Как проверить поставщика: реестр недобросовестных участников закупок

Содержание
  1. Требования к участникам закупки по 44‑ФЗ
  2. Единые требования к участникам закупок
  3. Дополнительные требования к участникам закупок
  4. Иные требования к участникам закупок
  5. Какие квалификационные требования могут быть установлены
  6. Реставрация музейных предметов
  7. Работы по строительству и реконструкции
  8. Услуги по организованной перевозке групп детей
  9. Определение кадастровой стоимости
  10. Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями
  11. Требования к участнику закупки по 223-ФЗ
  12. Инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям
  13. Основные положения
  14. Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1)
  15. Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)
  16. Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)
  17. Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)
  18. Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)
  19. Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)
  20. Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)
  21. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)
  22. Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)
  23. Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)
  24. Отсутствие в РНП (ч. 1.1)
  25. Что такое реестр недобросовестных поставщиков
  26. Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?
  27. Основания для внесения в РНП
  28. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником
  29. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта
  30. Заказчик расторгает действующий контракт
  31. Какая информация включается в РНП
  32. Порядок передачи сведений в ФАС
  33. Какие последствия включения в РНП?
  34. Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ
  35. Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ
  36. Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ
  37. Алгоритм проверки поставщика в РНП
  38. Как автоматически проверить сведения из РНП
  39. Порядок исключения из РНП

Требования к участникам закупки по 44‑ФЗ

Для участия в контрактации, проводимой в соответствии с 44-ФЗ, поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Читайте в статье, что это за требования и какие поставщики не имеют права участвовать в заключении контрактов

Федеральный закон от 04.05.2013 № 44-ФЗ, устанавливающий правила проведения договорных процедур, в том числе определяет систему требований к ее участникам. Эти требования можно разделить на три категории: единые, дополнительные и так называемые иные требования.

Единые требования к участникам закупок

1. Участник закупки должен соблюдать требования законодательства к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ). Это означает, что клиент должен проанализировать действующее законодательство на предмет требований, установленных для отдельных видов деятельности (лицензионные требования, членство в органах саморегулирования и т.д.).

2. Потенциальный участник торгов не подлежит ликвидации. В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе по истечении срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели для которого создано, а также по решению суда.

3. В отношении участника контрагента не должно быть решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии производства по делу о банкротстве (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, платежным компенсации и (или) вознаграждения лиц, принятых на работу или работавших по трудовому договору, и (или) соблюдать обязанность по уплате обязательных платежей. На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru),клиент может проверить выполнение этого условия участником.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки в административном порядке не приостановлена ​​(п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ. Это вид административного взыскания, заключающийся во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельность обособленного или структурного подразделения юридического лица, а также деятельность отдельных объектов.

5. Отсутствие задолженности по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 31 44-ФЗ). Учитываются просроченная и задолженность последнего календарного года, размер которой превышает четверть (25%) стоимости остатка активов участника контрактации по данным бухгалтерской отчетности последнего отчетного периода. Следует отметить, что в случае предоставления участнику договора отсрочки, рассрочки, реструктуризированного кредита, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязательства заявителя по уплате этих средств исполненными или которые признаны как несобираемый,такие денежные суммы не учитываются при определении суммы задолженности по налогам или задолженности. Кроме того, даже при наличии налогового обязательства, причем превышающего 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление на его обжалование и решение о дате рассмотрения заявления для участия в определении поставщика не принимается, считается, что указанный участник контракта соответствует рассматриваемому требованию.подал заявление об обжаловании и решение о дате рассмотрения заявления об участии в определении поставщика не оставлено в силе, указанный участник контракта считается соответствующим рассматриваемому требованию.подал заявление об обжаловании и решение о дате рассмотрения заявления об участии в определении поставщика не оставлено в силе, указанный участник контракта считается соответствующим рассматриваемому требованию.

6. Отсутствие участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица, имеющего судимость за преступления в сфере экономики и уголовную ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки , а также посредничество во взяточничестве.

Кроме того, согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в отношении участника подряда — физического лица или управляющего, членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника вербовки на время его проведения предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товаров, выполнением работ, оказание услуг, являющихся предметом заключения договора и административного взыскания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

7. В соответствии с пунктом 7.1 части 1 ст. 31 31 44-ФЗ, участники договора — юридические лица обязаны не нести административную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное получение вознаграждения от имени юридического лица).

