- Общее определение
- Сущность унитарного предприятия
- Характеристики унитарности
- Цель деятельности унитарных предприятий
- Причины создания, плюсы и минусы УП
- Мировой опыт
- Новые тенденции
- Учредители и виды унитарных организаций
- Муниципальное унитарное предприятие
- Производственное унитарное предприятие
- Государственное унитарное предприятие
- Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)
- Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)
- ФГУП — Государственное унитарное предприятия федерального значения
- Учредительные документы унитарного предприятия
- Устав унитарного предприятия
- Уставный фонд государственного унитарного предприятия
- Имущество унитарного предприятия
- Что является источником формирования собственности УП
- Основанные на праве хозяйственного ведения
- Основанные на праве оперативного управления
- По каким признакам распознать унитарное предприятие
- Примеры государственных и муниципальных УП
- Как учреждается унитарное предприятие
- Как формируется уставный капитал
- Финансовая деятельность
- Распределение прибыли
- Количество участников
- Уставной фонд
- Программы деятельности
- Права УП
- Еще несколько особенностей
- Статистика
- Примеры унитарных предприятий в России
- Частые вопросы
- Можно ли преобразовать унитарное предприятие в ООО или другую форму собственности
- Может ли унитарное предприятие оказывать благотворительную помощь
- Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция
- Основания для реорганизации или ликвидации
- Варианты реорганизации
- Слияние
- Присоединение
- Разделение
- Выделение
- Преобразование
- Останутся ли какие-то МУП и ГУП
- В какие сроки надо провести процедуру
- Кого не изменения коснутся
- Порядок реорганизации в форме преобразования в другое юрлицо
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Последствия отказа от проведения процедуры
Общее определение
Прежде чем рассматривать примеры унитарных компаний, стоит разобраться, что это за форма управления. Она организована строго в соответствии с законом. Унитарная организация – это хозяйственная организация, не имеющая собственного права собственности. У него есть конкретный владелец. Этот собственник владеет имуществом унитарного предприятия.
Эта форма собственности характерна исключительно для государственных или муниципальных организаций. Собственность унитарного хозяйственного общества не может быть разделена на доли, паи, паи и т.п., она принадлежит одному собственнику. В компании такого типа не может быть двух и более собственников.
Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? Это особая форма экономической деятельности, при которой обязательно соблюдается ряд законодательных требований. Название такой компании должно содержать указание на то, кому принадлежит ваша недвижимость. Эта информация прописана в уставе. Например, имущество может принадлежать:
- Российская Федерация;
- определенный субъект Российской Федерации;
- конкретное местное самоуправление;
- разное.
Иными словами, право собственности органа государственного или муниципального управления переходит к компании на праве управления, хозяйственной деятельности. Участвуйте в производственном процессе, получая доход.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, для которой характерны следующие черты:
- создание юридического лица путем передачи собственником определенных активов;
- сохранение права собственности учредителя на переданное имущество;
- передача имущества юридическому лицу в хозяйственном ведении или праве оперативного ведения;
- неделимость передаваемого имущества;
- нет членства;
- наличие единого органа управления.
Характеристики унитарности
Существуют определенные характеристики унитарной компании. Они определяются законом. Унитарность имеет определенные характеристики. Они определяют характеристики функциональных качеств компании. Основные из них:
- Создание компании (юридического лица) происходит после выделения собственником необходимого капитала, а не при слиянии нескольких участников.
- Учредитель сохраняет право собственности на имущество.
- Имущество закреплено за юридической фирмой в ограниченных правах. Руководители и иные должностные лица вправе распоряжаться средствами собственника только в процессе хозяйственной деятельности, в процессе оперативного управления.
- Имущество остается неделимым.
- Участие в уставном капитале отсутствует.
- Руководящий орган представлен одним лицом.
Цель деятельности унитарных предприятий
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на получение прибыли в пользу собственника имущества, государства или муниципального образования, а также на покрытие собственных расходов.
Кроме того, целью деятельности является не только получение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, удовлетворение потребностей государства.
При этом в зависимости от способа обеспечения имущества различают два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Причины создания, плюсы и минусы УП
- решение оперативных и стратегических задач, социальных задач;
- использование государственного и муниципального имущества;
- осуществление экономически невыгодной деятельности, но необходимой.
Преимущества по сравнению с другими организационно-правовыми формами собственности:
- надзор и защита высших органов государства;
- государственные субсидии и гранты;
- очень часто монопольное право на оказание услуг, выполнение работ (электроэнергия, коммунальные услуги, воздушный и железнодорожный транспорт);
- риски банкротства отсутствуют или минимальны;
- низкие процентные ставки по кредитам
Дефекты:
- отказ от осуществления свободной коммерческой деятельности;
- строгий контроль со стороны вышестоящих инстанций (согласование смет, планов ДДП);
- длительный процесс согласования крупных сделок;
- медлительность в принятии управленческих решений, изменение стратегии развития, процедур приобретения товаров, работ, услуг
Мировой опыт
В зарубежных странах для обозначения унитарных обществ используется разная терминология. В Дании это государственные корпорации, в Италии – публично-правовые образования, в Швеции – публичные коммерческие агентства. В России как синоним ЕС очень часто используется выражение «государственный сектор». Влияние государственного сектора на ВВП варьируется в зависимости от типа экономики страны.
