Повышение квалификации по 44-ФЗ: периодичность прохождения

Содержание
  1. Применение ОКПД 2
  2. История создания
  3. Объекты классификации
  4. Структура ОКПД 2
  5. Пояснения к ОКПД
  6. Классификатор ОКПД2 актуальный на 2021 год
  7. Уточняющие коды
  8. Изменения
  9. Схема
  10. Договор оказания образовательных услуг
  11. Преамбула
  12. Договор оказания образовательных услуг
  13. Предмет
  14. Цена и порядок оплаты оказанных услуг
  15. Права и обязанности сторон
  16. Ответственность сторон
  17. Порядок разрешения споров
  18. Заключительные положения
  19. Повышение квалификации по 44‑ФЗ: закон требует, Минэкономразвития рекомендует
  20. Регламенты и сроки
  21. Где пройти обучение госзакупкам
  22. Критерии выбора курсов по 44-ФЗ
  23. Как происходит повышение квалификации по 44-ФЗ
  24. Является ли обучение по 44-ФЗ необходимостью
  25. Преимущества обучающих курсов по 44-ФЗ
  26. Кому необходимо повышение квалификации по 44-ФЗ
  27. Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок
  28. Порядок повышения квалификации по 44-ФЗ
  29. Почему специалисту по госзакупкам необходимо учиться постоянно?
  30. Кого необходимо обучить в организации заказчика
  31. Профессиональные стандарты
  32. Как может проходить обучение госзакупкам
  33. Выбор вариантов обучения

Применение ОКПД 2

В большей степени общероссийский товарный классификатор по видам экономической деятельности важен для статистической деятельности государства.

Для бизнесменов ОКПД 2 на данный момент является терра инкогнита. В прикладном понимании предприниматели, используя данный классификатор, смогут лишь самостоятельно проверить правильность присвоения им кода регистрирующим органом или уточнить вид экономической деятельности своего конкурента.

История создания

До 1 января 2017 года функции ОКПД 2 выполнял ряд классификаторов, таких как:

  • ОКДП ОК 004-93;
  • ОКПД ОК 034-2007 (КПЭ 2002);
  • ОКУН ОК 002-93;
  • ОКП ОК 005-93;
  • ОКДП ОК 004-93;
  • ОКПД ОК 034-2007 (КПЭ 2002);
  • ОКУН ОК 002-93;
  • ОКП ОК 005-93.

В целях унификации статистических форм и гармонизации внутренних стандартов с международными стандартами статистики по видам экономической деятельности в государственную систему стандартизации Российской Федерации введен новый классификатор ОКПД 2.

Объекты классификации

ОКПД 2 предназначен для классификации продукции, производимой в Российской Федерации, а также работ и услуг, выполняемых в интересах государственной статистики.

Задачами ОКПД 2 являются:

  • создание информационной базы для дальнейшей разработки правовых актов, относящихся к сфере государственного регулирования отдельных видов экономической и предпринимательской деятельности;
  • выявление потребности населения в определенном виде продукции;
  • разработка планов размещения государственных заказов на продукцию и услуги;
  • налоговая статистика;
  • учет и систематизация основных средств;
  • анализ соответствия продукции.

Структура ОКПД 2

Поскольку ОКПД 2 является производным от Классификации товаров по видам деятельности в ЕС (CPA2008), он включал до шести кодовых знаков и их соответствующие позиции без изменений.

Российские особенности проявляются в изменениях в группировках КПЕС 2008 г и в группировках с 7-9-значными кодами.

Классификация в ОКПД 2 использует иерархический метод в самой классификации и последовательный метод в системе кодирования.

Код представляет собой последовательность от 2 до 9 цифр, где:

АА — это класс;

AA.A — подкласс;

АА.АА — группа;

АА.АА.А — подгруппа;

АА.АА.АА — это воззрение;

AA.AA.AA.AA0 — категория;

АА.АА.АА.ААА — это подкатегория.

Точка ставится между второй и третьей, четвертой и пятой цифрами.

При наличии дополнительных уровней точка также ставится между шестой и седьмой цифрами кода.

Разделы и подразделы ОКПД 2 имеют буквенное обозначение. Например:

  • раздел А — продукция сельского хозяйства, животноводства, лесного хозяйства и рыболовства;
  • раздел Б – продукция, произведенная в горнодобывающей промышленности;
  • раздел С – продукция компаний-производителей и т.д.

При отсутствии реквизитов продукции или услуг, то есть при отсутствии понятия «подкласс» или «подгруппа», знаки 7 и 9 кода обозначаются нулем.

Более низкие уровни классификации могут иметь место при наличии нескольких подкатегорий продукта или услуги.

Например, опишем твердую озимую пшеницу кодом:

01 — продовольствие и сельское хозяйство;

01.1 — однолетние растения;

01.11 — Зерновые, кроме риса;

01.11.1 — пшеница;

01.11.11 — твердая пшеница;

01.11.11.110 — пшеница озимая твердая

Если подкатегорий больше 9, в последнем бите кода опускается 0.

