение сроков, указанных в договоре? Можно ли изменить договор? В каких случаях допускается расторжение договора в одностороннем порядке? Только абсолютно зная ответы на все эти и многие другие вопросы, представители каждой из сторон могут избежать возможных рисков при заключении договора о государственных закупках.
Суть исполнения контракта по 44-ФЗ
Об исполнении договора по 44-ФЗ можно говорить, когда и клиент, и его контрагент выполняют все свои обязательства на 100%. Подрядчик должен выполнить услуги или поставить товары, а заказчик должен оценить качество работы и оплатить ее в размере, указанном в договоре.
Чтобы ответить на вопрос, что такое оформление договора по 44-ФЗ, необходимо иметь четкое представление об этапах рассматриваемой процедуры:
- Поставка.
- Принятие. Предполагает проведение экспертизы сотрудниками заказчика или членами экспертной организации.
- Перечисление денежных средств подрядчику.
- Публикация отчета в Единой информационной системе об исполнении контракта.
В некоторых случаях перечисленные шаги повторяются несколько раз в рамках договора. Такая цикличность характерна в основном для долгосрочных договоров, где подрядчик систематически поставляет заказчику какие-то товары или оказывает услуги на постоянной основе за ежемесячную плату. Кроме того, каждый цикл сопровождается приемом, оплатой и размещением соответствующих отчетов.
Цикличность порядка работ может быть предусмотрена условиями договора, но даже если договор не содержит пояснительных положений, при долгосрочном сотрудничестве или регулярных поставках все равно придется принимать, оплачивать и отчитываться поэтапно.
Из каких стадий состоит исполнение
Каждый договор выполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения государственного контракта, можно выделить следующие этапы:
- Соблюдение контрагентом обязанности по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
- Принятие заказчиком результатов, включая опыт.
- Платить.
- Действия по изменению условий.
- Действия по прекращению.
Как узнать об этапах
Изучая проект договора, обратите внимание на порядок выполнения обязательств. Если по № 44-ФЗ предусмотрено поэтапное исполнение обязательств по договору, то об этом будет написано. Вот пример:
При такой поставке в договор включается график исполнения договора, согласно которому происходит приемка. Например:
График включает перечень работ, продолжительность их выполнения и сроки выполнения. Также содержит информацию о том, когда начинается второй этап госконтракта и когда заканчивается предыдущий.
ВАЖНО Если договором предусмотрена выплата аванса, то он рассчитывается исходя из цены отдельного этапа работ и перечисляется поэтапно (Письмо Минфина России от 23.01.2020 № 24-03 — 07/3717).
В договорном праве уточняется, обязан ли заказчик устанавливать поэтапное исполнение договора: заказчик устанавливает этапы работ, когда необходимо осуществить приемку и оплату до истечения общего срока закрытия работ. Это не обязательство, а обязательное условие для перевода платежа и закрытия части сделки до истечения общего срока выполнения обязательств.
Обязанности сторон при исполнении контракта
Оформление договора в рамках 44-ФЗ предъявляет определенные требования, подлежащие исполнению, иначе исполнение договора будет признано ненадлежащим. Правовая база устанавливает ряд обязательств как для поставщика, так и для клиента. Для переводчика:
1. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе выполнения условий договора. Субъект должен, в том числе, сообщить о трудностях, с которыми он столкнулся в ходе осуществления согласованных действий.
2. Предоставить результаты выполнения работ, поставки продукции, оказания услуг в установленный договором срок.
Для клиента:
- Заказчик несет ответственность за проведение проверки результатов, полученных от поставщика. Данная процедура осуществляется уполномоченным органом.
- Граждане и компетентные организации могут участвовать в экспертизе на основании договора.
Где и как отображается в ЕИС
В ЕИС первые три пункта этого списка отображаются со статусом «Выполняется». Завершенная покупка называется «Завершено». В случае расторжения заказ отображается со статусом «Отменен». Отмена записи в журнале помечается как «Отменено».
Нередки случаи, когда EIS неправильно отображает статус заказа. Например, невыполненный контракт помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть договор в стадию исполнения договора. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (расторжении) договора» во вкладке «Документы» файла договора необходимо отменить рассмотрение, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительную».
В ЕИС можно увидеть все этапы оформления договора согласно 44 ФЗ, пример взят из ЕГРЮЛ:
Как завершить этап
В соответствии с пунктом 12 Постановления № 1084 от 28.11.2013 клиент обязан отразить сведения об исполнении, изменении и расторжении договора в реестре договоров ЕИС в течение трех рабочих дней, считая с даты момент, когда происходит соответствующее событие.
Оформление отдельного этапа договора по 44 ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, в том числе:
- коносаменты, счета-фактуры, акты приема-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и т.п.;
- дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
- дополнительное соглашение о расторжении.
Результаты отдельного этапа, сведения о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, публикуемом в ОВОС в течение 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44- ФЗ). Отчет содержит информацию, в том числе, о выполнении промежуточных и итоговых сроков. Положение о порядке подготовки и размещения отчета утверждено Постановлением № 1093 от 28 ноября 2013 года.
Например, Минфин России (письмо от 15 сентября 2017 г. № 24-03-07/61189) считает, что обязанность по опубликованию отчета, обусловленная требованиями подпункта «б» пункта 3 Постановления № .1093, возникает у клиента после оплаты, в том числе частичной приемки, независимо от этапов, установленных в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка публикации отчета, сохранении РК, устранении необходимости публиковать дублирующую информацию в ЕИС.
Аналогичной позиции придерживалось и Минэкономразвития (письма № Д28и-2474 от 31.08.2015, № Д28и-1434 от 01.06.2015, № Д28и-3467 от 30.11.2015 и № Д28и-3124) от 27 октября 2015 г.). Казначейство России письмом № 42-5.7-09/5 от 30.05.2014 г указало на необходимость подготовки отчета после каждого платежа, но учло, что требования по направлению сведений в Республику Казахстан после каждой подписи акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлены.
Что изменится в 2022 году
С 1 января 2022 г. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360, которым были внесены изменения в № 44-ФЗ, вводится определение стадии. В пункте 8.4 части 1 ст. 3 в новой редакции будет указано, что отдельным этапом исполнения договора по 44-ФЗ является часть обязательств по договору, прием и оплата которых осуществляется отдельно, не дожидаясь окончания срока действия договора общее рабочее время.
Изменения при исполнении контракта по 44-ФЗ
В соответствии с действующим законодательством основные условия договора не могут быть изменены в процессе его исполнения. Федеральный закон 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень ситуаций, наступление которых может привести к изменению условий договора.
Таким образом, сроки исполнения договора могут быть изменены в случае изменения условий финансирования (если договор заключен на шесть месяцев и более). Здесь следует сразу учесть один важный нюанс: корректировка условий исполнения договора по 44-ФЗ допускается только в том случае, если такая возможность предусмотрена текстом основного договора.
Стоимость оформления договора по 44-ФЗ может быть снижена:
- поддержание объемов поставок, работ и услуг;
- на 10%, пропорционально объему поставки;
- при невозможности выполнения условий договора по заранее определенной стоимости из-за превышения лимитов финансирования, установленных государством;
- с изменением ставок и уменьшением финансирования.
Все изменения условий договора согласовываются сторонами и затем указываются в дополнительном соглашении.