8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Данное требование является универсальным и, в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда договор заключается с физическим лицом, в том числе с единственным поставщиком. По данной теме см также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126 Обзор судебной практики, утвержденное Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2016 г.

9. Участник контракта не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), утвержден приказом Минфина России от ноября 13, 2007 № 108н.

Заказчик должен помнить, что соблюдение участником договора требования, установленного п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соблюдения всех остальных пунктов ч. 1 ст. Объявлено 31.

Дополнительные требования к участникам закупок

Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99. В случае установления дополнительных требований соответствующие сведения должны быть указаны в документации о закупке.

В части применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г., Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 23275-ЕЭ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15, Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № ОГ-Д28-14953.

Заказчик должен знать, что при приобретении товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072, дополнительным требованием к участникам закупки является использование материалов или полуфабрикаты (древесно-стружечные и аналогичные плиты из дерева или других одревесневших материалов; древесноволокнистые плиты или другие одревесневшие материалы), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство-член Евразийского экономического союза.

Иные требования к участникам закупок

Заказчик может установить требование об отсутствии сведений об участнике контрактации в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505). В случае приобретения заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (за исключением случаев заключения договоров на создание литературных или художественных произведений и т п.) участник договора должен обладать исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст статья 31 44-ФЗ). К этой же группе относятся требования, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 44-ЗФ. Поэтому Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам заключения договоров на оказание консультационных услуг,аудит и связанные с аудитом.

Обращаем ваше внимание, что отстранение участника от участия в контрактации или отказ от заключения контракта с победителем контрактационной процедуры может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или контрактная комиссия установит, что участник не выполнили единые, дополнительные или иные требования либо представили недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям.

Если клиент отказывается от заключения договора с победителем, то не позднее одного рабочего дня он составляет и размещает в ОВОС протокол об отказе от заключения договора. Протокол должен содержать сведения о месте и времени его составления, о лице, с которым клиент отказывается от заключения договора, о том, что он является основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих это факт. Протокол направляется заказчиком данному победителю в течение двух рабочих дней со дня его подписания.

Решение об отстранении участника от участия в закупке либо об отказе от заключения договора с победителем может быть обжаловано таким участником или победителем в порядке, установленном Федеральным законом о контрактной системе.

Какие квалификационные требования могут быть установлены

Какие квалификационные требования могут быть установлены. Схема

В связи с требованиями части 2 статьи 31 во исполнение данного положения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам найма.

В соответствии с Постановлением № 99 к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения торгов с ограниченным участием, торгов в два этапа, закрытых торгов с ограниченным участием, закрытых торгов в два этапа конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования в соответствии с приложением № 1. Соответствие участников договора указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными настоящим приложением.

Помимо указанных требований, Постановлением № 99 установлены допущения по отнесению товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые в силу своей технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут быть поставлено, выполнено, обеспечено поставщиками (подрядчиками, исполнителями), имеющими необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам заключения контрактов путем проведения торгов с ограниченным участием в соответствии с Приложением № 2 и документами, с которыми они связаны должен проверить соответствие.

Рассмотрим в качестве примеров несколько случаев установления дополнительных требований по Постановлению № 99.

Реставрация музейных предметов

При закупке работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации, устанавливаются дополнительные требования:

  • Наличие в течение последних 3-х лет до даты подачи заявки на участие в приобретении опыта исполнения (с учетом правопреемства) договора или соглашения. Для подтверждения вашего опыта достаточно контракта или соглашения, но в то же время указанный контракт или соглашение должны соответствовать предмету приобретения, то есть соответствовать реставрации предметов музейного значения, редких и коллекционных.
  • Стоимость одного из таких договоров или соглашений составляет не менее 20% начальной максимальной цены договора (цены лота) за право заключения договора о заключении договора.

Также установлены документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям:

  • копия исполнительного контракта (договора),
  • копию акта (актов) о выполненных работах, который содержит (содержит) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждает (подтверждает) стоимость договора на исполнение (соглашение).

Указанные документы должны быть подписаны не ранее, чем за 3 года до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Работы по строительству и реконструкции

При приобретении работ по строительству, реконструкции, за исключением линейного объекта, если начальная предельная цена или цена одного лота для обеспечения федеральных нужд превышает 10 миллионов рублей, для нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 миллионов рублей.

