- НМЦК — что это и для чего требуется?
- 8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
- На что влияет НМЦК
- Отличие НМЦК от НМЦД
- Что зависит от НМЦК
- Методы определения НМЦК
- Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
- Анализ общедоступных цен
- Расчет коэффициента отклонения
- Расчет НМЦК методом анализа рынка
- Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен
- 5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
- Как обосновать НМЦК тарифным методом
- Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом
- Как обосновать НМЦК нормативным методом
- Как обосновать НМЦК затратным методом
- Другие методы НМЦК
- Как ещё можно рассчитать НМЦК
- Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ
- Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
- Когда НМЦК не обосновывают
- Определение идентичности и однородности ТРУ
- Последние изменения
- Письмо Минфина России от 27.05.2020 № 24-01-06/44594 «Об определении и обосновании НМЦК, цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»
- Новые рекомендации Минфина
НМЦК — что это и для чего требуется?
Начальной (максимальной) ценой договора является максимальная цена, указанная заказчиком в извещении, договорной документации, приглашении к участию в закрытом договоре. Он формируется, когда поставщик определяется на конкурсной основе. Правила определения НМКЦ подробно изложены в части 1 статьи 22 44-ФЗ.
Для получения бесплатной консультации в рамках сопровождения торгов просто заполните форму обратной связи или позвоните по телефону: 8 (800) 201-12-78
Заказчик определяет НМЦК при составлении графика закупки, уведомлении об осуществлении закупки и формировании закупочной документации.
8 задач обоснования цены контракта по 44-ФЗ
В сфере государственных закупок большое значение придается такому показателю, как начальная максимальная цена контракта. Клиент не может взять эту сумму из воздуха; на каждую закупку должны быть соответствующие документы, обосновывающие цену договора в соответствии с 44-ФЗ. Поставщики должны понимать, как формируется эта величина, чтобы разработать собственное конкурентное предложение на тендер на основе анализа текущей ситуации на рынке.
На основании НМПК определяется способ выбора поставщика и устанавливаются требования к самой закупке. Ниже мы обсудим эти моменты более подробно.
- Определение порядка заключения контрактов на основании НКЦ. Изначально в п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что заказчик может совершить сделку только с одним поставщиком, если предоставит обоснование низкой цены 44-ФЗ до 100 тыс руб. После поправок, принятых 1 июля 2019 года, минимальный порог увеличен до 300 тысяч рублей.
- Сделки с представителями малого и среднего бизнеса возможны, если НКЦ не превышает порог, установленный законодательством.
- Клиент устанавливает размер безопасности, ориентируясь на NMCC.
- Решение о необходимости применения антидемпинговых мер принимается на основании сопоставления фактической цены сделки и НМКЦ. Если разница между ними превышает 25%, вводятся антидемпинговые меры.
- При определенных значениях IMCC клиент имеет право предъявлять особые требования к потенциальным поставщикам.
- IMCC — это наибольшая сумма, на которую может быть совершена транзакция.
- Выгода от покупки для клиента определяется на основе сравнения NMCC и фактической цены сделки. Это прямо установлено в законе.
- Принимая решение об участии в тендере, потенциальный поставщик оценивает собственную выгоду, учитывая обоснованность цены по 44-ФЗ.
Шаблон обоснования NMCC доступен для скачивания.
На что влияет НМЦК
Не только стоимость товара зависит от размера НМЦК, но и от других особенностей покупки, например:
- Тип покупки
- Клиент не может сделать запрос котировок, если НМЦК больше 500 000 руб.
- Клиент не может покупать у одного поставщика, если НМЦК больше 300 000 руб. Для учреждений культуры или других муниципальных учреждений, таких как зоопарки, библиотеки и дворцы культуры, порог таких покупок выше — 600 000 рублей.
- Крайний срок подачи заявки
- Если НМЦК больше трех миллионов рублей, то с момента размещения клиентом уведомления до окончания приема заявок должно пройти не менее 15 дней.
- Если НМЦК меньше трех миллионов рублей, то с момента размещения клиентом уведомления до окончания приема заявок должно пройти не менее семи дней.