Пояснения к ОКПД

В целях единообразного применения классификатора в ОКПД 2 включены пояснения к отдельным группировкам, распространяющиеся на все входящие в них группировки.

Например, код 01.19.10, относящийся к кормовым растениям, содержит подробные пояснения о том, какие растения входят в кормовую группу, а какие нет.

 

Классификатор ОКПД2 актуальный на 2021 год

код классификатора ОКПД2 «85.42» Код классификатора ОКПД2 85.42.1

Пояснение: Услуги дополнительного профессионального обучения

Комментарии: классификатор не содержит комментариев для данного кода

Старый код: ключ перехода не указан

Запись в классификаторе ОКПД2 с кодом 85.42.1 содержит 3 пояснительных кода (детских): Услуги автошколы ∙ 85.42.11 старый код — 80.41.11 Включает: — услуги по обучению для получения прав (удостоверений) на управление автомобилями , автобусов, грузовых автомобилей и мотоциклов Не включает: — услуги профессиональной школы подготовки водителей Услуги школы подготовки пилотов и мореплавателя ∙ 85.42.12 старый код — 80.41.12 Включает: — услуги по обучению для получения некоммерческих летных сертификатов и навигационных свидетельств Не включает: — летную школу услуги по подготовке профессиональных пилотов Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие ∙ 85.42.19 ст шифр — 80.42.20.120 Включает:- услуги академического обучения; — коррекционные курсы, проводимые учебными центрами; — курсы повышения квалификации; — услуги по обучению скорочтению; — услуги по обучению спасателей; — услуги по обучению выживанию; — услуги по обучению ораторскому искусству; — услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда; — образовательные услуги, не поддающиеся количественной оценке по уровню не определяемые по уровню не определяемые по уровню- услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда; — образовательные услуги, не поддающиеся количественной оценке по уровню не определяемые по уровню не определяемые по уровню- услуги по обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда; — образовательные услуги, не поддающиеся количественной оценке по уровню не определяемые по уровню не определяемые по уровню

Уточняющие коды

Запись в классификаторе с кодом 85.42.19 содержит 4 поясняющих кода (вторичный.

85.42.19.100 Услуги по подготовке и повышению квалификации специалистов в области использования атомной энергии
85.42.19.110 Услуги по подготовке специалистов в области использования атомной энергии
85.42.19.120 Услуги по повышению квалификации (дополнительному профессиональному образованию) специалистов в области использования атомной энергии
85.42.19.900 Прочие услуги по профессиональному обучению

Изменения

В код 85.42.19 внесены изменения с момента введения в действие классификатора ОКПД 2.

Обозначения действий:
Y — изменить содержимое ввода без изменения кода

Изменить номерИмя/КонтентДействие

№ 1/2015 Прочие дополнительные профессиональные образовательные услуги
подробности ↓
В эту группировку входят:
– услуги в области академической подготовки;
— коррекционные курсы, проводимые учебными центрами;
— курсы повышения квалификации;
— услуги по обучению скорочтению;
– услуги по обучению спасателей;
– услуги по обучению выживанию;
– услуги по обучению ораторскому искусству;
— услуги по обучению работодателей и работников по охране труда;
— образовательные услуги, не идентифицируемые по уровню
В эту группу не входят:
— услуги научных и экспериментальных исследований в области социальных и гуманитарных наук, см. 72.20.1
— преподавание религии, см. 94.91.10
Д

 

Схема

Иерархическая схема в классификаторе ОКПД 2 для кода 85.42.19:

— ОКПД 2 (высший уровень) ↳… ↳ 85.42.1 — Услуги дополнительного профессионального образования (высший уровень) ↳ 85.42.19 — Прочие услуги дополнительного профессионального образования (текущий уровень) ↳ 85.42.19.100… 85.42.19.900 — (нижний уровень: 4 кода)

Договор оказания образовательных услуг

Скачать образец договора на оказание образовательных услуг .docxСкачать образец договора на оказание образовательных услуг .docx

Такой договор является подвидом договора возмездного оказания услуг. Следовательно, образовательные услуги по настоящему договору будут оказываться на платной основе.

Субъектами данной сделки могут выступать как физические, так и юридические лица. Сторонами по такому договору являются Заказчик и Исполнитель.
Деятельность подрядчика по настоящему договору регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

Вышеуказанное соглашение заключается в простой письменной форме. Поэтому ниже мы подробно разберем, как пишется такой документ и на какие аспекты следует обращать внимание при его составлении.

