Признание торгов несостоявшимися: когда это бывает по 44-ФЗ

Содержание
  1. Что такое несостоявшиеся торги
  2. Недействительные торги и несостоявшиеся торги
  3. Когда закупки будут признаны несостоявшимися по 44-ФЗ
  4. Этап подачи заявок
  5. Этап рассмотрения заявок
  6. Этап заключения договора
  7. Что происходит с несостоявшейся закупкой дальше
  8. Конкурсные процедуры
  9. Электронный аукцион
  10. Запрос котировок
  11. Запрос предложений
  12. Что делать, если не состоялся тендер у единственного поставщика
  13. Закрытые процедуры
  14. Что делать победителю, если закупка не состоялась
  15. Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?
  16. Если заключать контракт не с кем
  17. Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
  18. Что делать поставщику?
  19. Формирование протокола о признании закупки несостоявшейся на примере РТС-Тендер
  20. Последствия признания закупки несостоявшейся
  21. Особенности и порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок
  22. Несостоявшиеся процедуры и отчетность
  23. Электронная форма закупок как способ «борьбы» с несостоявшимися закупками
  24. Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
  25. Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
  26. Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
  27. Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион
  28. Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
  29. Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона
  30. Отмена аукциона 44-ФЗ: причины, порядок, последствия
  31. Причины отмены аукциона по 44-ФЗ
  32. Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика
  33. Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ
  34. Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

Что такое несостоявшиеся торги

Закупка признается несостоявшейся, если не было конкурентной конкуренции между поставщиками.

По данным мониторинга Минфина, в 2019 году не было совершено 40% всех совершенных покупок, это 1,2 млн сделок на сумму 5,8 трлн руб. Из них в 77% случаев заключен госконтракт.

Три распространенные причины, по которым аукционы не состоялись в 2019 году:

  1. Был только один запрос, который соответствовал условиям: 733 347 предложений (61 %).
  2. Не поступило ни одного предложения — 229 861 заявка (19 %).
  3. В ходе электронного аукциона было подано только одно предложение — 126 803 предложения (11 %).

По итогам первых трех кварталов 2020 года не было совершено 693 тысячи покупок, это 45% от общего количества уведомлений общим объемом 3,8 трлн рублей. Из них по результатам 481 тыс торгов (31%) заключен договор.

Неудавшуюся процедуру не следует путать с отмененной и недействительной.

Государственный заказчик может отменить тендер на любом этапе по собственному желанию или по решению контролирующего органа. В этом случае договор не заключается.

Процедура, в которой имело место нарушение закона со стороны клиента, признается недействительной. Если к тому моменту договор уже заключен, то он может быть расторгнут по решению Федеральной антимонопольной службы или суда.

Например, по статистике 2019 года было отменено 55 240 закупок на общую сумму 502 млрд рублей, что составляет 1,9% от опубликованных торгов. Из них отменены:

  • по решению заказчика — 52 272 предложения;
  • по поручению Федеральной антимонопольной службы — 2 935 торгов;
  • по решению суда — 32 предложения;
  • без указания причины — 1 торг.

По итогам трех кварталов 2020 года было отменено 39 тысяч покупок (3%) на общую сумму 520,2 млрд рублей — почти в 2 раза больше, чем в 2019 году.

Федеральная антимонопольная служба Республики Бурятия приняла решение об отмене электронного аукциона на основании жалобы компании, заявка которой была отклонена из-за отсутствия данных в ее лицензии. Федеральная антимонопольная служба признала жалобу необоснованной, но провела проверку действий клиента и обнаружила ряд нарушений. В результате заказчик был признан нарушителем 44-ФЗ и аукцион был отменен.

Недействительные торги и несостоявшиеся торги

 

Необходимо различать:

Недействительный аукцион (ст. 449 ГК РФ)

— Сделано с нарушением закона.

— повлечет ничтожность договора, заключенного по результатам аукциона.