По данным РБК, в Китае госсектор обеспечивает около 40% ВВП, в России и других бывших советских республиках — 35%, странах Восточной Европы — 20–25%, в странах Западной Европы — всего около 10%. В США унитарные компании называются публичными корпорациями. Они дают всего 3-4% от ВВП.
В каждой стране есть свои направления деятельности, где преобладает государственный сектор. В Италии это металлургическая и электротехническая промышленность, во Франции аэрокосмическая и химическая промышленность, в Испании производство электроэнергии и водоснабжения. В США совместно работают космическая отрасль, почта и железнодорожный транспорт, а в Сингапуре — аэропорты, морские порты, операторы мобильной связи и авиакомпании.
Новые тенденции
Поправки к Федеральному закону ограничивают случаи создания и уточняют направления деятельности унитарных обществ:
- искусство, культура, кино;
- естественные монополии;
- радиоактивные отходы;
- за пределами Российской Федерации;
- иные случаи (регулируемые Федеральным законом, актами Президента и Правительства Российской Федерации)
Организации, не соответствующие этим условиям, подлежат ликвидации или реорганизации по решению суда. Срок: до 1 января 2025 года. В результате все большую популярность набирает реорганизация МУП в акционерные общества с участием муниципалитета и частную компанию (государственно-частное партнерство).
Учредители и виды унитарных организаций
Учредителями унитарного общества могут быть:
- Российская Федерация
- Субъект Российской Федерации (республика, край, область, округ)
- Муниципалитет
Причем могут быть физические и юридические лица. Правовой режим ЕС регулируется № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарных обществ утверждается ведомствами, министерствами или иными федеральными органами. Помимо стандартной информации, он должен содержать информацию о целях и масштабах деятельности ЕС, а также о размере его уставного фонда.
Унитарные организации делятся на некоммерческие и коммерческие, а вторые — на государственные УЭ (наиболее важные для экономики страны) и муниципальные. Разделение показано на схеме ниже.
Также в зависимости от вида управления имуществом унитарные общества подразделяются на:
- оперативное руководство
- экономическое управление
Коммерческие УЭ пользуются правом хозяйственного ведения, а государственные предприятия и учреждения – оперативным ведением (ст. 114 и 115 ГК РФ). В виде фабрик и заводов последние известны в России с 18 века.
Подписать | Оперативное руководство | Экономическое управление |
Полномочия | Отчуждение любого имущества только с согласия собственника.
Компания реализует собственную продукцию. |
Для распоряжения движимым имуществом согласие учредителя не требуется. При отчуждении недвижимости — обязательно. |
Ответственность | Субсидиарная ответственность учредителя (право взыскания долга с другого лица, в том числе с государства). | Самостоятельная ответственность. Возможность банкротства (неспособность оплатить кредиторскую задолженность). |
Примеры бизнеса | ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», МКП г. Ижевска «Горсвет», МКП г. Калининграда «Управление капитального строительства» | ГУП Республики Тыва «Макаронпром», ГУП «Рембыттехника», ГУП Ростовской области «Аптека 398» |
Муниципальное унитарное предприятие
В отличие от ГУП, эта организация создается муниципалитетом и деятельность регулируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (администрации районов, городов). Размер уставного капитала МУП должен быть не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Понятно, что здесь риск банкротства даже выше, чем в предыдущем случае: например, в 2017 году МУП «Автотранспорт» по Северо-Западному округу, МУП ЖКХ «Энергия» и др организаций:
- Нижневартовское муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автотранспортное управление»
- Благовещенское муниципальное унитарное предприятие «Банно-прачечные услуги»
- Приморское муниципальное унитарное предприятие «Южный порт» и др.
Мнение экономистов: МУП считается неэффективной организационно-правовой формой хозяйственной деятельности. Подсчитано, что производительность труда работников МУП в 4-5 раз ниже, чем у работников других организационно-правовых форм. Почему она выживает? Потому что эта форма удобна для решения оперативных задач должностными лицами муниципальных органов.
Сферы экономики, где формы собственности ЕС являются обязательными:
- производство общественных благ (оборона, наука, культура, водоснабжение, вывоз мусора и др);
- естественные монополии (почта, транспорт, энергетика);
- стратегические компании (судостроение, атомная энергетика, космическая отрасль)
Производственное унитарное предприятие
В отличие от российских государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, в Беларуси используется другое деление:
- производственное Единое Предприятие (ПУП)
- унитарная торговая компания (ТУЭ)
Основной деятельностью ТУП является продажа продукции, а ПНП занимается ее производством. Примеры:
- ПУП «Донаприс» — производство фруктовых и столовых вин из фруктов и ягод (Гомельская область);
- ПУП «Белкоопмех» — производство мехового сырья (г.Минск);
- ПУП «Завод СВТ» — приборостроительное производство (г. Минск);
- ПУП «Завод Белит» — производство бытовых электроприборов и радиоэлектронной аппаратуры (Витебская область);
- ТУП «Минск Кристалл Трейд», связанный с алкогольной продукцией и др.