- Настройка безопасности приложения
- При закупках с НМЦК на сумму более одного миллиона рублей заказчик может потребовать от поставщика предоставления обеспечения по заявке.
- Вид антидемпинговых мер
Клиент применяет антидемпинговые меры при снижении поставщиком НМЦК более чем на 25%. В таком случае:
- При НМЦК более 15 млн руб клиент увеличивает обеспечение договора в 1,5 раза.
- Если НМЦК меньше или равен 15 млн руб., заказчик увеличивает гарантию исполнения договора в 1,5 раза или просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот провайдер должен доказать, что за предыдущие три года он выполнил три контракта, цена одного из которых на 20% выше, чем у НМЦК%.
Для малых и средних предприятий (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае клиент должен:
- потребовать от поставщика продемонстрировать, что за последние три года общая сумма заключенных им контрактов превышала объем закупок NMCC.
- увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НКЦ, а от конечной цены контракта.
Отличие НМЦК от НМЦД
Начальная максимальная цена контракта (IMCP) является ключевым звеном в документации о коммерческих закупках. Подп. 5 п. 9 ст. 4 № 223-ФЗ регламентируется. Применение и способ определения НМЦД по 223-ФЗ аналогичны применению и схемам расчета НМЦК по 44-ФЗ.
Рекомендации по использованию заказчиками, осуществляющими закупки по 223-ФЗ, методики обоснования НМЦД, аналогичной предусмотренной 44-ФЗ, содержатся в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 06/ 16/2017.
Что зависит от НМЦК
Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.
Методы определения НМЦК
Существует пять способов расчета IMCC, которые можно использовать. Порядок установлен статьей 22 44-ФЗ и предусматривает следующие условия:
- нормативный
- тариф;
- проектная оценка;
- дорогой;
- сравнение рыночной цены.
Одновременно можно использовать несколько методов. В определенных случаях региональные власти устанавливают дополнительные методики расчета НМЦК.
Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Анализ рынка является основным способом расчета IMCC. Сравнение рыночных цен применяется, когда расчет не требуется проводить с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных издержек (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Вместе с графиком предоставляется документальное обоснование цены контракта.
Для расчета NMCP с помощью анализа рынка специалист организации-заказчика должен выполнить следующие действия:
- Определить ТРУ, однородные или идентичные приобретаемым, или продукцию, заменяющую предмет договора.
- Исследуйте рыночные условия и получите информацию о ценах.
- Укажите однородность указанных цен.
- Определить NMCC по формуле.
Далее мы подробно обсудим, как обосновать NMCC с помощью анализа рынка.
Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и другие характеристики объекта заказа.
Идентичный товар, работа или услуга – это ТВО, обладающее теми же основными характеристиками, что и объект заказа. При выявлении таких признаков использовать Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 .
ВАЖНО! Для расчета НМЦК и УК, заключенных с единым поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый . Проект обновлений готов: сейчас документ находится в стадии общественного обсуждения.
Если после исследования рынка идентичных товаров, работ или услуг не обнаружено, то необходимо определить однородные ТРУ, используя положения ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.
Нашли информацию о ценовых характеристиках купленных ТРУ. Для получения информации о рыночной стоимости товаров, работ и услуг клиент вправе действовать следующим образом:
- Отправьте запросы котировок не менее чем 5 поставщикам, указав в запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. Не рекомендуется использовать информацию о ценах от артистов, включенных в ГТО. Заказчик и поставщики имеют возможность обмена такой информацией по электронной почте (п. 3.13 Методических рекомендаций № 567, письма Минфина № 24-01-08/95232 от 11.02.2020, № -01-08 /13316 от 25.02.2020, письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
- Ищите общедоступные источники, в том числе статистические отчеты, каталоги, размещенные в сети Интернет, и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
- Использовать информацию о заключенных договорах, опубликованную в ОВОС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
- Опубликовать запрос котировок в Единой информационной системе.
При необходимости заказчик использует одновременно несколько инструментов поиска ценовых показателей.