Несостоявшийся аукцион (пункт 5 статьи 447)

— Юридический. «Отрицательный результат — это тоже результат».

— Предложение отклонено, если:

  • Членов нет.
  • Есть только один член.
  • Есть только один участник, который соответствует требованиям документации и законодательства.

Поскольку 223-ФЗ (в отличие от 44-ФЗ) не регламентирует в Положении о закупках последовательность действий клиентов по результатам несостоявшихся закупок, последствия и порядок действий клиента в случае признания закупок несостоявшимися.

Когда закупки будут признаны несостоявшимися по 44-ФЗ

Случаи признания аукциона несостоявшимся различаются в зависимости от способа его проведения. Рассмотрим такие случаи на каждом этапе.

Этап подачи заявок

Для всех способов покупки:

  • Предложений об участии в тендере не поступало.
  • Был получен только один запрос.

Электронный аукцион на поставку реактивов для биохимического анализатора был признан несостоявшимся, так как поступило только одно предложение от организации, соответствующей условиям 44-ФЗ и аукциона. С компанией будет заключен договор.

И этот запрос котировок не состоялся, потому что на него не было получено ни одного предложения.

Этап рассмотрения заявок

Для всех способов покупки:

  • Все участники были отклонены.
  • Было разрешено только одно приложение.

Три компании запросили открытый тендер на оказание услуг по бухгалтерскому аудиту. Их предложения не соответствовали условиям тендерной документации, и заказчик отклонил все запросы. Конкурс не состоялся.

На аукцион по ремонту помещений было подано пять предложений. После рассмотрения первых частей комиссия допустила участие одной организации. Остальным участникам было отказано — они указали технические характеристики товара, не соответствующие техническому заданию. Заключен договор с уполномоченной компанией.

Для конкурса:

  • В результате предварительной квалификации ни одна компания не соответствует условиям.
  • По результатам предквалификации был допущен только один участник.

На участие в ограниченном конкурсе заявок поступило две заявки. В результате предквалификации была отклонена одна организация: она не предоставила необходимые документы. Вторая компания была допущена к участию. Его просьбу рассмотрели, приняли и он подписал с ним контракт.

Для электронного аукциона:

  • За 10 минут торгов на площадке предложений не поступало.

В электронном аукционе на установку систем пожарной сигнализации и безопасности в течение 10 минут после начала торговой сессии на электронной торговой площадке ценового предложения никто не делал. Клиент рассмотрел вторые части и объявил победителем ту компанию, чей запрос был получен раньше остальных. Победитель контракт не подписал. Уклоняющимся признали и со вторым участником подписали контракт: его заявление поступило ниже.

Этап заключения договора

Для всех способов покупки:

  • Победитель уклонился от заключения договора, а следующий участник отказался от его заключения.

Компания «Старт-А» выиграла аукцион на ремонт дорожного покрытия, но не подписала контракт. Компанию признали уклоняющейся и включили в РНП. Клиент предложил заключить договор со вторым участником Volgainert, но тот отказался от договора: он имеет право не подписывать договор без последствий. Аукцион был признан несостоявшимся.

Важный. Если вам присвоили второй номер и предложили заключить договор из-за того, что первый провайдер уклонился от подписания, будьте осторожны: отправив госзаказчику протокол разъяснений, вы автоматически становитесь победителем, и отказаться от госзаказчика уже нельзя договор без последствий. После того, как вам будет отправлен доработанный госконтракт, вы должны его подписать и предоставить обеспечение. Если вы откажетесь, вас признают уклонистом и включат в RNP.

Что происходит с несостоявшейся закупкой дальше

Если аукцион не состоялся, то, в зависимости от ситуации, у госзаказчика есть два варианта: пройти процедуру заново или подписать контракт с единственным подрядчиком. Рассмотрим последствия признания аукциона несостоявшимся при всех способах проведения аукциона по 44-ФЗ.