Постановление № 99 устанавливает следующее требование.

Требуется подтверждение опыта работы за последние 5 лет до даты подачи заявки. Для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, достаточно заключения договора или соглашения.

Стоимость договора или договора на исполнение составляет не менее:

  • 50% НМТСК — если НМТСК (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб.; на нужды субъектов РФ, муниципальные нужды — 5 млн руб,
  • 40% — если НМЦК превышает 100 млн руб,
  • 30% — если НМЦК превышает 500 млн руб.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • Копия заключенного договора и акт выполненных работ;
  • Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Услуги по организованной перевозке групп детей

Если такая услуга заключена по контракту, заказчик установит требование подтвердить право собственности или иное право собственности на автобус.

При этом с 1 июля 2021 года будут действовать ограничения: год выпуска такого автобуса не должен быть старше 10 лет.

Эти автобусы должны соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к пассажирскому транспорту. Кроме того, с мая 2021 года для оборудования должна использоваться навигация ГЛОНАСС.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на автобусы, технику, предназначенную для перевозки детей,
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию таких транспортных средств,
  • копии паспортов транспортных средств или выписки из электронных паспортов,
  • копии диагностических карт, подтверждающих допуск таких транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также за ее пределами,
  • копии документов, подтверждающих наличие тахографов на таких транспортных средствах
  • при вступлении в силу обязательного требования к оборудованию с навигацией Глонасс будут предоставлены копии документов, подтверждающих идентификацию соответствующего оборудования,
  • копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Определение кадастровой стоимости

Для проведения кадастровой оценки в соответствии с приложением к цифре 2 Постановления № 99 устанавливаются следующие требования:

  • подтвердить наличие персонала соответствующей квалификации (копии дипломов, трудовых книжек, сведения о трудовой деятельности). Документы можно подать в электронном виде;
  • предоставить подтверждение о членстве в саморегулируемой организации либо письменное подтверждение, либо выписку из регистрации,
  • в обязательном порядке указанные закупки подтверждают опыт выполнения аналогичных работ и услуг (подтверждается копиями договоров, протоколами).

Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями

Закон о контрактной системе устанавливает детали предоставления и проверки документов в частях 2-2.1 статьи 31.

В соответствии с частью 12 статьи 24.2 предоставлять доступ к участию в закупках отдельных видов товаров и услуг, осуществляемых на электронной площадке, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 1 , ч. 2 и 2.1 ст. 31, участники закупки, аккредитованные на SE, направляют оператору этой SE в отношении каждого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением № 99.

При покупке с дополнительными требованиями участники, не загрузившие документы по дополнительным требованиям в ОП, не смогут подать заявку. Такое ограничение установлено в п. 30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 656.

Настоящий порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников контрактации утвержден для обмена, предоставления документов и подтверждения выполнения дополнительных требований.

Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

Если участник работает в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то есть отличия от 44-ФЗ в том, какие требования устанавливаются к участнику подряда и как они регулируются.

Также отличия заключаются в том, что согласно Закону о контрактной системе участником договора может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, а согласно 223-ФЗ — различные юридические лица, физические лица или индивидуальные предприниматели, действующие на стороне участника (так называемые коллективные участники) могут быть участниками приобретения).

Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

При этом сам Закон 223-ФЗ декларирует принцип отсутствия ограничений допуска к участию в закупках путем установления неизмеримых требований к участникам закупок.

Непосредственно в Законе 223-ФЗ установлено единое требование к участникам договора, которое заказчик не обязан, но вправе указать. Это требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с 223-ФЗ, и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о системе закупок.

Иные требования к участникам закупки заказчик в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определяет самостоятельно в документации о государственных закупках, в частности, в Положении о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам требования, не указанные в документации.

Таким образом, заказчики, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, вправе устанавливать собственные требования к участнику закупки.

При этом существует устоявшаяся административная практика относительно того, какие требования Федеральная антимонопольная служба считает незаконными: это:

  • право проверки достоверности сведений и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок;
  • требование об отсутствии у участника задолженности по налогам, сборам, задолженности по иным платежам в бюджеты и бюджеты Российской Федерации;
  • требование предоставления сведений об их собственниках, в том числе бенефициарных, с приложением подтверждающих документов;
  • различные условия предоставления банковской гарантии;
  • ограничение участия в процедуре закупки лиц, аффилированных с другими участниками закупки.