После получения информации о стоимости клиенту необходимо рассчитать коэффициент вариации для определения равномерности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МП № 567):
V = (σ/) × 100,
где:
- — среднее значение цены;
- σ — стандартное отклонение.
Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, указанные ценовые предложения считаются однородными.
Вот как выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:
Анализ общедоступных цен
Чтобы применить этот метод, вы можете использовать:
- общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
- информация о ценах, полученная по запросу клиента от поставщиков, поставляющих идентичные товары, работы, услуги или, в противном случае, однородные товары, работы, услуги;
- информация, полученная в результате размещения запросов цен на товары, работы, услуги в ОВОС.
Покупатель должен искать цены только на идентичные или похожие товары.
Идентичные товарыПохожие товары
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики | То же | Коммерчески сопоставимый |
Качество | Ничем не отличается | Ничем не отличается |
Страна происхождения | А | А |
Производители | Они не отличаются | Иметь такую же репутацию |
Например, если две тротуарные плитки одного производителя изготовлены из одних и тех же материалов, имеют одинаковые характеристики, но отличаются по цвету, это идентичные изделия. Но если они имеют одинаковые характеристики и изготовлены из одного и того же материала, но разными производителями, то они являются однородными товарами.
Какую информацию клиент не имеет права использовать при определении NMCC?
- подается лицами, включенными в РНП;
- получено из анонимных источников;
- сведения, полученные по запросу и не соответствующие требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
- не включает цену.
Состав запроса поставщику о предоставлении информации о цене:
- описание объекта приобретения с указанием единиц измерения, количества товара, объема работ;
- перечень сведений для определения идентичности или однородности товаров, работ, услуг, предлагаемых поставщиком;
- условия исполнения договора, а также порядок поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг, предполагаемые условия закупки, порядок оплаты, размер гарантии исполнения договора, требования к гарантии срок поставки товаров, работ, услуг и (или) объем гарантий их качества;
- сроки предоставления информации о ценах;
- информация о том, что сбор информации не предполагает возникновения каких-либо обязательств у клиента;
- указание на то, что цена единицы товара, работы, услуги и общая цена договора на условиях, указанных в заявке, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены должны быть однозначно определены из ответа на запрос Это делается для того, чтобы не было умышленного завышения или занижения суммы.
Цены на регистрацию контракта могут увеличиться в зависимости от того, как была совершена покупка:
Тип закупки На сколько может быть увеличена цена контракта
Компетенция | рост не более 10% |
Аукцион | рост не более 13% |
Запрос котировок | рост не более 17 % |
Запрос предложений | рост не более 17 % |
Покупка у одного поставщика | цена не корректируется |
Расчет коэффициента отклонения
Для выявления однородности набора цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):
Если коэффициент меньше 33%, цены могут быть использованы для расчета НМЦК.
Эти цены должны быть едиными, то есть не сильно отличаться по размеру. Проверить однородность цен можно с помощью коэффициента отклонения.
Расчет НМЦК методом анализа рынка
НМКК по этому методу определяют по формуле (рис. 2):
Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен
- Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта договора;
- Определить товары, работы, услуги, идентичные предмету договора, при его отсутствии — однородные ТРУ;
- Отправьте запрос поставщику для получения информации о ценах. Запрос должен содержать подробное описание предмета договора, указывать условия исполнения договора, объем договора, срок и желаемую форму предоставления информации. Ниже представлена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета договора, основные характеристики объекта договора, способ определения ИМКП с обоснованием, расчет, а также дату составления обоснование и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).
- Подать заявление в ЕИС;
- Поиск ценовой информации в реестре договоров, ранее заключенных клиентами;
- Мониторинг общедоступной информации о ценах.
- Подобрать документы и сведения, содержащие всю информацию, необходимую для определения НМЦК;
- Корректировка цен, если это необходимо;
- Проверьте однородность ценовой информации.