ПНП в России нет. Интересно, что в Беларуси на долю ЕС приходится около 70% ВВП (значительно больше, чем в России и Европе), поскольку в стране в значительной степени сохранилась советская модель функционирования экономики.
Продукция ПУП востребована на внутреннем рынке и частично экспортируется, поэтому ПУП и ТУП также являются наиболее популярными формами бизнеса в Беларуси. ПНП Беларуси самостоятельно определяет размер своего уставного фонда.
Государственное унитарное предприятие
По административно-территориальному делению различают:
Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП)
Федеральные государственные унитарные предприятия учреждаются учреждениями Российской Федерации и, как коммерческие юридические лица, преследуют две цели: выполнение отдельных государственных задач на федеральном уровне и получение прибыли, которая, однако, часто имеет второстепенное значение. Собственность такой компании может быть сформирована за счет средств, заемных в банках, государственных субсидий, собственной прибыли и т д. Примеры организаций:
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр единых научно-технических разработок»
- ФГУП «Киноконцерн Мосфильм»
- ФГУП «Научно-исследовательский центр инноваций и энергоэффективности»
- ФГУП «Инженерно-технический центр Министерства обороны Российской Федерации» и др
Интересный факт: ФГУП «Почта России» (крупнейшее ФГУП в РФ) недавно было реорганизовано в акционерное общество (АО). Этот шаг можно рассматривать как попытку привлечения инвестиций для реорганизации деятельности, а также поиск источника финансирования при наличии долгов.
В целом государственные унитарные общества (как организационно-правовую форму) не следует путать с юридическими лицами, в которых часть акций принадлежит государству: унитарные общества не имеют акций. Например, ФГУП «Охрана Росгвардии» — федеральное государственное унитарное предприятие, а ПАО «Сбербанк» — акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит Министерству финансов Российской Федерации. Остальные акции принадлежат иностранным и российским компаниям, а также частным инвесторам. Для Сбербанка прибыль является приоритетом.
Государственные унитарные предприятия субъектов РФ (ГУП)
ГУПы очень похожи на предыдущий пункт, с той разницей, что их учредителями являются субъекты Российской Федерации. Уставный капитал ГУП должен быть не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, размер федерального минимального размера оплаты труда с 2021 года составляет 12792 рубля в месяц. В регионах их ставки приемлемы, но не ниже федерального значения.
Банкротство УП вполне возможно. Например, в 2020 году на грани банкротства оказался Ленгипроинжпроект (ЛГИП), который не расплатился со своим подрядчиком и задолжал около 20 млн рублей. Дело пока отложено. В 2018 году в такой же ситуации оказалось Саратовское ГУП «Сартеинвентаризация» (БТИ), не выплатившее зарплату работникам, но все же сумевшее погасить долги. Альтернативой банкротству в случае нарушения обязательств может быть приватизация, т.е передача ГУП в частные руки.
Другие примеры компаний:
- ГУП «Ингушэлектросервис»
- Государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводстрой»
- Курское областное государственное унитарное предприятие «Курский рыбоводный завод» и др
ФГУП — Государственное унитарное предприятия федерального значения
Унитарное государственное предприятие федерального значения. Организация государственного типа, которая владеет активами в пользу государства. По общему правилу ФГУП передает управление государственным имуществом в ведение ГУП, где ФГУП выступает единственным собственником, имеющим право распоряжаться только имуществом и прибылью, полученной при его использовании.
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного общества является:
- решение о создании федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законами, определяющими компетенцию таких органов;
- решение о создании государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с законодательством, определить компетенцию таких органов;
- письмо.
Документом, определяющим порядок управления унитарным обществом, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного общества является устав организации, который утверждается министерством, ведомством или иным федеральным органом.
Устав государственной и муниципальной компании должен содержать помимо обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, сведения о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного капитала государственного унитарного предприятия должен быть не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, а муниципального унитарного предприятия — не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного общества относится использование имущества на праве:
- экономическое управление;
- оперативное руководство.
При хозяйственном способе ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленными за ним активами, произведенной продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно с учетом действующих ограничений, установленных законодательством.
При оперативном методе управления унитарное предприятие (казенное предприятие) вправе распоряжаться закрепленными за ним активами, произведенной продукцией и выручкой от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Что является источником формирования собственности УП
Имущество ЕС формируется из следующих источников:
- Экспресс субсидии;
- Имущество, переданное организации, на основании решения собственника о покрытии уставного фонда;
- Добровольные взносы граждан, юридических лиц или пожертвования;
- Любое имущество, переданное унитарному обществу по решению собственника;
- Дивиденды, подлежащие выплате обществами или коммерческими обществами, в уставном капитале которых есть участие организации;
- Доход, полученный в результате коммерческой деятельности;
- Заемные средства и кредиты;
- Сумма, образованная отчислениями на амортизацию;
- Иные источники, которые могут образовывать собственность унитарного общества и при этом не нарушать законодательство РФ. Он также включает полученный доход.
При переходе прав на имущество УП к другому собственнику (это касается всех форм УП, кроме государственных) организация вправе оставить это имущество на своем балансе.