Сроки подписания и исполнения контракта по 44-ФЗ
После окончания конкурса и подписания итогового протокола у нового поставщика есть 10 дней на заключение договора и обеспечение его безопасности. При несоблюдении установленного законодательством срока подрядчик будет признан нарушившим условия договора и его данные будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Аналогичные требования по заключению госконтракта также предъявляются к клиенту. Если вы не предпримете никаких действий по истечении 10 дней с момента выбора поставщика, вы будете признаны уклонистом и подрядчик может подать в суд иск о возмещении ущерба.
В случае если исполнитель договора был выбран посредством электронного аукциона, заказчик имеет право в течение 5 дней после размещения итогового протокола опубликовать проект договора без подписи, но с номерами и всеми характеристиками поставляемой продукции. Затем в течение 5 дней исполнитель должен заверить документ, представить залоговые и сопутствующие документы и опубликовать все это в соответствующей информационной системе. При отсутствии разногласий по срокам исполнения заказчик также должен подписать договор в течение трех рабочих дней. Как только договор оказывается подписанным обеими сторонами, он считается действительным.
Особое внимание следует уделить рассматриваемому вопросу при размещении сведений в реестре исполнения договоров по 44-ФЗ. Клиент обязан в течение трех рабочих дней проинформировать Федеральное казначейство о сделке, чтобы подчиненные этого государственного органа внесли сведения о новом договоре в специальный список. Аналогичное время дается клиенту для публикации данных о корректировках, расторжении договора или о выполнении определенного этапа сделки.
Для понимания условий договора следует обратиться к ст. 425 ГК РФ. В Кодексе сказано, что договор начинает действовать с момента подписания и заканчивается согласно дате, указанной в тексте договора. При этом обязательства сторон могут быть исполнены одновременно с расторжением договора или после его исполнения.
Первоначальный срок исполнения договора по 44-ФЗ может быть изменен в случае уменьшения бюджета заказчика (обязательным условием для этого является согласование новых нюансов исполнения договора).
Продление договора является более сложной процедурой, так как в данном случае речь идет об изменении существенных условий договора. Обязательным условием продления срока действия сделки является упоминание о такой возможности в тексте договора.
Размещение отчета об исполнении контракта по 44-ФЗ в ЕИС
Результаты выполнения обязательств по договору по 44-ФЗ обязательно должны быть опубликованы в Единой информационной системе. На публикацию соответствующей информации у клиента есть ровно 7 рабочих дней, которые отсчитываются с момента оплаты заключенного договора или его отдельного этапа. Данные должны содержать информацию об эффективности принятых мер, выполнении контракта с требованиями контракта, выполнении условий, нарушениях и вмененных санкциях. Следует отметить, что отчет должен быть написан в электронном формате и заверен электронной подписью.
Информационная документация в этом случае может соответствовать одному из трех типов:
- Об исполнении контракта. Документ такого содержания составляется в случае, если исполнение договора можно охарактеризовать как успешное (когда при поставке товаров и оплате услуг исполнителя не было допущено нарушений).
- О неадекватной работе. Указанный отчет должен содержать перечень совершенных нарушений и штрафов, наложенных на провайдера.
- Об изменении и расторжении договора. Клиент должен приложить к отчету прилагаемую документацию, подтверждающую исполнение договора.
Информация о заключенном договоре по 44-ФЗ вносится в специальный список заключенных договоров в трехдневный срок.
Запись в реестре должна содержать следующую информацию:
- информация о подрядчике;
- источник средств;
- способ выбора исполнителя контракта;
- окончательные данные протокола;
- дата заключения и номер договора;
- предмет договора;
- стоимость договора;
- факт внесения аванса и его сумма;
- информация об исполнителе и гарантийных обязательствах;
- данные о договорах с субподрядчиками;
- информация о прекращении.
Редактирование сведений об исполнении договора по 44-ФЗ осуществляется клиентом через личный кабинет Единой информационной системы. Если договор находится в стадии акцепта или оплаты, присваивается статус «Исполнение». После выполнения обязательств статус изменится на «Выполнено» и, если стороны по каким-либо причинам решат отказаться от взаимного сотрудничества, на «Остановлено».
Кто и в каких случаях готовит отчет
Заказчик обязан опубликовать отчет об исполнении договора в ОВОС (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Это же правило определяет случаи, когда отчет не требуется. Например, к ним относится найм единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. То есть клиенту не нужно составлять отчет об исполнении договора с единственным поставщиком на сумму до 100 тысяч рублей, если такой договор заключен на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Отчет должен быть подготовлен в следующих случаях:
- Заказчик оплатил поставленный товар, выполнил работы, выполнил услуги (обязательства по договору), подписал акт приема-передачи (утвердил документ, подписанный приемочной комиссией). Акт составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения договора (этап — период времени, заканчивающийся приемкой, осмотром и оплатой товаров (работ, услуг) пропорционально объему исполненных обязательств).
- Контракт был расторгнут.
Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта составляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее — Положение). Подготавливает отчет об исполнении договора, включая сведения о договоре и приемочные документы, сотрудник контрактной службы или договорной администратор (п. 4 Положения).
Как и в какие сроки разместить отчет в ЕИС
Отчет оформляется в виде электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного лица заказчика и публикуется в ОВОС (п. 6 Положения). На практике для размещения отчета клиент должен заполнить форму, предоставляемую интерфейсом ЕИС, и прикрепить необходимые файлы.
Срок публикации отчета в ОВОС – семь рабочих дней со дня возникновения одного из дел (п. 3 Положения):
- оплата клиентом обязательств и подписание клиентом документа о приемке результатов исполнения договора и (или) о результатах отдельного этапа исполнения;
- оплата клиентом обязательств, вытекающих из договора, и подписание клиентом акта приема-передачи;
- расторжение договора, установленное соглашением сторон о расторжении;
- вступления в силу решения суда о расторжении договора;
- вступления в силу решения подрядчика или заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора.
Датой отчета является дата его размещения в ОВОС (п. 6 Положения).
Разместить отчет (и приложения к нему) в ОВОС можно следующими способами (п. 10 Положения):
- Электронная форма (файлы, обеспечивающие возможность их сохранения, а также поиска и копирования произвольного фрагмента текста);
- Графический вид (файлы с графическим изображением исходного документа).
Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он подписывается руководителем контрактной службы или контрактным администратором заказчика и не публикуется в ОВОС (п. 6, 11 Положения). Датой составления таких отчетов является дата подписания отчета руководителем договорной службы или договорным администратором заказчика (абз. 2 п. 6 Положения).
К срокам публикации доклада необходимо подходить ответственно. За несвоевременную публикацию отчета на должностное лицо предусмотрен штраф в размере 15 тысяч рублей. (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ), а за их неукладку — 50 тыс руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
Документы, прилагаемые к отчету об исполнении контракта
К отчету прилагаются следующие документы: (ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):
- заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения договора, по результатам экспертизы поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (в случае привлечения заказчиком для экспертизы экспертов, экспертных организаций);
- документы о приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
- иные документы, определенные законодательством Российской Федерации.
Вопрос: Нужно ли прикреплять платежные поручения к отчету об исполнении договора?