5 ошибок при обосновании цены договора 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен
Как указано выше, клиент рассчитывает НМЦ и обосновывает цену по 44-ФЗ методом сопоставимых рыночных цен, на основании Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Но надзорные органы часто выявляют ошибки, если клиент тщательно следует методике расчета начальной цены договора.
- При заключении договора с единственным поставщиком невозможно произвести расчет по среднему значению стоимости товаров (работ, услуг).По всем закупкам, указанным в графике, покупатели должны были до 1 января 2020 года заполнить подтверждение цены согласно 44-ФЗ. Исключением из этого правила являются сделки по объектам, предусмотренные п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Но на практике, сложившейся в сфере государственных закупок в отдельных федеральных или муниципальных образованиях, заказчики обосновывают цену по 44-ФЗ даже для закупок, перечисленных в подпунктах 4 и 5 части 1 ст. 93 вышеуказанного нормативного акта.Читайте также: «Как изменить цену договора по 44-ФЗ до и после заключения договора»
Если обоснование цены по 44-ФЗ производится для закупки у единственного поставщика, то метод сопоставимых рыночных цен применять нельзя, так как он позволяет получить среднее значение из предложений на рынке. Но покупка осуществляется внеконкурсным способом, поэтому законна только в том случае, если цена договора максимально низкая. Среднеарифметическая стоимость ценной бумаги не соответствует этому условию, поэтому такая сумма сделки в данных обстоятельствах признается завышенной.
- МВКК не должен определяться исключительно на основании коммерческих предложений.Это самая распространенная ошибка клиентов. Если обоснование цены по 44-ФЗ будет основываться исключительно на коммерческих предложениях, то у контролирующих органов обязательно возникнут подозрения, что эти предложения исходят от нужных компаний и содержат именно ту информацию, которая интересует контрагентов. То есть им не хватает главного параметра: объективности.При расчете NMC договора клиенту необходимо, помимо коммерческих предложений, учитывать данные из других источников. Регистрация договора считается наиболее достоверной из них, поэтому для обоснования цены по 44-ФЗ следует использовать информацию с сайта ЕИС путем подбора сделок по однородным объектам приобретения.
- Данные коммерческого предложения нельзя использовать, если они относятся к совершенно разным объемам поставки.Общепринятой практикой является то, что в коммерческих предложениях поставщики указывают только стоимость единицы товара — за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т.д. Но поставка предполагает определенные объемы, например, 1 тонна, 500 штук, 2000 упаковок и т д. Поэтому коммерческое предложение должно содержать информацию о стоимости всей партии, а не только единицы.Регулирующие органы справедливо считают, что поставщик дает скидку при продаже больших объемов, что не отражается в предложениях, учитывающих только цену за единицу. Поэтому принимать их для обоснования цены контракта по 44-ФЗ незаконно.
- Коммерческие предложения не могут быть использованы для расчета, в которых не указан срок годности.
Регулирующие органы также часто выявляют подобную ошибку. При обосновании цены по 44-ФЗ заказчик должен доказать ее актуальность. Но этого нельзя делать, если в коммерческом предложении не указана дата, до которой оно действительно.
- Вы не можете использовать коммерческие предложения, появление которых заказчик не может объяснить.Обычным режимом получения коммерческих предложений является их обращение потенциальными поставщиками по запросу клиента. Если предложение есть, а заявка не подавалась, то ее нельзя использовать в расчетах, контролирующие органы не признают достоверность такой информации.
Как обосновать НМЦК тарифным методом
Расчет стоимости договора тарифным методом необходим, если цена объекта заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких покупных объектов, продаваемых по определенным расценкам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:
- услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
- теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
- обеспечение электроэнергией (пункты 3, 4 статьи 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
- связь, услуги почтовой связи (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).
Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на ее количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах провайдеров или местных регулирующих организаций.
Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметный метод применяется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):
- строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
- консервация памятников культурно-исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за этими работами.
Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, подготовленная в соответствии с Методикой применения сметных нормативов (приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019).
С 01.07.2019 в редакции ч. 13 ст. 48 ГРК РФ. С этого момента проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с участием бюджетных средств.