Антимонопольная служба считает незаконным требование о предоставлении на этапе рассмотрения заявок документов, подтверждающих соответствие товара, которым участник процедуры закупки не может обладать без приобретения соответствующего товара (сертификат качества, инструкция по эксплуатации и т.п).

Также считается незаконным требование установления в заявлении перечня документов на субподрядчиков и порядка их участия.

Это лишь административная практика, перечень требований в самом законе не установлен.

Обращаем ваше внимание, что с 1 апреля 2021 года при осуществлении закупок по Закону 223-ФЗ, которые осуществляются только для субъектов малого и среднего предпринимательства, заявители к заявке должны предоставить Декларацию о соответствии требованиям к участникам заключения договоров, что закреплены в 223-ФЗ и по своему содержанию аналогичны предусмотренным статьей 31 Закона о договорном режиме.

Профессиональная подготовка заявки

Инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям

Основные положения

Федеральным законом № 44-ФЗ в ст. 31 перечислены требования, общие для всех участников всех приобретений, осуществляемых в соответствии с 44-ФЗ. Это означает, что независимо от вида проводимой процедуры, предмета договора и организационно-правового положения клиента, последний обязан предъявлять эти требования к возможным контрагентам. Несоответствие компании хотя бы одному из них исключает ее получение контракта.

Та же норма 44-ФЗ отвечает на вопрос о том, кто проверяет соблюдение участниками договора подряда требований закона; это делает сам клиент, изучая запрос каждого потенциального контрагента и проверяя его с помощью внешних источников, сервисов и ресурсов. Если заказчик выявил несоответствие лица требованиям, он обязан отстранить его от участия в закупке либо отказаться от заключения с ним договора; комиссия обязана проверять соблюдение требований участниками закупки на всем протяжении процедуры, до заключения договора. Допуск компании, явно не соответствующей требованиям, грозит клиенту административной ответственностью по ст. 7.30 КоАП РФ.

Клиент обязан осуществлять проверку самостоятельно и не вправе передавать ее третьим лицам, в том числе оператору электронной площадки: оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию запретить участие в контрактации по формальным основаниям, перечисленным в постановлении правительства от 14.09.2019 № 1202.

ВАЖНЫЙ! С 2021 года будут обновлены правила проверки: на сайты будет поступать информация от прокуратуры о том, привлекался ли заявитель к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за последние два года. Если оно притягивается, оно устраняется.

Рассмотрим подробнее действующие требования, указанные в ст. 31 44-ЗФ.

Соответствие требованиям к поставщикам закупаемых ТРУ (п. 1 ч. 1)

Субъекты хозяйствования не вправе заниматься всеми видами экономической деятельности, руководствуясь исключительно собственным желанием; в некоторых случаях требуются специальные разрешения, например, лицензия или членство в СРО: проверка участника на наличие такого разрешения является обязанностью клиента. Подробнее: «Инструкция по вступлению в СРО и уплате компенсационного взноса».

В качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации заявитель предоставляет соответствующий сертификат, но клиент должен проверить его действительность с помощью:

  • запрос оригинала этого документа;
  • официальное заявление в саму СРО;
  • через онлайн-регистрацию.

Каждая СРО ведет реестр своих членов и публикует его на своих ресурсах, есть и общие реестры, такие как НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

Инструкция, как проверить контрагента СРО с помощью сервиса НОСТРОЙ:

Шаг 1. На домашней странице НОСТРОЙ перейдите в Единый реестр участников СРО.

Единый реестр членов СРО

Шаг 2. На появившейся странице выберите вкладку «Регистрация члена СРО», а затем введите известную информацию о компании в строку поиска; Вам нужно заполнить всего одно поле, но чем больше информации получит поисковая система, тем точнее она найдет нужную компанию.

Проверка компании в реестре членов СРО

Шаг 3. Нажмите «Enter» и получите список найденных организаций, соответствующих заданным параметрам.

Шаг 4. Найдите искомую компанию, нажмите на ее название и прочтите информационную карточку.