Ответ: нет Прикреплять платежные поручения к отчету не нужно. В части 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень приложений к отчету об исполнении договора. К ним относятся заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения договора, поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, если для этого заказчик привлек экспертов, экспертных организаций и документ о приемке таких результатов. Поэтому документы, подтверждающие выполнение заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг), не являются обязательными приложениями к настоящему отчету. Следует отметить, что в отчете клиент указывает реквизиты этих документов (п. «в» п. 26 Регламента).Данное положение установлено в Письме Минфина России от 07.07.2014 N 02-02-06/32616.
Как заполнить отчет
Порядок заполнения отчета установлен в разделе II Положения и в Письме Минэкономразвития России от 17 июня 2014 г. № Д28-1008.
В отчете содержится информация (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):
- об исполнении договора (результаты отдельного этапа исполнения договора, поставки товара, выполненной работы или оказанной услуги, в том числе соблюдение графика);
- о соблюдении промежуточных и окончательных условий исполнения договора;
- о ненадлежащем исполнении договора (с указанием допущенных нарушений) или нарушении договора;
- о санкциях, которые применяются за нарушение условий договора или их несоблюдение;
- об изменении или расторжении договора в процессе его исполнения.
По состоянию на 2017 год в отчет включена информация об исполнении контракта в части его соответствия графику.
Если договором предусмотрены отдельные этапы исполнения, то отчет должен формироваться нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется отдельный этап, до даты его исполнения (п. 7 Положения).
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Исполнение договора – это процедура предоставления выбранным поставщиком определенных гарантий с целью покрытия возможных убытков клиента в случае несоблюдения или ненадлежащего исполнения условий договора.
Требование о внесении поручительства перед заключением договора предъявляется заказчиком и прилагается к документации о закупке (данное правило не распространяется на исполнение договора по 44-ФЗ на закупку, указанную в ч. 2 ст. 96 Закона 44-ЗФ).
Заказчик также вправе отказаться от поручительства по договору, если покупка была совершена только при участии субъектов малого предпринимательства и некоммерческих общественных организаций.
В случаях, когда предоставление обеспечения является обязательным условием покупки, договор между заказчиком и исполнителем подписывается только после оплаты установленной суммы и документального подтверждения этого факта. Если гарантийные обязательства не были выполнены в срок, поставщик признается недобросовестным, а его данные сразу же вносятся в специальный реестр недобросовестных контрагентов.
Как мы упоминали выше, поручительство может быть предоставлено как в денежной форме, так и в виде банковской гарантии на исполнение договора по 44-ФЗ. Следует отметить, что исполнитель вправе самостоятельно выбрать наиболее предпочтительный способ поставки и следовать своему выбору вне зависимости от пожеланий заказчика.
В случае оплаты гарантии денежными средствами исполнитель должен перечислить указанную сумму на счет заказчика. Доказательством предоставления такой гарантии является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.
Если выбор был сделан в пользу банковской гарантии, то ее оригинал будет являться подтверждающим документом. Гарантийный срок должен быть как минимум на один месяц больше, чем срок действия договора.
В ходе исполнения договора поставщик имеет право изменить способ обеспечения. Если часть договорных обязательств уже выполнена, поручительство по ним может быть предоставлено в уменьшенном размере. Так, если исполнитель не успел получить банковскую гарантию в установленный срок, он может сначала внести на счет денежную сумму, а затем изменить обеспечение, предоставив гарантию. Применение смешанных гарантий к договору не допускается. Исполнитель не может оплатить часть гарантии наличными, а другую часть предоставить в виде банковской гарантии.
Размер гарантии исполнения контракта по 44-ФЗ после аукциона, как правило, равен 5-30% от начальной максимальной цены контракта. Если стоимость договора превышает 50 млн рублей, заказчик вправе установить требование об увеличении нижнего предела гарантии до 10%. В случаях, когда гарантия превышает одну треть стоимости контракта, ее сумма будет равна авансовому платежу. Во избежание демпинга в контрактной системе при снижении закупочной цены на 1/4 и более исполнитель контракта должен передать гарантию в полтора раза или представить документы, свидетельствующие о добросовестности поставщика.
Если поручительство по договору по 44-ФЗ было предоставлено в денежном выражении, то по результатам исполнения договора заказчик обязан вернуть исполнителю полную сумму. Условия возврата предмета залога должны быть включены в текст договора на стадии его разработки. Чаще всего возврат гарантии осуществляется после подачи исполнителем соответствующего запроса на имя клиента.
В случаях, когда после внесения гарантии клиент по каким-либо причинам не успевает подписать договор, денежные средства полностью возвращаются исполнителю в течение 5 рабочих дней. В случае инициирования расторжения договора заказчиком в связи с ненадлежащим нарушением обязательств поставщиком вся сумма гарантии договора остается в распоряжении заказчика.
Когда обеспечивать контракт обязательно?
На аукционах и конкурсах клиент обязан требовать ОИС, а победитель обязан предоставить ее до заключения договора. Если покупка осуществляется в электронном виде, победитель прикрепляет платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.
Если поставщик не предоставит ОИК на момент подписания, он будет признан уклонившимся от заключения договора и будет включен в РНП на два года.
Например, победитель тендера сопротивлялся с подачей документов в банк и не успевает вовремя выдать гарантию, не имеет свободных денег для перечисления. Результат: контракт не подписан, победитель вышел в РНП.
В каких закупках может не быть обеспечения договора?
Государственный заказчик может установить это требование по своему усмотрению:
- в запросах котировок;
- в ряде случаев запросы предложений, например, на поставку спортивного инвентаря, медикаментов, закупки народных промыслов, закупки услуг по защите интересов России в суде;
- в ряде случаев заключения договоров у единственного поставщика, например, при заключении договоров на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми бытовыми отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных изданий или электронных, для оказание услуг по обучению и иные договоры пункта 2 статьи 96 44-ФЗ.
Как уменьшить обеспечение после выполнения
В п. 7.1 ст. 96 Закона о контрактной системе предусматривает, что если договор предписывает определенные этапы его исполнения и устанавливает требование о гарантии исполнения такого договора, то в ходе исполнения обязательства размер этой гарантии уменьшается. Это этапы исполнения договора по № 44-ФЗ — это основание для возврата денег на счет. Делается это при подаче клиентом сведений о выполнении части обязательств в реестр. Размер поручительства за исполнение договора уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, принятие и оплата которых произведены в соответствии с правилами и в сроки, предусмотренные договором.
Чтобы вернуть часть денег, поставщик пишет заказчику заявление о возврате. Деньги от пройденного этапа вернутся в течение 30 дней, а если покупка была совершена с ограничениями по СМП и СОНКО, то в течение 15 дней. Это указано в п. 27 ст. 34 № 44-ФЗ. Главное, чтобы с поставщика не взималась неустойка и соблюдался тот объем, который соответствует выплаченному авансу.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Размер ОИК в торгах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (ИМЦК), а в закупках по СМП и СОНКО — от конечной цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:
УсловияОбеспечение договора
НМТСК ≤ 50 млн руб | 5 — 30% НМТСК | |
НМТСК > 50 млн руб | 10 — 30% НМТСК | |
Тендеры между NSR и SONCO | исчисляется от цены, по которой заключен договор | |
Если я заплачу вперед | не менее предоплаты | |
В случае снижения цены договора на 25% и более от начальной цены на торгах и аукционах (антидемпинговые меры) | в НМЦК > 15 млн руб | в 1,5 раза выше гарантии, указанной в документации |
с НМЦК ≤ 15 млн руб | Вместо увеличения ОИС в 1,5 раза можно предоставить справку о добросовестности: сведения о 3-х договорах из реестра договоров, которые:
|
|
Если исполнение договора состоит из 8 этапов | ОИК может быть уменьшен в ходе исполнения договора на сумму исполненных обязательств |
Бывают случаи, когда обеспечение может не выплачиваться:
- если победителем является государственное учреждение;
- если целью договора является предоставление кредита;
- если целью договора является выдача банковской гарантии;
- если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить сертификат добросовестности.