Как обосновать НМЦК нормативным методом
Нормативный метод применяется, если вышестоящей организацией или регулирующим органом установлены предельные цены на ТРУ для заказчика (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).
Информация о предельных затратах находится в открытом доступе. Пользователи видят информацию в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок», в блоке «Правила нормирования в сфере закупок».
Обоснование — расчет цены договора осуществляется в соответствии с пунктом 4.2 РМ № 567 — предельная цена товара, работы или услуги умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.
Как обосновать НМЦК затратным методом
Заказывая ТРУ с уникальными функциональными возможностями, которые есть у немногих исполнителей, заказчик использует дорогостоящий метод. То есть те контрактные цены, которые невозможно обосновать другими методами, являются затратными.
Расчет производится путем сложения общих прямых и косвенных затрат, связанных с внедрением конкретных ТРУ. Для получения информации о таких расходах клиент может связаться с поставщиком напрямую. Указанный расчет должен сопровождаться обоснованием цены предлагаемого контракта и пояснениями о невозможности использования иных методов.
Другие методы НМЦК
Если товары или услуги, заявленные в договоре, являются эксклюзивными, редкими, то клиент может использовать другие методы расчета НМЦК, клиент может использовать другие методы расчета НМЦК. Причины отказа от вышеуказанных методов должны быть обоснованы. Например, если вы покупаете товар, не выпускаемый серийно, не продаваемый, который должен быть изготовлен по планам и эскизам заказчика.
Как ещё можно рассчитать НМЦК
Есть бесплатные сервисы для расчетов НМЦК. Одним из них является калькулятор, разработанный Национальной ассоциацией закупочных организаций. Бесплатный онлайн-сервис реализован в рамках проекта «Контрактная система в действии». Программа рассчитывает НМЦК путем сравнения рыночных цен. Сервис также предоставляет цены за предыдущие периоды и корректирует полученные цены с учетом типа покупки. Полученная расчетная таблица и форма обоснования НМКЦ рекомендованы «Министерством экономического развития Российской Федерации».
Пример обоснования цены контракта по 44-ФЗ
Наиболее распространенным методом расчета IMCC является метод анализа рынка. Клиенты, использующие этот метод, тратят много времени на поиск общедоступных цен в реестре контрактов. Сократить это время и избежать ошибок поможет авторасчет НМЦК, например, в сервисе Контур.Снаб.
На примере покупки простых карандашей рассмотрим, как рассчитать НМЦК в Контур.Снаб.
- Чтобы начать расчет, клиент должен ввести:
- код приобретенного товара или услуги и его количество;
- регион покупки;
- период покупки.
- На основе этих данных сервис самостоятельно найдет все цены на товар или услугу из выполненных договоров.
- Клиент выбирает не менее трех цен из этого списка, по которым сервис будет рассчитывать IMCC. Вы также можете вручную добавить цены торговых предложений. Перед выполнением расчета сервис автоматически проверит единообразие выбранных цен.
- Если клиенту необходимо купить несколько товаров или услуг одновременно, вы можете добавить их в текущий расчет; количество позиций в сервисе не ограничено
- Контур.Снаб автоматически рассчитает НМЦК и подготовит отчет-обоснование на все закупаемые товары.
Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
Не все начальные (максимальные) цены обосновываются указанными выше пятью методами расчета. Для некоторых заказов используются другие виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44 в зависимости от специфики отрасли закупки. Это основные правила:
- городской район. Стоимость строительных работ определяется приказом Минстроя №841/пр от 23.12.2019.
- Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены государственного оборонного заказа рассчитываются в соответствии с государственным регулированием в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017 .
- Энергосервисные договоры (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет производится в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010 .
- Отдельные виды медицинской техники ПП РФ № 881 от 03.11.2011, лекарственные препараты для медицинского применения (приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019), изделия медицинского назначения (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
- Типовое жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
- Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
- Заключение договоров в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, п. «в» п. 1 ПП РФ от 12.11.2016 № 1166).