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Требование распространяется на участников: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Клиенты проверяют отсутствие на момент оферты решения арбитражного суда о признании банкротом и открытии производства по делу о банкротстве в отношении заявителя. Для проверки этого обстоятельства удобно воспользоваться интернет-изданием «Вестник Госреестра».

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

Наказание за ряд административных правонарушений, перечисленных в КоАП РФ, предусматривает приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на несколько месяцев. В течение этого времени компания не имеет права осуществлять деятельность и, соответственно, участвовать в государственных закупках. Факт принятия судебного решения о приостановлении работ устанавливается через сайт Службы судебных приставов, где доступна вся информация о возбужденных в отношении нее исполнительных производствах на имя компании.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Недопустимо, чтобы участник конкурса на выполнение государственного заказа имел задолженность перед бюджетом. Исключаются компании, у которых указанная задолженность возникла в прошлом календарном году и составляет более четверти балансовой стоимости активов.

Участник аукциона отвечает требованию о запрете участия в закупке, если:

  • в отношении долга вам была предоставлена ​​рассрочка или иное подобное облегчение;
  • компания инициировала официальную апелляцию на документ, устанавливающий ее задолженность, но решение по этой апелляции до сих пор не принято.

Проверить наличие долгов у компании можно на сайте ФССП или ФНС.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Клиенты проверяют отсутствие неснятой и неснятой судимости по отдельным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, запрета на занятие определенной деятельностью или административного дисквалификации у следующих лиц:

  • заявитель — физическое лицо;
  • члены исполнительного коллегиального органа участника — юридического лица;
  • руководитель участника — юридического лица;
  • главный бухгалтер

Отсутствие судимости подтверждается с помощью справки, полученной из МВД РФ и через регистрацию в ФНС РФ.

Привлечение компании к административной ответственности (п. 7.1 ч. 1)

Требование состоит в том, что в течение двух лет, предшествующих проведению конкурса, участник не несет ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Проверка данного факта возможна с помощью реестра Генеральной прокуратуры РФ.

Наличие интеллектуальных прав (п. 8 ч. 1)

Требование актуально для приобретения объектов интеллектуальной собственности – произведений литературы и искусства и других, перечисленных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Клиент проверяет патенты и другие документы, предоставленные в подтверждение этих прав.

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Конфликт интересов – это ситуация, когда должностное лицо заказчика, уполномоченное принимать решения в ходе торгов, например, руководитель организации, член комиссии или руководитель служебного контракта, находится в родстве с лицом, имеющим заинтересованность в победа одного из участников. Такое положение вещей негативно влияет на прозрачность тендера, его честность и интересы конкурса.

Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Оффшорная зона – это государство или территория, имеющая льготные налоговые режимы, ее перечень приведен в приказе Минфина № 108н от 13.11.2007. Будущим контрагентом клиента не вправе быть компания, зарегистрированная в указанном регионе.

Тот факт, что участник поглощения не является офшорной компанией, подтверждается тем, что она зарегистрирована на электронной площадке; сайт не будет регистрировать оффшорную компанию.

Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)

В законе не уточняется, о каких ограничениях идет речь, речь идет о любых ограничениях, которые возможны на территории РФ, например, санкции или национальный режим.

Отсутствие в РНП (ч. 1.1)

РНП – реестр недобросовестных поставщиков – это информационный ресурс, включающий сведения о лицах, ранее допустивших серьезные нарушения в сфере госзакупок. Подробнее: «Регистрация недобросовестных провайдеров: все, что нужно знать».

Клиент не обязан устанавливать требование об отсутствии участника в РНП — соблюдение требования об отсутствии информации в РНП по 44 ФЗ проверяется одним лишь фактом получения клиентом запроса от участника. Если бы участник был членом RNP, сайт закрыл бы его запрос и вообще не дошел бы до клиента. Тот, который проверяет участника контракта по РНП 44 ФЗ, указан в п. 6 ч. 11 ст. 54.4 и п. 5 ч. 11 ст. 66 44-ФЗ — электронная площадка. Он также возвращает запрос участнику, который не прошел тест на основе этого критерия.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

Законодательством не определено, что такое реестр недобросовестных поставщиков при госзакупках. В широком смысле РНП — это систематизированная информация об исполнителях, признанных недобросовестными. Реестр ведется Федеральной антимонопольной службой, руководствуясь порядком ведения реестра.