Конкурсные процедуры

Государственный заказчик проводит повторный конкурс в случае:

  • не было получено ни одного запроса;
  • все участники были отклонены;
  • признано, что победитель уклонился от подписания договора, а второй участник отказался от договора;
  • после предварительного квалификационного отбора в двухэтапном тендере был допущен только один подрядчик.

Госзаказчик публикует новое извещение в ОВОС, в котором продлевает срок подачи заявок на 10 дней и увеличивает срок исполнения контракта на момент повторения конкурса. Вы также можете увеличить начальную цену контракта на 10 %.

Объект закупки, количество товара, объем работ, требования к участникам и условия государственного контракта не могут быть изменены в повторном порядке. Если госзаказчик изменяет эти характеристики, то он вносит изменения в график и осуществляет новую закупку.

Если повторное предложение не состоялось по тем же причинам, что и первоначальное предложение, то проводится запрос предложений.

Если в конкурсе определен только один поставщик и он соответствует всем условиям, с ним заключается договор по предложенной им цене. В этом случае госзаказчик должен получить согласование с ФАС (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Электронный аукцион

В случае несостоявшегося электронного аукциона государственный заказчик:

  • заключает договор с единственным поставщиком, если он определен;
  • повторите аукцион, если нет победителя.

Новая процедура осуществляется в форме запроса предложений или иным способом на усмотрение клиента.

Запрос котировок

Заказчик продлевает срок приема заявок на четыре дня при отсутствии предложений или отказе всех участников. Если предложения по-прежнему не получены, делается повторный запрос котировок.

Если будет определен только один участник, с ним будет заключен договор.

Запрос предложений

Если заявки не поступали или все участники были отклонены, то заказчик меняет график и переделывает или, по данным ФАС, покупает у одного поставщика.

Если подается одна заявка или допускается один поставщик, с ним можно заключить договор как с единственным поставщиком.

Что делать, если не состоялся тендер у единственного поставщика

Возможна ситуация, когда закупка производилась не у одного поставщика, если антимонопольная служба не одобряет сделку. Например, при заключении договора в соответствии с пунктом 25 части 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом случае необходимо объявить новый конкурс или обжаловать решение ФАС.

Закрытые процедуры

Несостоявшейся закупка по 44-ФЗ в ходе закрытых торгов и конкурсов признается в случаях, аналогичных открытым способам определения поставщика. Вот возможные последствия, если покупка не состоялась: Согласно ст. 92, кроме возможности повторного заказа, заказчик вправе по согласованию с контролирующим органом закупать у единственного поставщика на основании п. 24 ч. 1 ст. 93.

Что делать победителю, если закупка не состоялась

Если в результате процедуры вы становитесь единственным допущенным участником, с вами заключается государственный контракт:

  • по стартовой цене, если ваше предложение было единственным или если вы вообще не делали ставки в аукционном зале;
  • по предложенной вами цене, если другие поставщики были отклонены во вторых частях заявок.

Единственный участник обязан подписать договор, иначе он будет признан уклонистом и зарегистрирован в реестре недобросовестных провайдеров на два года. В этом случае государственный заказчик публикует новый тендер.

Провайдер подал заявку на электронный аукцион на покупку жилого помещения и стал единственным участником, соответствующим условиям аукциона и закону. Провайдер вовремя не подписал госконтракт и не предоставил залог. Клиент признал его уклончивым и ФАС включила данные о нем в РНП.

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если заключать контракт не с кем

  • Если первый запрос котировок или тендер не состоится, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соответственно. Если предложений снова не будет, заказчик внесет изменения в расписание и через сутки снова сможет покупать в порядке, указанном выше.
  • Если повторные торги не состоялись, на первом электронном аукционе клиент делает запрос предложений.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить договор с провайдером, заявка которого соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам необходимо подписать договор.