- Проектно-монтажные, строительно-наладочные работы, входящие в состав лота по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. NMCC рассчитывается в соответствии со способами, изложенными в искусстве. 22 44-ФЗ и получить аудиторское заключение, подтверждающее сметную стоимость капитального строительства (Правительство РФ № 563 от 12.05.2017). Для договоров, целью которых является подготовка проектной документации, инженерные изыскания и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цена определяется приказом Минстроя № 175/пр от 30.03. 2020 .
- Охранные услуги НМЦК рассчитан приказом Росгвардии № 45 от 15 февраля 2021 года .
Когда НМЦК не обосновывают
В искусстве. 93 Федеральной системы контрактов, указывается, когда обоснование НКЦ не требуется — если заказчик закупает у единственного поставщика. При заключении организацией договора с единственным подрядчиком на сумму до 600 000 рублей по пунктам 4, 5 части 1 ст. № 93 44-ФЗ документальное подтверждение начальной цены договора не требуется.
В случае совершения клиентом электронной покупки небольшого объема на сумму до 3 млн рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ необходимо в обязательном порядке обосновать НКЦ с единым провайдером для торговли на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используйте форму Приказа № 567. Обоснование НМЦК для всех остальных мелкооптовых закупок является правами заказчика, а не обязанностями.
Определение идентичности и однородности ТРУ
Группа товаров (работ, услуг) Характеристика Определяющая характеристика
Идентичные товары (часть 13 статьи 22 Закон № 44-ФЗ) |
Те же основные характерные черты (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики) | При установлении личности могут учитываться:
Незначительные различия во внешнем виде продуктов могут быть не приняты во внимание |
Идентичные работы, услуги (часть 13 статьи 22 Закон № 44-ФЗ) |
Одинаковая характеристика Основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одних и тех же методов, технологий, подходов | Идентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке |
Однородные товары, не идентичные (часть 14 статьи 22 Закон № 44-ФЗ) |
Сходные характеристики, компоненты, позволяющие изделиям выполнять одинаковые функции и (или) коммерчески взаимозаменяемые | При определении однородности товаров учитывают:
|
Однородные работы (услуги), это не идентично (часть 15 статьи 22 Закон № 44-ФЗ) |
Сходные характеристики, позволяющие коммерчески и/или функционально взаимозаменяемы работам (услугам | При определении однородности работ (услуг) учитываются:
|
Последние изменения
01.03.2021 Минпромторг опубликовал проект изменений в Постановление Правительства № 2014 от 03.12.2020 на портале проектов нормативных актов. Ведомство предлагает изменить особенности определения НКЦ сборов по 44-ФЗ. Подробнее: «Коммерческое предложение на закупку российских товаров: новые уточнения на 2021 год».
В параграфе. Пунктом 2 пункта 3 ПП № 2014 установлено, что для формирования исходной цены путем анализа рынка ценовые запросы направляются субъектам производственной деятельности ГИСП. Минпромторг планирует скорректировать данный порядок: если в ГИСП не 3 субъекта, то госзаказчикам придется направлять дополнительные запросы другим поставщикам, имеющим опыт поставок товаров по квоте. Также можно будет взять информацию из ОВОС об успешно выполненных контрактах.
Помните: если компаний меньше или информации о них нет в ГИСП (или эта информация неполная), исправьте это; например, сделайте снимок экрана и отправьте его в Министерство промышленности и торговли (email protected). Этот экран может быть необходим для демонстрации того, что минимальное участие не может быть достигнуто.
Проект поправок предполагает дополнение базовых кодов невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров новой ситуацией — закупка у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ.
Ожидается, что изменения вступят в силу в день их публикации. Особый порядок правоприменения был установлен в связи с большим значением регулируемых отношений и необходимостью скорейшего изменения правового регулирования и правоприменительной практики.