Основанные на праве хозяйственного ведения
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, образуется по решению уполномоченного на это государственного органа или отдельного органа местного самоуправления.
При этом в качестве учредительного документа используется устав общества, который в любом случае должен быть утвержден секретариатом, ведомством или иным федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложены функции согласования и регулирование деятельности компаний в этой отрасли. Положение об унитарном обществе федерального государства должно содержать, помимо стандартных сведений, необходимых для каждого юридического лица, также сведения о конкретном предмете и различных целях деятельности этого общества и сведения о размере уставного капитала капитал. Стоит отметить тот факт, что общество унитарного типа является единственной хозяйственной организацией, имеющей гражданские права и обязанности, непосредственно связанные с деятельностью,обозначены уставом.
Уставный фонд муниципальной унитарной компании должен быть более 1000 МРОТ, а государственной компании — более 5000 МРОТ. Также стоит отметить, что собственник должен оплатить весь уставный капитал в течение трех месяцев после регистрации организации.
Собственник имущества, закрепленного за этим обществом, не отвечает по обязательствам общества, за исключением случаев, когда банкротство общества является прямым следствием указаний собственника этого имущества. Учредитель определяет, каким составом будет руководствоваться МУП, а также кто именно будет назначен его руководителем.
Основанные на праве оперативного управления
Компании этого типа основаны на имуществе, которое в настоящее время находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или собственности различных субъектов Российской Федерации. Учредительным документом такого государственного унитарного предприятия является устав, который утверждается правительством, субъектом страны или органом местного самоуправления, имеющим соответствующие полномочия.
Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться никаким товаром, если на это нет разрешения непосредственно от собственника этого товара.
Фирменное наименование общества, основанного на праве оперативного управления, в любом случае должно содержать указание на то, что это общество является государственным.
Российская Федерация, любой из ее субъектов или муниципальное образование в этом случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые несет федеральное унитарное предприятие в случае недостаточности его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о полной реорганизации или ликвидации таких компаний принимается непосредственно государством, субъектом Российской Федерации или данным органом местного самоуправления.
По каким признакам распознать унитарное предприятие
На примере современных УЭ можно выделить ряд признаков, характерных для такого разнообразия предприятий:
- Организация имеет оригинальный логотип, но он должен быть зарегистрирован в порядке, определенном действующим законодательством. Кроме того, в УЭ есть свои угловые штампы и бланки;
- Перед законом унитарное общество отвечает всем своим имуществом. Но, если у собственника этого имущества есть долг перед государством или другим юридическим лицом, ЕС тут ни при чем;
- В зависимости от формы собственности учредителя общества имущество общества может находиться в муниципальной или государственной собственности;
- Компания имеет собственную оригинальную печать. По закону на нем должно быть ваше имя. При необходимости это имя может быть написано на языке другой стороны;
- В соответствии с действующим законодательством унитарная организация может осуществлять те виды деятельности, которые представляются учредителю актуальными;
- ЕС самостоятельно ведет документооборот и обязан перенести информацию из первичной документации в бухгалтерский учет, установленный законодательством. Кроме того, необходимо вовремя вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в налоговую инспекцию.
Примеры государственных и муниципальных УП
Перед созданием ЕС уполномоченные органы должны выдать соответствующее разрешение. Эта процедура сопровождается составлением актов, определяющих степень компетенции тех или иных силовых структур. Унитарные государственные компании работают в сфере транспортных коммуникаций. Эти компании также могут быть созданы в других отраслях. Это один из самых распространенных видов деятельности на территории Российской Федерации.
Перечислить все примеры муниципальных УЭ сложно из-за большого количества разновидностей. Одним из самых ярких примеров такого типа ЕС является жилищно-коммунальное хозяйство. Такие организации действуют практически во всех регионах государства. Многие из муниципальных объединенных компаний работают над решением проблем конкретного населенного пункта.
Письмо ЕС должно содержать следующую информацию:
- Полное или сокращенное наименование организации;
- Информация о том, куда были потрачены деньги;
- Адрес, который был указан при регистрации;
- Данные об адресе и сфере деятельности компании;
- Порядок назначения начальника;
- Данные о владельце недвижимости ЕС;
- Перечень полномочий руководителя организации.
Лица, назначенные на должность управляющих, не вправе самостоятельно распоряжаться полученным имуществом. При необходимости придется обращаться к владельцу.
Как учреждается унитарное предприятие
Рабочий процесс в таких организациях очень похож на рабочий процесс в частных формах бизнеса. Основными документами являются:
- Решение Правительства Российской Федерации или иных федеральных органов о создании организации;
- Письмо.
В исключительных случаях решение могут принимать муниципальные организации. Следовательно, органы местного самоуправления будут единственным участником (учредителем) формируемой государственной компании. МВД может инициировать создание ЕС исключительно в целях обслуживания населения вверенной ему территории, а также в рамках собственных полномочий.
Образованное государственное предприятие осуществляет свою деятельность исключительно на основании устава. Этот документ является основным сводом норм и правил работы создаваемой организации.