ВАЖНО: По состоянию на 01.07.2021 данная процедура регламентирована Постановлением Правительства №1078 от 30.06.2021.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Поиск по НИФ в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте ФАС

Список недобросовестных провайдеров позволяет предупредить других участников о ненадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это свидетельствует о его добросовестности или о том, что он не участвовал в закупках или не зарабатывал их. Обнаружение в списке сведений об индивидуальном предпринимателе, компании, ее собственнике, данных об аффилированных лицах, членах совета директоров или иного коллегиального органа юридического лица ограничивает их возможность участвовать в других закупках.

ВАЖНО: Общий период поиска информации на официальном сайте RNP составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление сведений в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков — обязанность заказчика, а не его право. В противном случае вам грозит административная ответственность.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

РФ-ФАС

Реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей ведется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2013. № 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Официальным сайтом РНП, где публикуются наименования юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако посетитель будет автоматически перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

Согласно разъяснениям Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков не публикуется на rnp.fas.gov.ru в связи с неосновной информацией для антимонопольного ведомства. Поэтому возникает конфликт: за РНП отвечает ФАС, а данные реестра недобросовестных поставщиков публикуются на сайте госзакупок. Однако на сайте fas.gov.ru, конечно же, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Основания для внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в сфере контрактной системы (государственный и муниципальный заказы) содержит сведения об участниках, уклонившихся от заключения договора или не исполнивших свои обязательства.

На этапе заключения договора основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя от процедуры заключения договора (и заключения договора с участником размещения заказа, оферте, оферте которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника договора, с которым заключается договор, в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

Победитель будет включен в список, если:

  • не подписали проект договора до установленного срока;
  • не предоставил все копии договора клиенту;
  • не предоставил надлежащего обеспечения исполнения контракта.

Причины включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на этапе оформления договора:

  • клиент расторг договор в судебном порядке из-за существенного нарушения его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения договора по причине существенного нарушения подрядчиком условий (например, нарушения сроков выполнения работ, установленных государственным контрактом).

Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником

Победитель уклоняется от заключения договора. Если при этом имеется претендент на заключение договора (второй участник), то договор заключается именно с ним. Действия клиента заключаются в предоставлении информации и документов в Федеральную антимонопольную службу в течение 3-х рабочих дней с момента заключения договора со вторым контрагентом. Это необходимо для обоснования того, почему клиент не заключил договор с победителем.

Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта

Единственный участник договора уклонился от заключения договора. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения срока заключения договора, указанного в договорной документации, представляет информацию и документы в Федеральную антимонопольную службу.

Заказчик расторгает действующий контракт

Если договор не исполнен или оформлен неправильно, то он может быть расторгнут в судебном порядке или в одностороннем порядке. В этом случае клиент должен направить информацию и документы в уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней, следующих за датой расторжения договора.

Какая информация включается в РНП

Информация, обнаруженная в реестре недобросовестных поставщиков, указана в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В нем говорится, что он включает в себя:

  • наименование, в том числе фирменное наименование (при наличии), местонахождение (для юридического лица), полное наименование (при наличии), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица по иностранному праву, сведения о членах правления, учредителях унитарная компания. Исключение составляют публичные юридические лица;
  • партнерская информация;
  • дату проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае уклонения победителя от заключения договора;
  • дата признания государственной закупки несостоявшейся, на которую единственный вступивший участник уклонился или отказался от заключения договора с заказчиком;
  • дата заключения договора, который не был исполнен или исполнен неправильно;
  • предмет государственного контракта, цена и срок его реализации;
  • ИКЗ;
  • причина и дата прекращения, если оно было прекращено по решению суда или в связи с односторонним отказом;
  • дата внесения этой информации в Реестр мошеннических поставщиков.

С 1 июля 2021 г вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 539-ФЗ, которым 44-ФЗ дополнен положениями, согласно которым:

  1. Перечень сведений, которые включаются в реестр, был изменен. Таким образом, сведения об участниках (членах) юридического лица, способных оказывать влияние на его деятельность, будут включены в РНП, если они сами или совместно с аффилированным лицом владеют более 25% акций (долей, паев) указанного юридическое лицо
  2. Инспекционный орган проводит внеплановую проверку при наличии требования о включении сведений о контрагенте или поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Они также установили следующие положения:

  • в случае передачи полномочий директоров другому лицу информация о нем заносится в РНП;
  • правительство утверждает состав, форму и содержание заявления клиента в Федеральную антимонопольную службу о включении сведений в реестр;
  • информация из РНР исключается досрочно, если в контролирующий орган поступило решение суда о признании недействительным решения контролирующего органа о включении в РНР либо о признании одностороннего отказа клиента от исполнения договора незаконным или ничтожным.