Такую справку может предоставить только участник с опытом государственных закупок; в справке содержится информация о 3 договорах, включенных в реестр договоров, которые:
- исполнено в течение 3 лет без штрафов, пени;
- сумма договорных цен ≥ НМЦК.
Обратите внимание, что антидемпинговые сертификаты целостности отличаются для SMP и SONCO. Отличие заключается в цене контрактов: в случае антидемпинга цена одного из трех контрактов должна быть не менее 25% от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен трех контрактов составляет равен или больше НМЦК.
Расчет суммы обеспечения
Правильно рассчитать OIC помогут ответы на два вопроса:
- Есть ли ограничения на покупку для SMP и SONKO?
- На сколько процентов снизилась цена?
Разберем расчет суммы гарантии на примерах.
- Аукцион на поставку автозапчастей
Условия:
НМТСК 499 998,50 руб.
Размер гарантии исполнения договора составляет 5 %.
Для NSR и SONKO ограничений нет.
Победитель — СМП, уменьшился до 399 998,80 руб. (20% от НКЦ).
Платить:
Обеспечение по договору составит 24 999,93 рубля — 5% от НКЦ.
Победитель принадлежит СМП, но покупка производится «на всех», поэтому гарантия будет рассчитываться с НМЦК.
- Аукцион на поставку рентгеновского аппарата
Условия:
НМТСК 99 360 000,00 руб.
Размер гарантии исполнения контракта составляет 15 %.
Покупка для СМП и СОНКО.
Победитель — СМП, упал до 81 475 200 рублей (на 18% от НКЦ).
Платить:
Обеспечение по договору составит 12 221 280 рублей, что составляет 15% от цены договора.
Покупка осуществляется между SMP и SONCO, поэтому гарантия контракта будет рассчитываться исходя из цены, по которой заключен контракт.
- Аукцион на оказание услуг по уборке снега с крыш зданий.
Условия:
НМТСК 592 699,84 руб.
Размер гарантии исполнения договора составляет 5 %.
Покупка для СМП и СОНКО.
Участник СМП уменьшился до 334 717,57 руб. (на 43,5% НМКК).
Платить:
Обеспечение по договору составит 25 103,82 рубля, 5% от цены договора и увеличится в 1,5 раза, так как уменьшение составляет более 25 %.
Будьте внимательны при расчетах. Клиент может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забудьте умножить ОИК на 1,5, если у вас уменьшилось на 25% и более. Обеспечьте меньшую безопасность, чем необходимо: вы войдете в RNP.
ООО «Балт Медикал-Урал» выиграло аукцион № 0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в патроне с начальной ценой 180 966,67 руб., снизив ее цену до 114 217,89 руб., что составляет 36,88% от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096,67 руб. Это размер ОИК, который был установлен в тендере. Клиент не принял гарантию, и компания осталась с RNP.
Иногда закупающая организация сама рассчитывает сумму гарантии и включает информацию о ней в проект договора перед отправкой его победителю торгов на подпись, как в этом договоре. Но в статусе клиента может не быть указана сумма залога, как в этой покупке, тогда вам придется ее рассчитать.
Возврат обеспечения по контракту
Клиент вернет ОИК в полном объеме:
- Если договор исполнен в полном объеме.
- Если поставщик решит изменить метод обеспечения на банковскую гарантию. Вы имеете право сделать это в любое время в ходе исполнения договора.
- Если договор расторгнут по соглашению сторон или по инициативе заказчика, а заказчик не имеет претензий к поставщику. При наличии претензий государственная компания может компенсировать свои убытки суммой ОИК.
Заказчик обязан прописать в договоре условие о моменте возврата ОИК, если поставщик добросовестно выполняет договор:
- Если победитель обеспечил контракт деньгами, то клиент должен вернуть их не позднее 30 дней с момента исполнения контракта.
- При закупках для СМП и СОНКО — не позднее 15 дней. Данные требования регулируются подпунктом 27 статьи 34 44-ФЗ.
Государственная компания не будет возвращать ОИС при расторжении контракта по собственной инициативе, если поставщик не выполнил или не выполнил обязательства. Но это должно быть прописано в договоре.
Как наказать за нарушения
Размер неустойки при несвоевременном исполнении обязательств рассчитывается исходя из стоимости стадии заключения договора, а не общей суммы сделки (ст. 34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 1042 от авг. 30, 2017).
ВАЖНЫЙ! С 01.01.2022 года договорным законодательством допускается изменение срока выполнения отдельного этапа договора в пределах общего срока выполнения работ. То есть изменить этапы работы, если основной срок сдачи работы остается неизменным. Данная ситуация станет основанием для внесения изменений в договор по ст. 95 № 44-ФЗ (№ 360-ФЗ от 07.02.2021).
Есть суды, которые не взимают штраф за просрочку исполнения отдельного этапа. По делу № А40-170542/2018 от 04.07.2019 суд разъяснил стадию договора по № 44-ФЗ. Он указал, что в ГК предусмотрена санкция за нарушение основных и промежуточных сроков исполнения обязательств. Но в № 44-ФЗ таких правил нет. Положения этого закона носят особый характер. Суд не взыскал неустойку за нарушение предварительных сроков, если стороны не прописали иной порядок в госконтракте.
Арбитражный суд Московского округа постановлением № Ф05-2427/2019 по делу № А40-114546/2018 от 24.04.2019 начислил штраф за просрочку исполнения этапов по госконтракту с аналогичной формулировкой об ответственности за нарушение условий.
Во избежание споров рекомендуем зафиксировать последствия за нарушение сроков.
Ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ
Различают два вида нарушений, с которыми может столкнуться заказчик в процессе работы с подрядчиком: ненадлежащее исполнение своих обязанностей и неисполнение обязательств в установленный договором срок. За правонарушение первого вида предусмотрены санкции и просрочка исполнения влечет за собой накопление санкций.
Ненадлежащее соблюдение условий договора предполагает наличие несоответствия между выполненной работой и требованиями, указанными в договоре. Несоответствия могут быть выявлены во время принятия задания заказчиком или в результате внешней проверки.
Исполнитель не имеет права нарушать условия, установленные договором.
Срок действия договора является существенным условием, а это означает, что он не может быть изменен в течение срока действия договора. Именно поэтому любая просрочка исполнения договора по 44-ФЗ, допущенная исполнителем, влечет за собой наложение неустойки или предъявление требования об уплате неустойки.
Если поставщик считает, что срок действия договора следует продлить, он должен сообщить об этом клиенту на этапе подачи заявки. Подрядчик также может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу на явно невыполнимые сроки исполнения контракта.