Как формируется уставный капитал
Рассмотрев примеры муниципальных, государственных и федеральных организаций, следует обратить внимание на порядок формирования их уставного капитала. Собственность таких компаний формируется из следующих ресурсов:
- собственник передает имущество в качестве вклада в уставный капитал;
- прибыль, полученная на конец отчетного периода после оказания услуг или производства и реализации продукции;
- краткосрочные и долгосрочные кредиты, полученные от различных кредиторов, включая банки;
- отчисления на амортизацию, полученные от эксплуатации производственного оборудования;
- государственные субсидии, местный бюджет;
- пожертвования, сделанные компаниями, кооперативами, другими организациями;
- доход от сдачи в аренду свободных помещений.
Имущество унитарного общества может быть передано в аренду или продано. Исключение составляет недвижимость. Такие компании не имеют права продавать его без согласия собственника.
Финансовая деятельность
Для лучшего понимания характеристик государственных и муниципальных унитарных предприятий примеров может быть недостаточно. Также необходимо учитывать финансовую сторону деятельности такой компании. Создание источников экономических ресурсов достигается за счет правомерных действий.
Финансовые резервы таких организаций формируются не только из уставного капитала. Это может быть прибыль от основной деятельности, инвестирование или финансирование, получение кредитов и т д. Однако юнит-компании сильно отличаются от других типов организации бизнеса.
Поэтому, если по итогам года стоимость имущества МУП станет меньше минимального размера уставного капитала, общество должно выделить ресурсы для восстановления этого показателя. Если стоимость активов не увеличивается, собственник обязан ликвидировать указанную компанию. В этом случае кредиторы вправе требовать досрочного погашения долга. При этом им законно компенсируются финансовые потери (если таковые имеются).
Одним из основных источников дохода для этих компаний является прибыль, полученная по итогам отчетного периода. Следует отметить, что унитарные предприятия часть его перечисляют в бюджет. По закону доход МУП, ГУП является коммунальным предприятием, которое не облагается налогом при поступлении в бюджет. Ежегодно унитарные общества перечисляют часть своей прибыли в государственные или муниципальные фонды, уплачивая соответствующие налоги.
Распределение прибыли
Существующие образцы унитарного предприятия отличаются особой организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством такие организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и сборов. Так наполняются фонды социального стимулирования компании. За счет этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.
После уплаты налогов унитарная организация может пополнять следующие фонды:
- внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
- финансирование природоохранных мероприятий;
- развитие хозяйственной, хозяйственной деятельности компании;
- модернизация существующих объектов или строительство новых.
Количество участников
Количество участников строго ограничено: единственным участником является учредитель. Учредитель владеет всеми активами, определяет направление деятельности и внутреннюю форму работы, утверждает бухгалтерскую отчетность и при необходимости корректирует оперативное управление. Количество сотрудников не ограничено. По этому признаку ЕС подобен частным коммерческим компаниям.
Включение организации в состав нескольких обществ осуществляется только на основании решения единственного учредителя — головной организации.
Уставной фонд
Уставный капитал является отличительной чертой любой компании. Сумма всех товаров и денежных средств, которыми организация отвечает за свою деятельность. Размер уставного капитала формируется при создании ЕС и также указывается в Уставе. Впоследствии размер может быть изменен по решению учредителя, что должно быть отражено в новой редакции устава и других документов.
Уставный капитал унитарного общества не может быть менее 500 000 рублей. Муниципальные образования имеют льготу, их уставный капитал должен быть не менее 100 000 рублей.
Законами могут быть определены виды имущества, которое не может быть использовано для формирования уставного капитала государственного или муниципального унитарного общества.
Программы деятельности
Отношения между государственной компанией и ее собственником полностью регулируются действующими постановлениями правительства.
В частности, постановлением утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных обществ, а также определения части прибыли указанных обществ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
Права УП
Имущество предоставляется в право оперативного управления, что требует особой внимательности и строгой отчетности за каждое действие. Единый устав содержит положения, обязывающие общество безоговорочно подчиняться решениям учредителя.
Единственное право, которым обладает ГУП, – это осуществлять деятельность, направленную на получение выгоды в пользу единственного собственника. По общему правилу единственным владельцем является Унитарное Общество Федерального Государства, то есть Экспресс.
Интересно, что положения законодательства о бухгалтерском учете не распространяются на ФГУП в России.
Еще несколько особенностей
Унитарное предприятие имеет ряд других характеристик экономической деятельности. Поэтому бюджетное финансирование может быть использовано такими организациями. Государство, органы местного самоуправления могут направлять субсидии, гранты, гранты на развитие такого бизнеса. Финансирование государственного или местного бюджета направляется на реализацию важных для общества программ, на социальное развитие.
Рассмотрев особенности и примеры унитарных предприятий, можно понять принцип, цели их работы, необходимость таких форм организации хозяйственной деятельности для всего общества.
Статистика
На конец 2019 года в Российской Федерации насчитывалось около 17 тыс многоуровневых унитарных предприятий (по данным ФНС России), однако с каждым годом наблюдается тенденция к сокращению их количества. В России в унитарных организациях работает около 3,5 млн человек; примерно 2,5% всего населения страны.
Топ-3 юнитов по годовой выручке в РФ (по данным СПАРК):
- ГУП «Московский метрополитен» — 108 млрд руб. Транспортные услуги.
- ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» — 93 млрд руб. Управление и обслуживание воздушного транспорта.
- ГУП «Мосгортранс» — 45 млрд руб. Транспортные услуги.
Примеры унитарных предприятий в России
ГУП работают в совершенно разных отраслях. Перед его созданием правительство проверяет право той или иной структуры на создание ЕС. Например, в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются прокладкой и содержанием дорог, придорожных территорий.
В сфере муниципальных организаций — ЖКХ и другие обслуживающие предприятия.
Заводы и фабрики являются отдельной областью применения этой формы собственности. Здесь весь его потенциал проявляется в полной мере. Поскольку эти предприятия перерабатывают сырье, они производят различные товары, в том числе стратегические, а также обслуживают население.
Самые известные унитарные предприятия в России — ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак
Частые вопросы
На самом деле в частном сегменте популярны следующие вопросы.
Можно ли преобразовать унитарное предприятие в ООО или другую форму собственности
Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных обществах» установлено, что унитарное общество может быть реорганизовано также путем преобразования его в другое юридическое лицо, иную организационно-правовую форму. Однако эти случаи четко прописаны в других федеральных законах.
Таким образом, УП может стать ООО, а также любая другая организационно-правовая форма юридического лица. То есть, по сути, при такой реорганизации имущество унитаров приватизируется.
Может ли унитарное предприятие оказывать благотворительную помощь
Да. С разрешения вышестоящей структуры другие хозяйства могут оказывать и поддерживать. Кроме того, широко распространена практика закрепления более слабых хозяйств и бюджетных организаций за сильными предприятиями, заводами и другими структурами.
Однако оказание помощи УП строго контролируется вышестоящими структурами, поэтому строго соответствует своему назначению.
Унитарные общества могут быть реорганизованы и ликвидированы наравне с другими юридическими лицами
Реорганизация унитарных предприятий: пошаговая инструкция
Основания для реорганизации или ликвидации
Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений своей деятельности. Чиновники считают, что одним из факторов, сдерживающих развитие и рост частного предпринимательства, является доминирование на определенных рынках федеральных, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь своим положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выгодном положении, на что неоднократно указывали как бизнесмены, так и Федеральная антимонопольная служба. Быстро был найден вариант изменения ситуации: ликвидация ФГУП, ГУП и МУП или их реорганизация.
Для проведения реформы принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 485-ФЗ, в котором описан порядок ликвидации унитарного общества и сроки проведения этой процедуры. Этот же нормативный акт устанавливает правила, которые должны соблюдать унитарные компании, чтобы остаться на рынке.
Как пояснили авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного общества, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой стороны, чтобы позволить развитие частного предпринимательства.
Варианты реорганизации
Унитарные общества могут быть преобразованы (реорганизованы). Они трансформируются, конечно, не по своей воле и, опять же, их трансформация не всегда является результатом конкретной экономической ситуации. Приказ, декрет, резолюция, и бизнес-организация молча подчиняется.
Реорганизация унитарного общества осуществляется по решению собственников и может осуществляться следующими способами:
- слияние двух и более унитарных обществ;
- присоединение к унитарному обществу одного или нескольких унитарных обществ;
- разделение паевого общества на два и более паевых общества;
- выделение унитарного общества из одного или нескольких унитарных обществ;
- преобразование унитарного общества в юридическое лицо в иной организационно-правовой форме.
При любом из этих вариантов унитарное общество не позднее 30 дней со дня принятия решения обязано письменно уведомить всех известных кредиторов и разместить сообщение о таком решении в печати. Приказ Минфина России от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ «Об установлении средства массовой информации для обеспечения публикации информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрации юридических лиц», для этих целей был создан журнал Boletín de Registro del Estado».
Кредиторы в течение 30 дней со дня направления уведомления по почте или в течение 30 дней со дня опубликования уведомления вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств общества и возмещения причиненных им убытков.
В первых четырех случаях преобразование не затрагивает организационно-правовую форму компаний. Как до трансформации компании были унитарными, так и после трансформации остались унитарными.
Слияние
В случае слияния унитарных обществ создается новое унитарное общество с переходом к нему прав и обязанностей присоединяемых унитарных обществ, которые перестают существовать как самостоятельные юридические лица. Имущество объединяемых компаний должно принадлежать одному собственнику. Владелец утверждает передаточный акт, который является основанием для передачи прав и обязанностей новой компании. Передаточный акт представляется в налоговые органы. В случае слияния все права и обязанности переходят к новой компании. Если при слиянии стоимость активов новой компании превышает 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда, требуется согласие антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Любые изменения могут быть отражены в бухгалтерском учете только после регистрации нового юридического лица. Порядок регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, установлен статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Подается заявление (форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»), учредительные документы нового юридического лица, передаточный акт.