Скачать проект постановления правительства об изменении характеристик определения НМКЦ по ПП 2014 г |
Письмо Минфина России от 27.05.2020 № 24-01-06/44594 «Об определении и обосновании НМЦК, цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 06.05.2020 о разъяснении положений Федерального закона № 44 -ФЗ от 05.04.2013 «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) в части обоснования начальной цены (максимальной) договора, цена договора, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет не разъясняет законодательство Российской Федерации, практику его применения, практику применения нормативных правовых актов Минфина России, а также нормы толкования, термины и понятия, за исключением случаев, когда возлагается на Вас соответствующей обязанности или если это необходимо для обоснования принятого по апелляционной жалобе решения.
В свою очередь, в рамках установленной компетенции считаем возможным сообщить следующее.
Положения Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 71-ФЗ) изменен порядок обоснования закупки, а также перечень случаев, в которых заказчик обязан обосновать цену договора, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, часть 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая требования к доказыванию начальной (максимальной) цены договора (далее — НМЦК), цены договора при формировании графика, осталась без действия по состоянию на 10.01.2019. 2019.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 71-ФЗ) закупка, осуществленная в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона № 44-ФЗ, признается оправдано.
Положение о порядке проведения обучения, утверждения графиков-контрактов, внесения изменений в указанные графики, размещения графиков-контрактов в единой информационной системе закупок, об особенностях включения информации в указанные графики и о требованиях к форме закупки графиков (далее — Положение) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. № 1279.
При этом Положением не установлены требования по обоснованию НМКЦ — цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании графика.
При этом отметим, что НМКЦ и в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается в соответствии с положениями ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
При этом обратите внимание, что в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ обоснование НМЦК, начальные цены на единицы товаров, работ, услуг должны содержаться в закупочной документации (п. 1 ч. 1 статьи 50, пункта 1 пункта 1 статьи 54.3, пункта 1 пункта 1 статьи 64, пункта 2 пункта 6 статьи 83, пункта 2 пункта 6 статьи 83.1, пункта 1 пункта 1 статьи 87 Закона № 44-ФЗ), а в случае подачи заявки на котирование — в извещении о подаче заявки на котирование (пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 2 части 2 статьи 82.2 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, договор должен содержать обоснование цены договора.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 71-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену договора в порядке, установленном Законом № 44 — ФЗ, при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи.
Так, при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, не установленных подпунктом 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 1, 2, 4 , 5, 7, 8, 10, 13 — 17, 19, 20, 21, 24, 25 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50 — 56 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), обоснование цены договора не требуется в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
При этом частью 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок применяется порядок определения НМКЦ, цены на договор, заключаемый с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на установление такого порядка, с учетом положений Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, в случае установления нормативными актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти порядка определения НМКЦ, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги по направлениям деятельности, определяемым Правительством Российской Федерации на основании части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, цена договора определяется в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов.
Новые рекомендации Минфина
На сайте проекта постановления опубликован проект приказа Минфина, которым утверждаются новые методические рекомендации по применению методов определения стартовой цены контракта. Ожидается, что изменения вступят в силу, когда Минэкономразвития отменит действующие рекомендации.
В целом рекомендации будут соответствовать закону. Ключевые правила не изменятся, но есть и интересные новшества. Чтобы не ошибиться при выборе способа обоснования НКЦ, в разделе III проекта приказа прописана инструкция для клиента, как формируется НКЦ по 44-ФЗ по новым правилам:
- Определить наличие принятых нормативных правовых актов по видам, группам товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, устанавливающих порядок определения НКЦ в соответствии с ч. 22 ст. 22 44-ЗФ.
- Проверить, являются ли приобретаемые работы и услуги регулируемой деятельностью, цены (тарифы) которой утверждены законодательством).
- Проверить наличие сметы и проверить ее соответствие правилам законодательства о градостроительстве (данное правило работает для государственных закупок работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений).
Они планируют настроить функции приложения некоторых методов. Рассчитывать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, как и ранее, предлагается по формуле. А если выяснится, что сумма превышает лимиты бюджетных обязательств по закупке, можно будет пересчитать первоначальную стоимость по другой формуле. Об этом указано в п. 4.19 проекта приказа.
В разделе X проекта приказа были прописаны особенности расчета при приобретении товаров (работ, услуг) с неизвестным объемом.