Теперь несколько слов о размерах штрафов. Штрафы за несоблюдение договорных обязательств намного выше, чем штрафы за несоблюдение сроков. Получается, что поставщику гораздо выгоднее сделать свою работу качественно, но со срывом сроков, чем кое-как, но в срок.
За нарушения, допущенные при исполнении договора, к поставщику могут быть предъявлены одновременно два требования: о начислении санкций и об уплате штрафа. Если провайдер не выполнил в срок условия договора, будут начисляться только штрафные санкции, но если помимо просрочки будет подтверждено ненадлежащее качество оказанных услуг, к неустойке будет добавлен штраф.
Бывают ситуации, когда артист отказывается платить штраф, ссылаясь на то, что вина за нарушение условий договора лежит на клиенте. Чтобы установить вашу невиновность, провайдер должен обратиться с заявлением в суд и подать в суд соответствующие документы. Иски об уплате пеней и штрафов могут быть аннулированы по решению суда.
Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ
Заключение взаимного соглашения ни в коем случае не является гарантией его обязательного исполнения. К нарушению условий договора может быть причастен как заказчик, так и подрядчик. Кроме того, каждая из сторон может категорически не согласиться с требованиями другой стороны. Конечно, любой спор можно решить в суде, но для этого потребуется много сил и времени. Лучшим выходом может стать односторонний отказ от исполнения договора.
Односторонний отказ от исполнения договора по 44-ФЗ является одним из вариантов расторжения договора, реализация которого возможна только при соблюдении следующих нюансов: допущенное одной из сторон нарушение является существенным (т превышает пользу); текст договора содержит упоминание о возможности расторжения в одностороннем порядке.
Уважительными причинами для одностороннего отказа от исполнения договора являются:
- поставка некачественного товара и отсутствие действий по устранению недостатков в установленный для этого срок;
- неоднократное нарушение сроков поставки товаров/оказания услуг или их оплаты;
- приобретение товаров или услуг поставщиком в недостаточном объеме или на условиях, не соответствующих условиям договора.
Кроме того, заказчик имеет право расторгнуть договор, если продукция поставщика не соответствует требованиям технического задания, подрядчик не соответствует требованиям или ему была предоставлена заведомо ложная информация.
Как принять и оплатить
В части 1 ст. 94 Закона о контрактной системе предусматривает, что исполнение обязательств по договору включает в себя осуществление отдельных частей поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и оплату заказчиком таких товаров, работ, услуг. В п. 13.1 ст. 34 № 44-ФЗ установлено, что максимальный срок оплаты части обязательств составляет 30 дней с момента подписания клиентом акта приема-передачи.
Иной срок оплаты устанавливается по следующим основаниям:
- часть 8 ст. 30 № 44-ФЗ — 15 рабочих дней со дня принятия;
- специальные нормы права;
- решение правительства, которое принимается для обеспечения обороны и безопасности.
Оплата контракта по 44-ФЗ: последние изменения
Соблюдение сроков и порядка оплаты может защитить от недобросовестного поведения со стороны плательщика и дать гарантию получения оплаты за своевременно выполненные договорные обязательства. За всем этим постоянно следит закон, в котором оплата договора по 44-ФЗ является, по сути, конкретным руководством с указанием возможных нюансов, сопровождающих эту процедуру.
Однако, поскольку время не стоит на месте, законы в нашей стране раз за разом претерпевают изменения. Далее мы подробно расскажем, как теперь оплачивается контракт по 44-ФЗ, какие новшества коснулись этой сферы, какие сроки сейчас установлены.
Последние изменения в условиях оплаты контракта по 44-ФЗ
Такое существенное условие, как условия оплаты договора по 44-ФЗ, подлежит изменению с 2017 года. На тот момент срок составлял 30 календарных дней для всех участников торгов, кроме СМП или СОНКО. Для последнего он сократился вдвое, то есть не более чем на 15 рабочих дней.
После изменений, внесенных в 2019 году, условия выплаты не изменились, но в законе появилось новое условие. Однако если иным нормативным правовым актом установлены иные условия, чем 44-ФЗ, оплата должна производиться по правилам специального правового акта. Поэтому клиентам рекомендуется не спешить включать в проект договора стандартную платежную фразу, а изучить правовые акты, относящиеся к предмету договора.
Варианты оплаты государственного контракта по 44-ФЗ
В предыдущей редакции 44-ФЗ не было ограничений по времени оплаты работ по договору. Другими словами, организатор аукциона самостоятельно выбрал время оплаты, исходя из собственных пожеланий. После вступления в силу 83-ФЗ были установлены жесткие условия оплаты по всем соглашениям, инициированным госкомпаниями.
Вы должны понимать, что условия оплаты являются одними из самых важных положений договора. В 2020 году в каждом документе должна быть указана общая сумма платежей, валюта, в которой будут перечисляться средства, и время, отведенное клиенту на их перечисление исполнителю.
1. Законом предусмотрено несколько способов оплаты:
- Разовый платеж, то есть клиент производит полный расчет с провайдером после выполнения условий заключенного договора.
- Аванс или получение продавцом части суммы до начала исполнения обязательств. Клиент вправе самостоятельно устанавливать размер предоплаты с учетом ограничений, установленных в постановлении правительства №1551. Так, при строительстве или капитальном ремонте максимальная предоплата составляет 30% от общей суммы договора. Чтобы получить остаток средств, подрядчик должен выполнить свои обязательства по контракту.
- Поэтапная оплата: используется, когда в договоре установлен конкретный график предоставления ТРУ. Поэтапная оплата договора по 44-ФЗ осуществляется после выполнения подрядчиком отдельной части работ.
Стороны выбирают один из перечисленных вариантов исходя из собственных интересов и особенностей договора. Договор должен содержать перечень документов, подтверждающих поставку продукции или выполнение работ.
Часть 13.1 Ст. 34 установлено, что у клиента есть 30 дней для оплаты товаров или услуг, полученных по госконтракту. Отсчет срока начинается после предъявления документов, подтверждающих исполнение обязательств исполнителем. Это может быть акт приема-передачи, коносаменты, счета-фактуры и т.п.
Но стоит упомянуть, что законом предусмотрена возможность отступления от этого правила. Иной срок оплаты услуг по договору 44-ФЗ возможен в случаях, установленных Правительством РФ. Предположим, речь идет о закупках, направленных на обеспечение обороноспособности страны.
Если по правилам торгов участниками выступают только малые компании, ч. 8 ст. 30 44-ФЗ. Это означает, что максимальный срок оплаты составляет 15 рабочих дней с момента исполнения обязательств по договору. Это правило распространяется и на некоммерческие социально ориентированные организации (СОНКО).
Когда клиент устанавливает в договоре более длительные сроки оплаты, чем указанные в законе, его действия признаются нарушением ст. 30 или 34 44-ФЗ и несут ответственность.
За первое нарушение этих статей закона в 2020 году чиновника ожидает штраф в размере 30-50 тысяч рублей. Рецидив может привести к отстранению от должности на 1 или 2 года. Данные изменения были внесены в КоАП после вступления в силу 189-ФЗ. Для защиты ваших прав исполнителю следует внимательно ознакомиться с проектом договора во время подготовки заявки. При обнаружении того, что заказчик установил условия оплаты, не соответствующие нормам закона, провайдер имеет право подать жалобу в контролирующие органы.