Поскольку перед нами новое юридическое лицо, соответственно необходимо издать приказ об утверждении учетной политики новой компании. В соответствии с пунктом 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) во вновь создаваемой организации формируется учетная политика избранным в соответствии с настоящим пунктом до первого опубликования бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней с даты государственной регистрации. Учетная политика, принятая вновь созданной организацией, считается действующей с момента приобретения прав юридическим лицом (государственной регистрации).Эта новая учетная политика не обязательно должна совпадать с учетной политикой старых компаний, которые уже были ликвидированы. Например, один из них мог утвердить способ начисления НДС «против оплаты», другой — «при отгрузке», а третий вообще воспользовался правом на освобождение от НДС. Новая компания свободна в выборе любого способа, но должна соблюдать обязательства всех аффилированных лиц. В бухгалтерском учете этой компании указанный долг будет отображаться как переданный при реорганизации.но вы должны выполнять обязательства всех аффилированных лиц. В бухгалтерском учете этой компании указанный долг будет отображаться как переданный при реорганизации.но вы должны выполнять обязательства всех аффилированных лиц. В бухгалтерском учете этой компании указанный долг будет отображаться как переданный при реорганизации.
Возникает новая организация, все права собственности на которую описываются в передаточном акте. В акте должны быть указаны сведения обо всех переданных объектах (с запросом соответствующей документации), иных активах. Необходимо переоформить нематериальные активы, транспортные средства, ценные бумаги на нового собственника.
Присоединение
После присоединения одно или несколько унитарных обществ прекращаются с переходом их прав и обязанностей к унитарному обществу, к которому осуществляется присоединение.
Как и в случае слияния, все «актеры» должны принадлежать одному собственнику, который и принимает решение о присоединении. Переход права собственности присоединяемых обществ отражается в передаточном акте, присоединяемые лица перестают существовать как самостоятельные юридические лица, а их права и обязанности переходят к обществу, к которому осуществляется присоединение. В бухгалтерском учете общества, к которому осуществляется присоединение, записи о присоединении вносятся только при внесении записи в ЕГРЮЛ об окончании существования присоединяемого общества. Новый устав не утверждается, потому что организация, в которую он вступил, работала и продолжает работать, но, конечно, в устав можно внести изменения.За этим нужно следить, так как изменения могут повлечь за собой изменения в бухгалтерском учете, например, после реорганизации изменится процент отчислений в резервный (капитальный) фонд. Нет необходимости утверждать новую учетную политику, но есть веская причина изменить существующую учетную политику. В соответствии с пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н) внесение изменений в учетную политику организации может быть сделано в случае «существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.»Согласно п. 18 того же ПБУ 1/98, «изменение в учетную политику должно быть внесено с 1 января года (начала отчетного года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом».
Разделение
Разделение унитарного общества является процедурой, обратной слиянию. Общество прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным обществам (как правило, принадлежащим тому же собственнику). Основанием для капитализации имущества в этих компаниях является разделительный баланс. Общество считается реорганизованным с момента регистрации новых обществ в ЕГРЮЛ. Выделившаяся компания ликвидируется, новые возникшие компании создаются вновь, и их собственность соответствует той, которая указана в разделительном балансе. Права и обязанности выделенной компании переходят к вновь созданной. Какая часть прав и обязанностей перейдет к какой компании, решает тот, кто принимал решение о разделе.Если в разделительном балансе не указано, кто является правопреемником, новые общества несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества. Критерием, по которому будет определяться доля ответственности, будет доля передаваемого имущества.
Выделение
При выделении унитарного общества создается одно или несколько унитарных обществ. К ним частично переходят права и обязанности реорганизованного унитарного общества, которое не ликвидируется, а продолжает свою деятельность.
Для стартапов жизнь только начинается и они ведут себя так же, как любая компания, только что получившая недвижимость. У них есть свои собственные уставы, учетная политика и вновь назначенные менеджеры. К этим обществам переходит право собственности в соответствии с разделительным балансом, часть прав и обязанностей реорганизуемого общества переходит к отдельному юридическому лицу. Опять же, выделяемая компания не обязана следовать «традициям» юридического лица, от которого она была «выделена»: определяется отдельная учетная политика, отдельная политика оценки активов. Но ту часть обязательств юридического лица, которые переходят в силу разделительного остатка, правопреемник обязан исполнить,тем более, что новые предприятия часто принадлежат одному и тому же владельцу.
Преобразование
В случае преобразования, в отличие от предыдущих случаев, происходит изменение организационно-правовой формы компании. Решение, конечно, принимает собственник, но его дальнейшие права теперь зависят от того, какую организационно-правовую форму примет реорганизуемое предприятие. Для унитарных обществ изменение организационно-правовой формы является сменой собственника, и на горизонте сразу появляется термин «приватизация». Именно на эти организации распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Останутся ли какие-то МУП и ГУП
В новом законе уточнены направления деятельности унитарных обществ и определены некоторые из них, которые не будут затронуты реорганизацией унитарных обществ федерального государства. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП естественных монополий, ответ отрицательный. MUP и SUE останутся активными, выполняя:
- за пределами Российской Федерации;
- в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- в области обращения с радиоактивными отходами;
- в сферах естественных монополий;
- для обеспечения жизнедеятельности граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Они также будут обеспечивать работу организации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Все МУП и ГУП, не соответствующие этим условиям, должны быть ликвидированы или реорганизованы в указанный срок. Порядок ликвидации унитарного общества устанавливается Правительством отдельно. Он включает в себя как добровольное прекращение деятельности или переход в иную организационно-правовую форму, так и ликвидацию в судебном порядке по требованию антимонопольного органа.