Преамбула

Договор оказания образовательных услуг

москва20 сентября 2023 г

ООО «Саунд Продакшн» в лице Генерального директора Матвеева Никиты Денисовича, действующего на основании устава общества, именуемого в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны
Д
Петров Алексей Анатольевич, 04.05.1980 г.р., проживает по адресу: Тюменская область, город Тюмень, улица Бодрова, дом 336, квартира 743, паспорт: серия ХХХХ, номер ХХХХХХХ, выдан Управлением Федеральной службы иммиграции из России по Тюменской области в г. Тюмень 04 мая 2000 г., телефон: +7 (907) 777-77-77, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны
заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

В преамбуле содержится следующая информация:

  • тип операции;
  • место и дата заключения договора;
  • имена и роли Контрагентов по настоящему договору;
  • данные паспорта человека.

При заключении любого договора необходимо указывать положения всех существенных условий договора. В противном случае сделка будет считаться недействительной. В нашем случае это следующие условия:

  • вещь;
  • договорная цена;
  • порядок оплаты оказанных услуг;
  • права и обязанности подрядчиков.

Предмет

Информация о предмете договора является основной составляющей при заключении любого вида договора. В случае договора на оказание образовательных услуг предметом являются непосредственно сами образовательные услуги.
В тексте документа положения об объекте договора сформулированы следующим образом:

В соответствии с настоящим договором Исполнитель в лице ООО «Саунд Продакшн» обязуется оказать Заказчику в лице Петрова Алексея Анатольевича за вознаграждение, указанное в договоре, следующие образовательные услуги:
• курс обучения музыкальному маркетингу;
• курс онлайн-лекций по заявленной теме.
Информационные ресурсы, предоставляемые Заказчику, являются собственностью Исполнителя.
Срок исполнения обязательств: 7 (семь) календарных дней.
Курс «Музыкальный маркетинг» начинается 1 октября 2023 года.

Цена и порядок оплаты оказанных услуг

В данном разделе содержится информация о стоимости предоставляемых информационных услуг. Также необходимо указать, в какой форме и в какой период будет производиться оплата. Оплата может быть произведена наличными и безналичным расчетом по согласованию сторон.
Итак, этот раздел выглядит так:

Цена договора составляет 45 500 (Сорок пять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.
Оплата производится в виде безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в день подписания настоящего договора.

Права и обязанности сторон

Раздел обязательств предназначен для уточнения действий Контрагентов. Таким образом, наличие в договоре положений о правах и обязанностях дает четкое представление о том, как стороны должны выполнять свои обязательства по договору.
Таким образом, формулировка положений о правах и обязанностях Контрагентов в тексте документа сформулирована следующим образом:

Клиент имеет право:
• Требовать оказания образовательных услуг в соответствии со стандартами, установленными в договоре.
• Требовать надлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему договору.
Клиент обязуется:
• Своевременная оплата образовательных услуг Исполнителя.
• Не передавать третьим лицам материалы, полученные во время обучения.
• Выполнять свои обязательства по настоящему соглашению.
Подрядчик имеет право:
• Требовать своевременной оплаты услуг, оказываемых по настоящему договору.
• Требовать надлежащего исполнения Клиентом своих обязательств по настоящему договору.
Подрядчик обязуется:
• Предоставлять информационные ресурсы в соответствии с настоящим соглашением.
• Предоставлять образовательные услуги в соответствии с настоящим соглашением.
• Выполнять свои обязательства в строгом соответствии с настоящим соглашением.

Ответственность сторон

В этом разделе описываются положения об обстоятельствах, при которых стороны несут ответственность. Ниже приведены типовые формулировки положений, которые могут быть прописаны в тексте документа:

• Стороны берут на себя финансовую ответственность в случае несоблюдения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору.
• В случае оказания услуг с нарушением условий, указанных в настоящем договоре, Исполнитель уплачивает штраф в размере 4,5% от стоимости договора за каждый день просрочки.

Порядок разрешения споров

Этот раздел часто содержит следующие утверждения:

• В случае возникновения разногласий стороны решают их путем переговоров.
• Если стороны не пришли к компромиссу в переговорном процессе, споры разрешаются в судебном порядке.

Заключительные положения

Этот раздел содержит язык, который не подпадает под действие предыдущих разделов. Выглядит ли это так:

• Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах. Один экземпляр передается Заказчику, другой – Исполнителю.
• По всем пунктам, не указанным в настоящем договоре, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

Повышение квалификации по 44‑ФЗ: закон требует, Минэкономразвития рекомендует

Согласно требованиям закона о контрактной системе, работники контрактной службы, контрактные менеджеры должны иметь образование в сфере подряда. Часто возникают вопросы о том, о каком образовании идет речь. В статье мы рассмотрим, какие виды обучения госзакупкам существуют на данный момент и где лучше всего пройти такое обучение.

Все без исключения клиенты должны создавать контрактные службы или назначать администраторов контрактов. Законодательно к ним устанавливаются требования, и одно из них: заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования контрактников и комиссионеров, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере подряда (ст. 44-ФЗ).