2. Предоплата по госконтракту в 2020 году
Часть 13 Ст. 34 44-ФЗ позволяет государственным и муниципальным заказчикам устанавливать авансовые платежи при заключении договора. Вы должны понимать, что размер авансового платежа по муниципальному контракту по 44-ФЗ ежегодно определяется на уровне правительства. На 2020 год эта сумма закреплена в Постановлении Правительства РФ № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».
В целях достижения большей эффективности расходования средств бюджетными учреждениями положения ст. 30 Федерального закона введено новое правило, согласно которому бюджетное учреждение, выступающее заказчиком и предоставляющее авансовые платежи при заключении договора поставки ТРУ, обязано соблюдать требования нормативных правовых актов. При этом законы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также положения муниципальных образований, регулирующие бюджетно-правовые отношения между получателями средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации Учитывается Российская Федерация.
Пункт 18 Постановления № 1496 позволяет федеральным бюджетным учреждениям использовать аванс в договорах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Российской Федерации. Однако закон не должен устанавливать иную норму для конкретного случая. Аванс это:
- До 30% от суммы заключенного договора на сумму до 600 млн руб.
- До 30% от суммы контракта на сумму более 600 млн руб. При этом в договоре должно быть указано условие предоплаты после подтверждения поставки ГВС. Денежные средства передаются в сумме, соответствующей размеру поставки товаров, в порядке, установленном Министерством финансов для санкционирования оплаты денежных обязательств. Общая сумма предоплаты не может превышать 70% от суммы договора.
Вышеуказанные ограничения распространяются только на договоры подряда на выполнение строительных, реконструкционных и капитальных работ. Если предметом договора является незавершенный ремонт, эти положения не применяются. Такие ремонтные работы проводятся для обеспечения исправного технического состояния зданий и сооружений. Адекватным техническим состоянием принято называть сохранение параметров устойчивости, надежности, исправности конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов, а также соответствие всех этих показателей нормам, установленным техническими регламентами., проектная документация.
По другим государственным контрактам допускается внесение авансовых платежей в размере 30%, 30-80%, 30-90% и 100% суммы договора.
Оплата с авансом
Клиент сам решает, устанавливать или нет первоначальный взнос на покупку. Предварительные предложения удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.
Если государственный заказчик принимает решение об уплате аванса, он должен указать в тексте договора его размер и установить условия платежа. Заказчик нарушает пункт 1 части 13 ст. 34 44-ФЗ, если не указать эту информацию.
Важно: при авансовых закупках гарантия исполнения договора увеличивается на сумму авансового платежа.
Наличие или отсутствие аванса и его максимальный размер при различных закупках определяются законодательством.
Постановлением Правительства № 1496 установлены лимиты авансового платежа, который могут вносить покупатели населения в зависимости от предмета закупки:
Авансовый платеж | Тема набора | Оценки |
Не более 50 % |
|
Предельное значение в размере 50% временно установлено до конца 2020 года (пункты 5.1, 5.2 Постановления №1803).
До 11 мая 2020 года предоплата по указанным закупкам не может превышать 30% от цены договора. |
от 30% до 80 % | закупки для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на замену импортной продукции. | Должны быть соблюдены следующие условия:
|
от 30% до 90 % | при заключении контракта с условием казначейского сопровождения контракта. | Исключением являются покупки из предыдущего пункта. |
до 100 % | на такие покупки, как:
|
Решение об установлении полной предоплаты за такие покупки остается за заказчиком. |
Бывают случаи, когда на аванс рассчитывать не приходится:
- Постановлением Правительства № 21 установлен перечень из 22 товаров и 4 услуг, за которые не может быть произведена предоплата. Из их:
- постельное белье;
- блокноты, блокноты;
- стирка и моющие средства;
- машины;
- услуги по ремонту компьютеров и др.
- Участнику, снизившему цену на 25% и более от первоначальной цены договора, аванс не выплачивается, даже если в проекте договора есть информация об авансовом платеже. Такое условие установлено в п. 13 ст. 37 44-ЗФ.
Поэтапная оплата
Клиент может установить в договоре поэтапное исполнение договора и его оплату в рассрочку. При таких закупках поставщик будет получать оплату в рассрочку после выполнения обязательств каждого этапа.
В договоре клиент должен указать срок выполнения каждого этапа, сумму частичного платежа и дату окончательного расчета по договору.
Клиент и провайдер взаимодействуют по следующей схеме:
- поставщик соблюдает обязательства по каждому этапу договора;
- заказчик принимает товары или работы и подписывает приемо-сдаточные документы, подтверждающие выполнение обязательств по отдельному этапу;
- клиент перечисляет деньги провайдеру в рамках этапа и отправляет платежную информацию в Единую информационную систему (ЕИС).
По окончании этапа поставщик может уменьшить размер гарантии исполнения договора пропорционально выполненным обязательствам. Если размер стадийных обязательств был 30%, то и обеспечение будет меньше 30 %.
Если гарантия была в форме банковской гарантии, то клиент не может требовать полной суммы этой гарантии. Перед тем, как предъявить претензию в банк, банк должен рассчитать сумму новой гарантии с учетом исполненных по договору обязательств.
Если поставщик перечислил сумму гарантии на счет клиента, то по требованию исполнителя клиент возвращает разницу между первоначальной и уменьшенной гарантией.
Единовременная оплата
Заказчик оплатит контракт в сумме после полного выполнения поставщиком обязательств.
В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает выполнение обязательств. Таким документом может быть:
- товарная накладная;
- законопроект;
- акт приема-передачи выполненных работ и другие.
С даты подписания указанного документа устанавливается срок оплаты по договору.
Порядок и нюансы оплаты контракта по 44-ФЗ
В первую очередь присваивается номер платежного поручения, его дата. Сумма перевода пишется от руки, как и все цифры, следующие за ней.
Далее необходимо ввести реквизиты плательщика и организации. Вам потребуются: ИНН, КПП, название компании, номер расчетного счета, название кредитной организации, открывшей расчетный счет и ваш БИК.
После этого вносится информация об исполнителе или получателе. При этом указывается аналогичная информация, а также ЭТП. Также на этом этапе нужно обозначить операцию «01» и очередное платежное поручение «5».
Причина платежа указана ниже, при необходимости можно записать аукционный номер в электронном виде. Также следует отметить: «без НДС» или «не облагается НДС».
44-ФЗ устанавливает на 2020 год такие формы обеспечения, как:
- запрос на участие;
- исполнение договора – в этом случае может быть использована банковская гарантия или денежные средства;
- определение отличительных свойств этих видов ценностей.
Если индивидуальный предприниматель или организация собирается выступить исполнителем госконтракта, то он должен внести определенную сумму на расчетный счет ЭТП или предоставить в качестве залога иной вид обеспечения.
Размер гарантии по заявке на участие в аукционе устанавливается заказчиком и может варьироваться от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены контракта. Перед передачей гарантии важно проверить данные получателя, то есть ЭТП, где будут проходить торги. Подробная информация обо всех существующих электронных площадках опубликована на официальном сайте.