В какие сроки надо провести процедуру
На основании принятых решений реорганизация государственных компаний или муниципальных унитарных структур должна быть завершена до 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не остановится. Если рынок товаров станет конкурентным, антимонопольный орган потребует ликвидации или реорганизации учреждения. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе закрыть организацию в судебном порядке. Таким образом, получается, что ликвидация МУП до 2025 года — это только первый этап, после которого продолжится работа по стимулированию конкуренции на рынке.
Кого не изменения коснутся
Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации муниципальных унитарных обществ и государственных унитарных обществ (№ 618 от 21 декабря 2017 г.), формировалась с целью недопущения доминирования унитарных обществ на конкурентных рынках, те компании, которые особо важны для государства или не мешают работе частного бизнеса, продолжат действовать:
- субъекты естественных монополий в различных сферах: связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, топливно-энергетический комплекс;
- организации, обеспечивающие безопасность: государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, другие;
- предприятия, обеспечивающие жизнеобеспечение населения в районах Крайнего Севера;
- ГУП и МУП, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства, в том числе кинематографии;
- Унитарное общество федерального государства, деятельность которого связана с радиоактивными отходами;
- структур, действующих за пределами Российской Федерации.
Правительство вправе дополнить этот список.
Кроме того, существует общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального (государственного) предприятия не предусмотрена: его доход от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всех доходов в течение года.
Порядок реорганизации в форме преобразования в другое юрлицо
Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ и другими нормативными правовыми актами. В частности, перерегистрация МУП в ООО путем преобразования регулируется пунктом 8 статьи 113 ГК РФ и статьей 57 ГК РФ. Основной особенностью является необходимость отчуждения муниципального или государственного имущества в собственность юридических или физических лиц, что также называется приватизацией. Начнется пошаговая инструкция по реорганизации МУП в ООО.
Решение о начале приватизации принимается собственником имущества в соответствии с законодательством о приватизации (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ). После принятия решения необходимо:
- Определить, какое ООО является правопреемником муниципального или государственного унитарного предприятия, и принять решение о инициировании реорганизации.
- Определить состав недвижимого комплекса ЕСФ, подлежащего приватизации, путем проведения инвентаризации и ревизии с получением аудиторского заключения.
- Подготовьте промежуточный баланс.
- Составить передаточный акт на основании документов бухгалтерского учета, аудиторского заключения и документов о переданных унитарному обществу земельных участках и правах на них. В передаточном акте должен быть указан расчет балансовой стоимости активов, подлежащих приватизации, а также сведения о размере уставного капитала нового ООО, выступающего в качестве правопреемника.
- Провести первое собрание участников нового ООО, утвердить устав и назначить директора, который одновременно становится директором МУП до окончания реорганизации.
- Уведомить территориальную ИФНС по месту регистрации реорганизации в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
- Направить письменные уведомления всем известным кредиторам МУП (ГУП) и опубликовать в печати, где публикуются данные о государственном реестре юридических лиц, сообщение о принятом решении. У кредиторов унитарного общества есть 30 дней, чтобы потребовать завершения реорганизации или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.
- Подать в ФНС документы о регистрации ООО, которое является правопреемником.
С момента государственной регистрации ООО реорганизация считается завершенной и к нему переходят все полномочия и право собственности.
Шаг 1
Собственник имущества (учредитель) принимает решение о реорганизации МУП (ГУП). В документе согласно ст. 34 Закона № 161-ФЗ необходимо указать цели нового учреждения, имя учредителя, перечень мероприятий по преобразованию.
Шаг 2
Направить в ФНС уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003. Документ подписывается руководителем унитарного предприятия. Срок уведомления – 3 дня со дня принятия решения.
Шаг 3
Все кредиторы должны быть уведомлены о реорганизации в течение 30 дней. Эта информация передается в письменной форме каждому из известных лиц, а также публикуется в специализированном журнале Boletín de Registro del Estado».
Шаг 4
Владелец утверждает устав нового учреждения и передаточный акт. Хотя в ГК РФ и Законе № 161-ФЗ не указано, что данный акт необходим при реорганизации в форме преобразования, он обязателен при выделении и разделении.
Шаг 5
Последний этап – подача всех документов в ФНС на регистрацию не ранее 30 дней с момента уведомления всех кредиторов. Будет нужно:
- заявление по форме № Р12001;
- учредительные документы;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Остается только дождаться документов и процедура завершена.
ВАЖНО: Процесс реорганизации не является основанием для расторжения трудовых договоров работников, как это установлено Законом № 161-ФЗ. Но сами работники вправе отказаться от продолжения работы, если условия труда изменились.
Последствия отказа от проведения процедуры
Если собственники унитарного общества не начали процесс в установленный срок, после 1 января 2025 года ФАС подаст в суд и учреждение будет ликвидировано в судебном порядке. Отдельной пошаговой инструкции по ликвидации МУП (ГУП) не предусмотрено, нужно руководствоваться общими нормами гражданского законодательства.