В соответствии с требованиями к профессиональному составу клиентской комиссии и составу контрактной службы комиссия должна быть сформирована из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере подряда либо обладающих специальными знаниями, связанными с предмет договора (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ). Работники контрактных служб, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в области подрядной деятельности (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ).

Дистанционный онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками: 40 часов, 144 часа или 120 часов. Повышение квалификации по 44-ФЗ с выдачей сертификата.

Для того чтобы покупатели могли грамотно совершать покупки и не попасть на внеплановые проверки и штрафы со стороны контролирующих органов, Минэкономразвития России разработало рекомендации, которые, по сути, являются прямым руководством к действию.

Регламенты и сроки

Минимальный срок освоения программ повышения квалификации в области подбора персонала должен составлять не менее 108 часов для сотрудников подрядных служб и клиентских комиссий по подбору персонала. Для руководителей клиентских организаций: не менее 40 часов.

Рекомендуемые формы обучения – очная и заочная. Если образовательная организация проводит обучение по заочной форме, то очная часть (аудиторная) должна быть не менее 40 часов (для руководителей клиентских организаций — не менее 16 часов).

При обучении могут быть использованы дистанционные технологии обучения, в том числе онлайн-занятия с использованием интернет-ресурсов. Суть этого способа обучения проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видеолекций) и после изучения материалов выполняет домашнее задание (проходит тестирование). По результатам тестирования выдается соответствующий сертификат повышения квалификации. Все, что вам нужно, это свободное время, компьютер и доступ в Интернет. Выбирайте время занятий самостоятельно.

Онлайн-обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от основной работы и проходит обучение в удобное для него время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как практически у каждого человека есть компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и выход в интернет.

Следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ, могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ:

  • лица со средним профессиональным и (или) высшим образованием;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Лекции, практические семинары, деловые игры и консультации рекомендуются для включения в программы повышения квалификации.

Обратите внимание, что, согласно методическим рекомендациям, специалисты контрактной службы заказчика должны проходить переподготовку каждые три года.

Где пройти обучение госзакупкам

Рекомендуем посещать семинары и конференции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также для тех, у кого нет времени, есть удобный формат — вебинары. Вы сможете узнать всю актуальную информацию в мире заключения договоров с практическим применением, не выходя из дома и не вставая с рабочего места. Кстати, участники могут задавать вопросы онлайн на интересующие их темы.

Если вы решили повысить квалификацию и получить нужный документ, то курсы электронных торгов подходят именно вам. В интернете большой выбор подобных образовательных программ. Но имейте в виду, что тарифы для клиентов и провайдеров могут сильно отличаться. Например, специалисты в сфере государственных закупок проходят обучение планированию закупок, составлению графиков и планов закупок, публикации информации и работе по ОВОС, заключению договоров и т.д., подготовке заявок на участие, отбору, оценке и участию в торгах, получение банковской гарантии, формы защиты интересов.

Критерии выбора курсов по 44-ФЗ

Для того, чтобы правильно подобрать курсы комплектования по 44-ФЗ, необходимо предварительно убедиться в наличии у соответствующего учебного центра образовательной лицензии. При выборе курсов обучения по 44-ФЗ важно изучить программу обучения и сравнить ее с рекомендациями Минэкономразвития и Минобрнауки, приведенными в письме № 5593-ЕЕ/Д28и/АК- 552/06 от 12.03.2015.

Учебные курсы по 44-ФЗ должны охватывать все законодательно регламентированные темы по контрактной системе, от планирования закупок до контроля и отчетности. Важно обратить внимание на включение в программу курса специальных правил заключения договоров на отдельные виды товаров, работ, услуг (работ, энергетических услуг, продуктов питания и услуг общественного питания и т.)

Преимуществом курсов по госзакупкам по 44-ФЗ является проведение практических занятий на электронных площадках. Курс обучения по 44-ФЗ, включающий работу на электронной площадке, позволяет освоить систему закупок не только в теории, но и на практике. Например, электронные площадки «Сбербанк-АСТ», РТС-тендер имеют специально созданные обучающие площадки для обучения госзакупкам.

Полезные курсы по закупкам для 44-ФЗ и для поставщиков. Там они учатся анализировать документацию и клиента, правильно подавать заявки и выстраивать стратегию своего участия в госзакупках и исполнении договоров.

Изучение курса 44-ФЗ предполагает не только изучение законодательства и теории подбора персонала, практические занятия и консультации, но и аттестацию слушателей, которая обычно проводится в форме тестирования.

Программа курсов обучения по 44-ФЗ должна охватывать последние изменения законодательства о контрактной системе, вопросы контроля и ответственности за нарушение законодательства. Чтобы убедиться в актуальности программы, проверьте, не упоминаются ли в ней новые требования к участникам закупки об отсутствии судимостей за коррупционные правонарушения, введенные с 9 января 2017 года.