Плата, предусмотренная за исполнение договора 44-ФЗ, является гарантией для заказчика того, что работа будет выполнена или что в случае нарушения поставщиком условий договора он сможет вернуть понесенные убытки.
Размер гарантии исполнения контракта устанавливается исходя из требований государственного контракта. Эта сумма не может быть меньше аванса, при условии, что эта сумма была заранее указана в аукционной документации.
Документация должна содержать реквизиты получателя гарантии исполнения договора, то есть клиента. Если эта информация не была введена или в ней допущена ошибка, необходимо связаться с покупателем для уточнения деталей.
Особое внимание рекомендуется уделить оформлению платежного поручения, а именно пункту «Статус плательщика». В этом столбце введите «01», если передача обеспечения исполнения контракта включена в бюджетные платежи. Если вы введете любую другую цифру в поле «101», вы также должны заполнить строку налога (поля 104-110).
Последствия нарушения 44-ФЗ по оплате контракта
Просрочка платежа заказчиком по договору 44-ФЗ влечет за собой административную ответственность.
Если клиент впервые попадет в подобную ситуацию, его сотрудника оштрафуют на 30-50 тысяч рублей. Повторная несвоевременная оплата по договору 44-ФЗ может привести к увольнению должностного лица заказчика с работы на 1-2 года.
Согласно п. 13.1 ст. 34 началом платежного периода является дата подписания актов приема-передачи. Это правило не зависит от спецификаций TRU.
В качестве примера здесь можно привести постановление Тамбовского УФАС от 06.09.2017 № РЗ-332/17. Объектом аукциона в данном случае стал ремонт дороги. По условиям договора подрядчик будет получать средства за выполнение работ по следующей схеме:
- поэтапная оплата — в течение 30 дней после подписания приемо-сдаточных документов, а именно акта КС-2 и акта КС-3;
- окончательный расчет не более 30 дней со дня ввода дороги в эксплуатацию.
Инспекторы отметили, что срок оплаты не может исчисляться с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Как зарегистрировать договор
Вот инструкция, как зарегистрировать госконтракт с поэтапным исполнением обязательств:
Шаг 1. Укажите количество этапов, выбрав переключатель «Одиночный» или «Несколько».
Шаг 2. Заполните поле «Дата начала».
Шаг 3. Укажите даты завершения (если вы выбрали переключатель «Несколько этапов»).
Шаг 4. Нажмите гиперссылку «Добавить», чтобы добавить новый этап, или «Удалить», чтобы удалить его.
Шаг 5. Сохраните и проверьте нарушения, нажав кнопку внизу.
В части 6 ст. 103 № 44-ФЗ указано, что порядок размещения документов при исполнении договоров по № 44-ФЗ устанавливается Правительством. Данный порядок утвержден Постановлением № 1084 от 28.11.2013. Заказчик в течение 5 рабочих дней формирует и направляет в казначейство сведения о приемке и оплате отдельного этапа работ.
Недопустимо внесение изменений в сроки выполнения работ или поставки товаров.
Вот как изменить стадию контракта в ОВОС после 01.01.2022, когда это будет разрешено:
Шаг 1. Подготовить соглашение об изменении договора на основании ст. 95 № 44-ФЗ.
Шаг 2. Дополнительная подпись по договору.
Шаг 3. Загрузите данные в EIS.
Инструкция по внесению информации об исполнении этапа договора в ОВОС:
Шаг 1. Войдите в свою личную учетную запись EIS.
Шаг 2. Зайдите в реестр договоров.
Шаг 3. Найдите подходящий контракт.
Шаг 4. Выберите опцию «Оформление договора».
Шаг 5. Введите данные о закрытии отдельного этапа договора.
Шаг 6. Загрузите приемочные документы.
Шаг 7. Поместите данные в систему.
Экспертиза результатов исполнения контракта или его отдельного этапа
В части 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ определены эксперты и экспертные организации. К ним относятся лица (физические или юридические), обладающие специальными знаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, осуществляющие деятельность на основании договора:
- для изучения и оценки предмета специализации;
- о подготовке экспертных заключений по вопросам, поставленным заказчиком, участником подряда в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что учреждение физической культуры и спорта обязано привлекать к экспертизе поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг экспертов, экспертных организаций, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, устный переводчик). Исключением являются случаи:
- предусмотренные пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, 24 (только при осуществлении закупок для федеральных нужд), 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40 — 42, 44 — 48, 50 — 54 часа 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
- заключение договоров экспертных услуг, экспертных организаций;
- если результатом выполненных работ, предусмотренных договором, является проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедших государственную или негосударственную экспертизу, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством.
Как видите, достаточно большая часть закупок у единственного поставщика не требует привлечения внешних экспертов для проверки результатов контракта.
Обратите внимание: с 01.07.2018 в части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ введено новое основание для заключения договора с единым поставщиком — пункт 25.1 — о признании недействительными открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукцион в соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 55.1, ч. 1 — 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Однако в части 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ этот пункт не фигурирует в качестве исключения. Поэтому, если спортивное учреждение заключает договор с единственным поставщиком на основании п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для проверки результатов его исполнения обязан привлекать сторонних экспертов.Аналогичное правило действует при проверке результатов договора, заключенного в соответствии с пунктами 25.2 и 25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (признание недействительным запроса котировок и запроса предложений в электронной форме).
Как привлечь сторонних экспертов?
Участие эксперта или экспертной организации осуществляется на основании договора, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению необходимо определить предмет экспертизы, выбрать способ заключения договора и провести процедуру определения исполнителя. Министерство финансов Официальным письмом № 24-02-07/87603 от 27.12.2017 г указало, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики осуществляют соответствующую закупку одним из конкурсных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание: информация о привлечении экспертных услуг должна быть включена в график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
При выборе метода определения эксперта, организации экспертов необходимо учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из методов. Например, по ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может быть сделан при соблюдении следующих условий:
- размер начальной (максимальной) цены договора не превышает 500 тыс руб.;
- годовой объем закупок посредством запроса котировок не превышает 10 % от общего годового объема закупок (ГПО) (если его сумма не превышает одного миллиарда рублей) или 100 миллионов рублей при СГОЗ более одного миллиарда рублей.
Обратите внимание, что сторонние эксперты должны соответствовать указанным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требования. Например, если экзамен требует проведения исследований, испытаний, выполнения работ, оказания услуг, а в отношении лиц, их выполняющих, законодательством устанавливаются обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензия, членство в органах саморегулирования), отбор экспертов, экспертных организаций формируются из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.
Экспертиза силами заказчика
В законодательстве не разъясняется, как проводится служебная экспертиза, а также кто может быть в этом случае экспертом. Мы считаем, что любой сотрудник или группа сотрудников клиента, обладающие знаниями о предмете найма, могут провести внутреннюю проверку. А требования, установленные ст. 41 Закона № 44-ФЗ к экспертам не распространяются на штатных экспертов. Об этом также указывало Минэкономразвития в официальных письмах от 18 мая 2016 г. № ОГ-Д28-6773, от 1 декабря 2016 г. № ОГ-Д28-14217, а также некоторые суды (см., например, решения Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 № 09АП-14799/2017, АЦ ВСО от 21.02.2017 № Ф02-7873/2016 по делу № А58-636/2016).