ВАЖНО!Относительно исключения сведений об участнике-контрактанте, исполнителе ГВП, это будет сделано через два года с даты возникновения у контролеров обязанности внесения сведений в реестр, а не с даты допуска в РНП.RNP в ОВОС

Порядок передачи сведений в ФАС

С 01.07.2021 изменен механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом Постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, содержащиеся в документе, касаются стандартов документооборота:

  1. Обращение направляется в ФАС, исходя из адреса клиента. Срок — 3 рабочих дня с момента уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в течение 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС дает 2 рабочих дня на исправление ошибок.
  3. При расчете сроков учитывается часовой пояс, в котором находится отделение.
  4. Возможно исправить технические ошибки.
  5. Срок хранения информации в РНП составляет 2 года, считая с даты принятия такого решения.
  6. Указаны основания для досрочного исключения информации из РНП. Например, если действия клиента признаны незаконными.
  7. Департамент антимонопольной службы работает только с заявками на закупки от НМКК на сумму, превышающую один миллиард рублей.

ВАЖНЫЙ! Обновление функционала ЕИС позволит обжаловать закупки в электронной форме с 05.07.2021, а новые правила сохранили возможность подачи обращений на бумажном носителе до 01.04.2022 (п. 3 ПП № 1078 от 30.06.2021).

Какие последствия включения в РНП?

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в каких-либо процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по заключению контрактов в интересах госорганов. В настоящее время прием в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Черный список

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (между собой) об обязательном отсутствии недобросовестных провайдеров в реестре. Все больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (справку) об отсутствии недобросовестных поставщиков в реестре, чтобы иметь возможность зачислить их в организованную торговлю. Это свидетельствует о востребованности РНП как централизованной системы контроля деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Важно! Список недобросовестных провайдеров представляет собой своеобразный «черный список». Включение в РНП является своего рода черной меткой для компании и не только в сфере госзакупок (ведь сайт находится в открытом доступе и любая сторонняя компания может заодно проверить своего потенциального контрагента по ИНН в реестре недобросовестных поставщиков).

Реестр недобросовестных участников закупок по 223-ФЗ

Поддерживается Федеральной антимонопольной службой. Перечень сведений и документов, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с 223-ФЗ, и порядок их представления заказчиками в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от № 1211 от 22.11.2012.

В рамках 223-ФЗ клиенты вправе установить требование к участникам процедуры об отсутствии сведений в реестре по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Основания для внесения в РНП по 223-ФЗ

RNP включает в себя следующую информацию:

  • об участниках, уклонившихся от заключения договора (только если заключение договора в результате процедуры было обязательным);
  • об исполнителях, с которыми договоры были расторгнуты по решению суда.

При принятии решения о включении участника в реестр необходимо проанализировать договорные правила и договорную документацию. К случаям обязательного заключения договора относятся конкурсные процедуры (торги, аукцион и т.п.) и не включаются иные способы заключения контракта (запрос предложений, запрос котировок, запрос котировок и др.).

Внесудебное расторжение договора освобождает клиента от обязанности направлять информацию в RNP.

Какая информация включается в реестр по 223-ФЗ

Перечень сведений утвержден Постановлением Правительства № 1211 от 22 ноября 2012 г. В реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ включаются следующие сведения:

  1. Запись в реестре и дата внесения уполномоченным органом сведений о недобросовестном поставщике в реестр.
  2. Наименование агентства, внесшего в реестр сведения о неблагонадежности контрагента.
  3. Наименование ООО или иной организационно-правовой формы юридического лица, ФИО лица, уклонившегося от заключения договоров или договоры с которым расторгнуты по решению суда за существенные нарушения.
  4. Информация о том, где находится юридическое лицо или проживает физическое лицо: для компании — страна, индекс, название административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенный пункт и улица, номер дома, строения и офиса; для лица — страна, почтовый индекс, наименование единицы административно-территориального деления Российской Федерации, муниципального образования, населенный пункт и улица, номер дома, корпуса и квартиры, где прописано лицо по месту жительства.
  5. ИНН, который присваивается налоговыми органами, или аналог этого номера по законодательству зарубежных стран.
  6. Дата, на которую комиссия подвела итоги закупки (в случае уклонения победителя от заключения договора), либо дата, на которую покупка была признана несостоявшейся, на которую единственный участник закупки уклонился от заключения договора (если участник обязан это сделать в соответствии с документацией), дата заключения договора, о том, что он не исполнен или исполнен, но ненадлежащим образом, реквизиты документа, подтверждающие это.
  7. Информация о договоре: наименование товаров, работ, услуг; Код ОКПД 2 (необходимо заполнить разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы видов продукции и категории и подкатегории продукции), валюта, цена, срок действия, код валюты договора.
  8. Дата окончания контракта. Укажите причины (существенное нарушение провайдером условий договора) и документ, на котором основано расторжение (например, решение суда).

РНП по 223 ФЗ

Алгоритм проверки поставщика в РНП

Вот пошаговая инструкция, как проверить организацию в реестре мошеннических поставщиков FAS:

Шаг 1. На главной странице сайта ЕИС нажмите кнопку «Все разделы». Во вкладке выберите раздел «Контроль и аудит».

Контроль и аудит в ЕИС

Шаг 2. Нажмите на вкладку «Регистрация недобросовестных провайдеров».

Вкладка RNP в EIS

Шаг 3. Настройте поисковые фильтры. Этот раздел содержит как перечень РНП по 44-ФЗ, 223-ФЗ, так и реестр недобросовестных контрагентов по ПП №615. По умолчанию выбраны три варианта. Но ищут только один из них, убирая лишнюю галочку.

Параметры поиска RNP

Шаг 4. Для консультации РНП по ИНН достаточно ввести данные в строку поиска и нажать на лупу. ИНН является обязательным параметром в ЕИС, без него юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не смогут зарегистрироваться. Сделайте быстрый поиск по названию контрагента.

Поиск по НИФ в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте ФАС

Шаг 5. Если есть дополнительные данные, воспользуйтесь опцией «Все параметры».

Все варианты поиска в RNP

Шаг 6. Выберите закон, который вы хотите найти, введите известную информацию о поставщике и нажмите кнопку «Применить».

Билл РНП

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически сверяет информацию об участниках договора с базой данных недобросовестных провайдеров (RNP). Проверка осуществляется при формировании итоговых протоколов в системе, в которой определяется поставщик, в том числе протоколов рассмотрения заявки на участие в конкурсе или по результатам конкурсных процедур, которые осуществляется не в электронном виде. Проверяется информация RNP о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (при наличии такого участника).

При сохранении протокола система проверит информацию из реестра недобросовестных поставщиков об участниках контрактации. Если выяснится, что в ней есть участники, система предупредит вас.

Порядок исключения из РНП

Срок постоянства в РНП – 2 года. По истечении этого срока компания или индивидуальный предприниматель снимаются с регистрации. Процедура досрочного исключения из RNP законодательством не предусмотрена. Единственный вариант – обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трех месяцев с даты обжалуемого решения.

Основанием для отмены решения ФАС может быть:

  1. Доказанная в судебном порядке добросовестность участника или исполнителя при исполнении или исполнении договора.
  2. Отсутствие намерения уклониться от заключения договора, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, не связанным с участником контракта.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные Федеральной антимонопольной службой при рассмотрении обращения клиента и принятии решения.
  5. Нарушение клиентом порядка одностороннего отказа от исполнения договора.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника договора или поставщика.
  7. Вина клиента в правонарушении, совершенном участником или провайдером.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, в ходе которой не были установлены реальные обстоятельства дела и проверена степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение клиентом условий и порядка обращения в Федеральную антимонопольную службу о включении участника в РНП.

Обращение в суд – достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону поставщиков и участников контрактов. Но вам придется доказывать свою правоту, а суд обычно длится больше месяца. Поэтому в РНП лучше, конечно, не входить. Не нарушайте процедуры и сроки, а если они у вас есть, попробуйте договориться с клиентом до обращения в ФАС.

Оцените статью
Блог про госзаказы