Как происходит повышение квалификации по 44-ФЗ

Как проходит повышение квалификации по 44-ФЗ

Начиная с 2020 года вступают в силу очередные существенные изменения 44-ФЗ, затрагивающие все этапы закупок, от этапа планирования и оформления заказа до отчетности по договору. Участники госзакупок должны понимать, что несоблюдение хотя бы одного из пунктов может иметь серьезные последствия, от отмены закупки или признания сделки недействительной, до штрафов, дисквалификации и уголовной ответственности. Именно поэтому так важна тема повышения квалификации по 44-ФЗ.

Государственные закупки – перспективное, перспективное направление развития любой компании. Однако не все компании готовы воспользоваться этой возможностью. Многие стараются избегать участия в соревнованиях, рассчитывают только на свои силы, другие опасаются слишком высокой конкуренции. Повышение квалификации в соответствии с 44-ФЗ откроет новые перспективы и возможности увеличить прибыль организации в разы.

Является ли обучение по 44-ФЗ необходимостью

Обучение по 44-ФЗ

Уже много лет в профессиональной сфере идет дискуссия о том, нужно ли проходить специальные курсы обучения, чтобы грамотно управлять государственными и муниципальными закупками. Одни эксперты считают, что специальное образование необходимо, другие утверждают, что от прохождения таких курсов практически нет никакой пользы. Сегодня мы рассмотрим эту тему не только с точки зрения действующего законодательства, но и со стороны деталей работы специалиста по госзакупкам.

Какие требования предъявляет Закон № 44-ФЗ к работникам контрактной системы?

Согласно ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), система закупок по договорам основывается на нескольких принципах, и одним из основных является принцип профессионализма заказчика.

Он описан в ст. 9 и исходит из того, что заключение государственного заказа должно осуществляться профессионально, необходимо привлечение специалистов, обладающих знаниями и опытом в этом вопросе.

В соответствии с этими требованиями задачей клиентов является поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования работников, работающих в контрактной системе, в том числе путем направления их на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере государственных закупок.

Необходимость наличия специальных навыков и знаний для оказания услуг по госконтрактам четко прописана в первых статьях Закона № 44-ФЗ. Клиенты обязаны обеспечить участие сотрудников в мероприятиях по повышению квалификации, чтобы они были в курсе постоянно меняющихся требований и нюансов работы контрактной системы.

Иными словами, законодательство обязывает тех, кто работает в сфере госзакупок, проходить курсы повышения квалификации.

Преимущества обучающих курсов по 44-ФЗ

Преимущества курсов обучения в 44-ФЗ

В основном обучение предназначено для тех, кто только начинает работать с государственными и муниципальными закупками или чья деятельность будет связана с Законом № 44-ФЗ. Если человек ранее не был знаком с контрактной системой, возможно, ему достаточно пройти специализированные курсы, чтобы составить о ней правильное представление и понять, как она работает.

Обучение по 44-ФЗ отличается тем, что предполагает не только заучивание теории насухо, но и прохождение практики в условиях, аналогичных тем, которые действуют при работе с закупками. Правильному восприятию материала и его эффективному усвоению способствует живое общение с высококвалифицированными специалистами отрасли. Они прививают зрителям навыки реальной деятельности и отвечают на возникающие вопросы.

Еще одним важным моментом является то, что после прохождения курсов в качестве подтверждения квалификации специалиста в сфере государственных закупок может быть выдан диплом или аттестат государственного образца. Обычно при собеседовании работодатель в первую очередь обращает внимание на то, есть ли у претендента на должность контрактного управляющего или работника контрактной службы документ о соответствующем образовании.

Кому необходимо повышение квалификации по 44-ФЗ

Зачастую компании, работающие по контрактной системе, не знают об обязательном повышении квалификации по 44-ФЗ. Однако многие люди часто задают себе следующие вопросы: кому необходимо обучение, как часто оно должно проходить, можно ли оштрафовать организацию за отсутствие документа, подтверждающего квалификацию, и на какой размер?

Уточним все эти моменты.

Те, кто должен обязательно научиться работать в сфере госконтрактов, прежде чем приступать к выполнению функций:

  1. Работники заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, работающие по контрактной системе, в том числе входящие в состав закупочной комиссии, а также специалисты контрактной службы, контрактные менеджеры.
  2. Работники органа, регулирующего контрактную систему в сфере государственных закупок, органа, наделенного полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок, органа — аудитора участников в этой сфере.
  3. Сотрудники специализированной компании, выполняющие определенные функции, например, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) или участие в его выборе.
  4. Специалисты, выполняющие иные функции по обслуживанию государственных заказов.

Заказчик должен пройти обучение по 44-ФЗ в обязательном порядке. Сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий может быть допущен к приему на работу только при наличии у него дополнительного высшего или профессионального образования в данной области. Работать с госзаказом учат в вузах, продолжительность программ от 2 до 5 лет.