  • По максимальной цене, если ни один из правомочных участников не представил ценовое предложение в ходе электронного аукциона. Например, как на этом аукционе.
  • По вашей цене, если вы были единственным поставщиком, чье предложение части 2 соответствовало критериям.

Единственный поставщик-победитель обязан вовремя подписать контракт, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой покупке.

При закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его регламентом закупки.

Формирование протокола о признании закупки несостоявшейся на примере РТС-Тендер

1. Войдите в Личный кабинет, используя свою электронную подпись. Найти покупку в разделе «Покупки»;

2. Откройте форму протокола о признании покупки недействительной:

Нажмите на уведомление «Опубликовать протокол о признании покупки недействительной» в строке покупки в разделе «Покупки»;

Или откройте карточку покупки в разделе «События», далее «Протоколы» нажмите на кнопку «Открыть форму протокола».

3. Выберите комиссию в поле «Комиссия».

4. Указать «Тип голосования» для заявок;

5. Отметьте клетки присутствующих членов комитета, если выбрано голосование вместе с комитетом. Нажмите «Далее».

6. Прикрепите файл протокола. На сайте вы можете прикрепить свой файл или автоматически сгенерированный файл протокола.

• Чтобы прикрепить автоматически сгенерированный файл протокола, выберите шаблон протокола и нажмите кнопку «Создать и прикрепить протокол»;

• Чтобы прикрепить файл протокола, нажмите кнопку «Прикрепить файл». В открывшемся окне с помощью кнопки «Обзор» выбрать копию протокола декларации договора. Затем нажмите кнопку «Сохранить».

7. Если протокол готов к публикации, нажмите кнопку «Подписать и опубликовать».

Последствия признания закупки несостоявшейся

 

Признание процедуры недействительной должно включать совокупность фактических и юридических действий, устанавливающих правовой статус такого заключения.

Правомерность последующей процедуры в упрощенном порядке зависит от ее полного и правильного оформления.

1. Выявление и анализ причин, послуживших основанием для признания договора несостоявшимся.

2. Правовая оценка и принятие решения о признании договора несостоявшимся (подготовка и подписание протокола, публикация в сети).

3. Принять решение о последствиях признания договора несостоявшимся (повторение процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с ЕР).

В отличие от императивных правил государственных закупок 223-ФЗ позволяет предвидеть последствия объявления закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.

Иными словами, Положением о закупке может быть предусмотрена возможность выбора заказчиком последствий признания договора несостоявшимся: выполнить новый договор, выполнить другой (упрощенный договор) или заключить договор с ОП по условиям тендера не состоялось. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировку не «должен», а «может».

Например:

По результатам несостоявшейся покупки покупатель может принять следующие решения:

1) при заключении контракта у единственного поставщика: в случае нецелесообразности проведения новых контрактных процедур (например, исчерпаны сроки проведения контрактных процедур, проведение нового контракта, независимо от формы и способа закупки, будет не привести к изменению круга участников закупки);

2) о заключении договора: соответствуют ли поданное заявление и подавший его участник требованиям уведомления, документации;

3) о выкупе любым из способов, в любой форме, указанных в Регламенте, которые клиент считает целесообразным использовать.

Последствия признания процедур торгов и «без переговоров» недействительными могут быть различными.

Гражданским законодательством установлены допущения признания закупки несостоявшейся в отношении торгов (конкурсов, аукционов).

Законодательство о государственных закупках приравнивает последствия объявления конкурса (заявки и аукциона) к другим формам заключения контрактов (запрос котировок, запрос предложений). Однако, в связи с тем, что 223-ФЗ не содержит таких условий, отсутствуют юридические препятствия для клиента по оптимизации процесса непризнания запроса котировок и запроса предложений с единственным участником недействительными и заключения договоров с ними не как с ОП, а как с победителями в рамках соответствующей процедуры (при условии указания такой возможности в Регламенте).