В письме № Д28и-1778 от 12.07.2016 Минэкономразвития указало, что при проведении экспертизы самостоятельно заказчик вправе поручить указанную экспертизу приемочной комиссии или создать отдельную комиссию для проведения экспертиз , экспертизы результатов, предусмотренных в контракте. Аналогичное мнение Минфин выразил Официальным письмом № 24-03-07/71512 от 27.10.2017.
Оформление результатов экспертизы
Обзор (независимо от того, проводится ли он внешней организацией или внутренними экспертами) должен быть задокументирован. На практике результаты внешней проверки оформляются заключением. Документом, подтверждающим проведение осмотра работниками заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товаров, работ, услуг, например, акт.
Осуществляем приемку
Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения договора или его отдельного этапа.
Приемочная комиссия
Повторяем, что по решению заказчика может быть создана приемочная комиссия для приемки поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения договора. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает клиента создавать такую комиссию. На это Минэкономразвития обращало внимание в 2015 году (письмо № Д28и-1464 от 22.05.2015). Однако в некоторых случаях их наличие все же желательно. Например, если объект договора технически сложен или требует знаний специалистов в различных областях, для его надлежащего принятия потребуется коллегиальное решение.
К вашему сведению: в исключительных случаях мы рекомендуем создавать приемочную комиссию и доверять большинство приемок отдельным сотрудникам. Это связано с тем, что акт приемки должен быть подписан всеми членами комиссии. И может быть трудно убедиться, что все там.
Если учреждение приняло решение о создании приемной комиссии, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что количество членов указанной комиссии не может быть менее пяти (п. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, определяющий ее состав. Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного администратора, контрактников.
Для обеспечения надлежащего функционирования комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, установив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. Кстати, вы можете
утвердить форму решения о приемке или отказе в приемке товаров (работ, услуг) — акт или заключение.
Если приемочные документы подписаны несколькими работниками заказчика, но не несут ответственности за приемку и экспертизу (приказов о возложении таких обязанностей нет, локальный акт о порядке приемки), это может быть признано нарушением п. Закон № ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 в деле № А45-8564/2016).
Документальное оформление приемки
Часть 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения договора, а также отдельный этап его исполнения:
- осуществляться в форме и в сроки, установленные договором;
- оформляется актом приемки, который подписывается заказчиком (в случае приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
Обратите внимание: документ о приемке результатов выполнения отдельного этапа договора, а также поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг оформляется администратором договора или работником договорной службы.
Поэтому, если приемка прошла успешно, клиент должен оформить соответствующий документ. Единой формы такого документа не существует, поэтому на практике часто используется акт приема-передачи товаров (работ, услуг).
Акт содержит сведения, позволяющие определить соответствие поставленных товаров (работ, услуг) требованиям договора. Например, если ваша тема — товар, уместно указать:
- наименование, ассортимент, характеристики, целостность поставляемого товара;
- номер;
- цена за единицу товара;
- сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;
- иные сведения, имеющие значение для установления соответствия товара условиям договора.
Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии — всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 6 февраля 2018 г. № 24-03- 08/6839).
В случае привлечения к приемке внешних экспертов, при принятии решения о приемке приемочная комиссия обязана учитывать предложения, отраженные в заключении по результатам экспертизы. Следовательно, к акту должно быть приложено экспертное заключение.
Если приемка производилась без привлечения внешних экспертов, оформлять документ о проведенной заказчиком экспертизе и прикладывать его к акту не нужно. Об этом Минфин сообщил в Официальном письме № 24-03-08/70501 от 26.10.2017.
Обратите внимание: при не оформлении документа о приемке результатов исполнения договора или его отдельного этапа должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней со дня приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии строящегося и (или) реконструируемого объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации , заказчик представляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГК РФ). Клиент,в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в уполномоченные органы в соответствии с ГК РФ. Российской Федерации выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Отказ в приемке
В случае поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ, не соответствующих характеристикам, установленным в договоре, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от подписания акта приемки. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, предусмотренные договором на подготовку приемо-сдаточных документов.
Минфин в Официальном письме № 24-02-08/70126 от 20.10.2017 указал, что в соответствии с п. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказываться от приемки результатов поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ в случае признания их несовместимыми с условиями договора, если выявлены несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Обратите внимание: приемка результата исполнения договора или его отдельного этапа в случае неисполнения товаров, работ или услуг, если выявленное несоответствие не было устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дорасходование средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации либо уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей до 50 тысяч рублей. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
Отказ от акцепта производится свободно. Главное, указать в нем причины, по которым клиент отказывается принять товар, работу или услугу.
Если заказчик не принял результаты исполнения договора и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностные лица заказчика несут административную ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.
Отдельные нюансы
Документы о приемке товаров являются важным инструментом в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:
1) внести сведения в реестр договоров (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения указанного реестра определяются ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084.
В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней, следующих за днем приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обязан направить в Казначейство Российской Федерации акт приемки — в случае принятия решения о приемке поставленных товаров, выполненные работы, оказанные услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Если приемка осуществляется по частям, информация должна быть представлена после каждого этапа. Такой вывод следует из п. 13 ч. 2 ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение выражено Минэкономразвития Официальным письмом № Д28и-865 от 8 апреля 2015 г;
2) составить отчет об исполнении договора, его отдельного этапа. Здесь стоит сослаться на Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093. Согласно утвержденному этим постановлением порядку составления и опубликования отчета, если учреждение оплатило поставленный товар, работа выполнены, оказаны услуги (обязательства по договору) и подписан акт приема-передачи (утвержденный комиссией подписанный акт приемки), необходимо составить акт об исполнении договора.
Также составляется отчет по результатам отдельного этапа договора, если его цена превышает один миллиард рублей или если предметом договора является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):
- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
- по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Минфин в Официальном письме № 24-03-07/34121 от 18.05.2018 указал: если обязательство по учету отчета об исполнении контракта в ОВОС у клиента возникло до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленных до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года.
Обратите внимание: Подготовка отчета осуществляется уполномоченными сотрудниками контрактной службы или администратором контракта клиента.
Если договор был заключен до 01.07.2018, а обязанность по размещению отчета об исполнении договора в ОВОС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет публикуется с учетом изменений, вступивших в сила.
Отчет составляется в виде электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного лица клиента и публикуется в ВЭД в течение семи рабочих дней с момента оплаты клиентом обязательств и подписания акта приема-передачи.
Обратите внимание, что оплата заказчиком товаров (работ, услуг) и подписание акта приемки часто не совпадают по времени (например, когда по условиям договора оплата производится в определенный срок после приемки) . В таких случаях отчет должен быть опубликован в течение семи рабочих дней с даты совершения последнего из указанных действий. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития РФ от 29 июля 2015 г. № Д28и-2214.
Приемка результатов исполнения договора или его отдельного этапа является важным звеном в процедуре исполнения договора. Администратор контракта или работники контрактной службы должны учитывать при приемке ряд характеристик. Во-первых, в ряде случаев необходимо привлекать внешних экспертов. Во-вторых, акт приемки составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии только в том случае, если приемка была положительной. Если при приемке в товаре, работе или услуге выявлены недостатки, мотивированный отказ в приемке должен быть оформлен в письменной форме. В-третьих, информация об акцепте направляется клиентом в реестр договоров,а также включается в отчет об исполнении контракта.