Существует два вида дополнительного образования: повышение квалификации и переподготовка. Они отличаются во многих аспектах. Целью переподготовки является получение дополнительной специальности, а повышение квалификации позволяет актуализировать имеющиеся профессиональные знания. Также документом, подтверждающим успешное прохождение программы утилизации, является диплом, а курсов повышения квалификации – свидетельство о повышении квалификации в соответствии с 44-ФЗ.

Кому необходимо повышение квалификации по 44-ФЗ

Если вам необходимо с нуля освоить тонкости работы по 44-ФЗ, лучше получить высшее образование или пройти курс переподготовки.

Обязанности сотрудника, работающего в сфере госзакупок

Получить образование – полдела. Работа также требует практических навыков. К функциям специалиста по государственному заказу относятся:

  • работа с документацией — сборник, архив;
  • работа с базами данных;
  • работа в Единой информационной системе;
  • работа с компьютерами;
  • анализ комментариев при публичном обсуждении приобретений;
  • формирование НМКК;
  • обоснование цены покупки;
  • анализ приложений;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор метода определения провайдера;
  • подготовка отчетов;
  • разработка проектов договоров, типовых условий договоров;
  • планирование.

Специалисты также должны знать требования антимонопольного законодательства и в сфере государственных закупок, ориентироваться в гражданском, бюджетном, территориальном, трудовом и административном праве.

Есть бесплатные продвинутые программы обучения 44-ФЗ для начинающих. Например, на сайте Единой информационной системы есть видеоуроки по 44-ФЗ. Кроме того, региональные органы, регулирующие систему контрактных закупок, часто организуют обучающие мероприятия для заказчиков и подрядчиков.

Также возможно повышение квалификации по 44-ФЗ дистанционно путем изучения материалов из открытых источников. Но всегда необходимо проверять его надежность и соответствие всем новшествам.

Не только клиенты, но и поставщики нуждаются в повышении уровня своих знаний в сфере государственных закупок. Организации и индивидуальные предприниматели, желающие принять участие в аукционе, должны быть осведомлены о требованиях законодательства к их проведению, регламенте, видах и особенностях таких процедур, критериях определения победителя, порядке заключения сделки. Поставщикам также будет полезно изучить практику в делах, связанных с государственными закупками. Это поможет вам не попасть в мошеннические ловушки заказчиков и избежать ошибок при участии в тендере.

Порядок повышения квалификации по 44-ФЗ

Порядок повышения квалификации в соответствии с 44-ФЗ

Программы обучения по контрактной системе разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно: стандарты, форма и продолжительность. Вместе с тем существуют Методические рекомендации по реализации программ дополнительного профессионального образования в сфере подбора персонала, разработанные Минэкономразвития России и Минобрнауки России. Поэтому при выборе курсов повышения квалификации по 44-ФЗ, дистанционных или очных лучше отдавать предпочтение тем, при разработке которых учитывались данные Методические указания.

  • Высшее образование для сотрудников клиентаВ Законе о контрактной системе не указано, что работать с госконтрактами могут только специалисты с высшим образованием в данной сфере. Сотрудник контрактной службы или контрактный менеджер может иметь высшее образование по другому профилю, но в этом случае он должен получить дополнительное образование в сфере государственных закупок (см письмо Минэкономразвития России от 17 апреля 2017 г. № Д28и-1636).

    Следует отметить, что, согласно положениям 44-ФЗ, высшее образование по специальности «юриспруденция» не равнозначно образованию в сфере государственных закупок. Так же считает и Минэкономразвития РФ.

    Подтверждением окончания высшего учебного заведения является государственный и негосударственный диплом (ч. 3, 4 ст. 60 Закона об образовании).

    Нужно ли вашему специалисту иметь высшее образование, вы решаете сами, учитывая функции, которые у него будут. Для этого рекомендуем опираться на уровни подготовки, которые содержатся в профессиональном стандарте «Специалист в области подбора персонала». Например, положения этого документа определяют среднее профессиональное образование как достаточное для выполнения различных закупочных функций.

  • Дополнительное профессиональное образование в сфере подбора персоналаУказанное образование подразумевает утверждение курсов повышения квалификации по 44-ФЗ или профессиональной переподготовки. Продолжительность этих программ разная.

    Образовательные учреждения определяют продолжительность обучения самостоятельно исходя из содержания разработанных программ. По общему правилу для работников контрактной системы рекомендуется создавать курсы повышения квалификации (закупки, 44-ФЗ) на 108 часов (п. 2.3 Методических указаний).

    Читайте также: «Чем грозит несоблюдение условий договора по 44-ФЗ заказчику и исполнителю»

    Если функции руководителя контрактной службы или контрактного администратора выполняет руководитель организации-организатора конкурса, то ему достаточно пройти программу повышения квалификации в объеме 40 часов (п. 2.4 Методических рекомендаций).

    Минимальный объем обучающих программ по государственным закупкам составляет 16 часов. Это установлено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499.

    Лица, окончившие колледжи и (или) высшие учебные заведения, а также обучающиеся (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании) могут пройти обучение (повышение квалификации ФЗ № 44) по программам дополнительного профессионального образования . По окончании программы ФПО студенты получают свидетельство о повышении квалификации в соответствии с 44-ФЗ или диплом о профессиональной переподготовке.

    Поэтому, поскольку в Российской Федерации отсутствуют федеральные государственные стандарты и требования к курсам повышения квалификации и программам дополнительного профессионального образования в области подбора персонала для обеспечения государственных и муниципальных нужд, образовательные учреждения, организующие такие программы подготовки, вправе самостоятельно разрабатывать свои содержания и определить продолжительность.

    Однако для хорошего усвоения материала программа должна состоять из достаточного количества учебных часов, не менее 108 (кроме отмеченного выше). Это требование содержится в Руководстве.

Резюмируем: по программам повышения квалификации 44-ФЗ продолжительностью 72 часа обучение могут проходить только сотрудники компаний, участвующих в тендере. Специалисты компании-заказчика, в том числе находящиеся на государственной службе, должны повысить свой профессиональный уровень в сфере подбора персонала для обеспечения государственных и муниципальных нужд по программам в объеме не менее 108 часов (для руководителей достаточно 40 часов). Обращаем ваше внимание, что продолжительность курсов повышения квалификации по 44-ФЗ составляет 120 часов.

Немаловажно и то, что в законодательство нашей страны постоянно вносятся изменения, в том числе касающиеся контрактной системы найма. Поэтому специалисты в этой области должны своевременно обновлять свои знания, получая достоверную и актуальную информацию. В связи с этим необходимая периодичность повышения квалификации по 44-ФЗ — не реже одного раза в три года (соответственно срок действия повышения квалификации по 44-ФЗ — 3 года).

Почему специалисту по госзакупкам необходимо учиться постоянно?

Специалисты по закупкам могут соперничать с юристами в знании российского законодательства. Пожалуй, нет другой такой профессии, представители которой так внимательно и постоянно следят за изменениями в законодательстве.

Какое образование нужно для работы с таким объемом информации? Почему в закупках должен разбираться не только руководитель подрядной организации, но и руководитель организации? И можно ли, проучившись один раз, навсегда забыть об учебе?

Кого необходимо обучить в организации заказчика

44-ФЗ требует, чтобы квалификация и профессионализм работников снабжения всегда были на должном уровне. Причем это зона ответственности не только самого сотрудника, но и клиента.

Еще одним обязательным требованием (ч. 4 ст. 38 Закона 44-ФЗ) является наличие у работника высшего или дополнительного профессионального образования в сфере подбора персонала.

Также существуют требования к уровню образования членов клиентской комиссии: в основном это должны быть лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повысившие квалификацию в сфере подрядной деятельности (п. 5 ст. 39 Закона 44-ФЗ). Другой вариант заключается в том, что члены комиссии обладают специальными знаниями о том, что имеет отношение к цели контракта.

Также само по себе наличие высшего образования не может свидетельствовать о достаточной квалификации работника. То, что дополнительное образование необходимо именно в сфере государственных закупок, подтверждает и судебная практика (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2020 г по делу А45-21515/2019).

Профессионализм комиссии можно оценивать в каждом конкретном случае: помимо ограниченных специалистов должны быть специалисты со знанием деталей госзакупок в достаточном количестве для принятия взвешенного решения.

Профессиональные стандарты

С точки зрения положений ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт должен описывать, что должен знать и уметь работник, чтобы правильно выполнять ту или иную работу.

Целью внедрения профессиональных стандартов в сфере государственных закупок является содействие более эффективному использованию выделяемых средств.

Стандарты определяют, какое основное образование, дополнительное образование и опыт необходимы для выполнения конкретных должностных функций в сфере государственных закупок, с помощью каких навыков и умений работник их выполняет. Сюда входят знание основ законодательства и умение работать с документацией и компьютерной техникой, знания в области экономики, а также так называемые soft skills, например, умение вести переговоры и соблюдать деловую этику общения. Для найма это тоже специфические навыки: умение писать приемную документацию, обосновывать НМКК и другие.

Согласно Профессиональному стандарту «Специалист в области подбора персонала» (утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н) работник без высшего образования или опыта работы может выполнять основные технические функции, связанные с подготовка документации и обработка информации.

Опыт работы не менее трех лет и высшее образование (Балакаврия) необходимы для планирования и обоснования закупок, способ определения поставщика. Проверить соблюдение условий договора, качество работ и услуг можно только после 4-летнего опыта работы в сфере закупок, к управленческой команде предъявляются еще более высокие требования. Для каждой категории работников Стандарты предлагают свой перечень наименований должностей.

Если вы только планируете начать свою деятельность в сфере госзакупок, то вам необходимо получить дополнительное профессиональное образование; в противном случае работодатель не может возложить на вас соответствующие должностные обязанности.

Если вы получили базовое высшее образование, которое позволит вам разбираться в тонкостях закупочных процедур, опыт работы в сфере государственных закупок, то вас может заинтересовать обучение в качестве эксперта в сфере закупок.

К специалистам в области подбора персонала, согласно Стандарту (утвержден Постановлением Минтруда от 10.09.2015 № 626н), предъявляются более жесткие требования, чем к специалистам. Одного трехлетнего опыта и высшего образования достаточно, чтобы проводить мониторинг и оказывать консультационную поддержку. Для полноценной проверки (например, пересчет баллов при проведении конкурса, проверка исполнения договора), а также для ведения организационной работы в этой сфере помимо дополнительного профессионального образования необходимо иметь высшее образование (магистерское или диплом специалиста) и не менее 4 лет соответствующего опыта работы. В очередной раз регламент предъявляет более строгие требования к тем, кто занимает руководящие должности.

Экспертов по закупкам могут запросить крупные заказчики, специализированные организации или государственные органы, а также поставщики, активно работающие в рамках Закона 44-ФЗ.

Должностные функции в профессиональных стандартах разъясняются настолько подробно, что образовательные учреждения могут сформировать правильную и актуальную образовательную программу.

А клиент, глядя на профессиональный стандарт, может уверенно прописывать обязанности работника в трудовом договоре и должностной инструкции.

Существует два способа получения дополнительного профессионального образования по государственному заказу:

— программа повышения квалификации

— профессиональная программа утилизации.

Профессиональное развитие должно составлять не менее 16 часов обучения. Эти ускоренные программы подходят для тех специалистов, которые уже имеют квалификацию, но хотят освоить новые навыки.

Минимальная продолжительность программы профессиональной утилизации составляет 250 часов. При этом профессии формируются практически «с нуля» (ч. 2, 4, 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Для программ обучения госзакупкам рекомендуемая продолжительность составляет не менее 108 часов, а для управленческого персонала это значение может быть снижено до 40 часов (Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЭЭ/Д28и, Минобрнауки России №АК-553/06 от 12.03.2015г.).

Как может проходить обучение госзакупкам

Дополнительное профессиональное образование в сфере государственных закупок можно получить в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. После прохождения программы профессиональной переподготовки выдается диплом, а после прохождения программы повышения квалификации выдается свидетельство.

Законодательством допускается организация дистанционного обучения при наличии у образовательного учреждения соответствующей технической базы, порядок регламентирован Приказом Минобрнауки № 816 от 23 августа 2017 г. Программы профессиональной утилизации в сфере общественного Закупки могут осуществляться дистанционно полностью или частично.

Такие программы предлагают различные образовательные учреждения, как те, что специализируются преимущественно на онлайн-обучении и привлекают преподавателей только для проведения курсов, так и те, которые имеют собственную техническую и учебно-методическую базу, научно-практические разработки.

Образовательные программы по госзакупкам есть и в профильных вузах; На них стоит обратить внимание тем, кто желает углубленно изучить государственные закупки с точки зрения своей основной специальности (это может быть актуально для экономистов, юристов или работников отдельных отраслей, где есть детали).

Выбор вариантов обучения

Для переподготовки или повышения квалификации целесообразно выбрать подходящее учебное заведение. Самообразование в случае утилизации нецелесообразно: клиент должен подтвердить наличие профессионального образования у своих сотрудников. Дополнительное обучение также рекомендуется не реже одного раза в 3 года.

По сути, в связи с постоянным изменением нормативно-правовой базы и расширением технических возможностей в сфере госзакупок обучение и совершенствование специалиста представляет собой непрерывный процесс.

Разобраться в новшествах можно самостоятельно, но в рамках программы повышения квалификации этот процесс будет проходить быстрее, кроме того, обучение важно для поддержания связи с профессиональным сообществом. Гораздо больше времени уйдет на самообразование, а ошибки из-за отсутствия информации в этой области могут дорого обойтись клиенту. Поэтому, регулярно повышая свою квалификацию, специалист по госзакупкам сможет лучше выполнять свои обязанности и совершать меньше ошибок.

Хотя очное обучение считается более эффективным, оно не всегда оптимально для дополнительного образования: его сложно интегрировать в плотный рабочий график. Кроме того, он обычно дороже пульта дистанционного управления.

Учиться онлайн можно даже в том случае, если вы живете и работаете далеко от крупных городов, а учебное заведение может находиться даже в другом регионе.

Выбирая образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно обратите внимание на то, как долго и с какими результатами проводится обучение, являются ли преподаватели практикующими специалистами в сфере госзакупок, насколько активно контакты с контролирующими органами и другими крупными участниками рынок госзакупок — электронные площадки, крупные клиенты. Еще одним немаловажным фактором является наличие быстрой обратной связи при обучении куратора и возможность получить рекомендации по реальной рабочей ситуации.

Оцените статью
Блог про госзаказы