По правилам Положения о закупке запрос предложений и запрос котировок при наличии хотя бы одного запроса могут быть проведены и оформлены именно как конкурсная процедура. Результатом такой процедуры будет протокол и соглашение.

Особенности и порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

 

1. Особенности заключения договора с единственным участником по результатам неудачного приобретения:

Заказчик обязан заключить договор с единственным уполномоченным участником государственных закупок, если:

а) данный участник закупки допущен закупочной комиссией к участию в закупке;

б) договор заключен на условиях документации и проекта договора;

в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных указанным единственным участником в его заявлении (а для проведения аукциона — по согласованной сторонами цене, не превышающей начальной (максимальной) цены договора) , либо на лучших для клиента условиях (в том числе достигнутых в результате преддоговорных переговоров).

г) План закупок не изменяется, данный договор включается в ежемесячный отчет.

Отказ клиента от заключения договора с единственным участником несостоявшегося аукциона, заявка которого соответствует требованиям документации, является незаконным.

2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способа закупки) по результатам несостоявшейся закупки:

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшегося договора при условии, что такая возможность предусмотрена в Регламенте заключения договора указанного заказчика с учетом следующих особенностей:

а) заказчик в Положении о закупке устанавливает основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки;

б) принятие соответствующего решения уполномоченными должностными лицами или органами управления клиента;

в) в план закупок вносятся изменения в связи с изменением способа закупки;

г) договор с единственным поставщиком заключен по результатам несостоявшейся процедуры закупки с учетом требований, установленных документацией о закупке — допускается незначительное (несущественное) изменение условий договора (перенос сроков, связанных с порядок, изменение условий оплаты и др);

д) необходимость публикации в ОВОС извещения о закупке у единственного поставщика, проекта договора и протокола об определении единственного поставщика.

Тематическое исследование

Комиссия ФАС по Санкт-Петербургу (решение и приказ от 04.06.2013 №Т03-118/132) приняла решение признать Заказчика виновным в нарушении 223-ФЗ и Положения о размещении заказов, в связи с отказом от заключения договора с единственным участником запрос предложений.

Признанием запроса предложений недействительным закупочная комиссия нарушила подпункты 12.5.12, пункта 12.7.2 Положения, необоснованно признав процедуру запроса предложений недействительной, поскольку участник, подавший заявку на участие в запросе предложений, допущенный.

При этом в Положении указывалось, что «если по результатам рассмотрения Заявок на участие в запросе предложений по решению Организатора не отклонена только одна Заявка на участие в запросе предложений, то такой запрос на участие в запросе предложений оценивается в порядке, установленном документацией запроса предложений».

Клиент этого не сделал и не завершил процедуру (не прошел процедуру рассмотрения и оценки заявки), в связи с чем нарушил пункты 12.3-12.7 Положения о закупке, в части нарушения порядка оформления заявки на предложения и заключить соглашение по результатам этой процедуры.

При этом, как указывает УФАС, заказчики в конкурентных процедурах, не связанных с торгами, руководствуются только общими принципами 223-ФЗ и отдельными нормами Положения о закупках.

Участник заключения контракта в соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных предложений был признан единственным участником конкурса.

Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, письмом № 5220 от 18.12.12 Клиент (ответчик) отказался от заключения спорного договора с ООО «Альфа-Трейд», ссылаясь на отсутствие одобрения данной сделки Советом директоров ОАО «СППК».

Считая данный отказ неправомерным, истец (оферент) обратился в суд с иском к заказчику о понуждении заключить договор.

Оценив сложившуюся правовую ситуацию и удовлетворив требования истца, суд поступил следующим образом.

В соответствии с пунктом 79 Положения о клиентских закупках: «Если проведение открытого конкурса связано с получением запроса на участие в конкурсе от заявителя, с таким заказчиком при условии, что он признан участником и его запрос на участие в конкурсе соответствует требованиям установленных в тендерных базах, договор может быть заключен по цене, не превышающей указанную в финансово-коммерческом предложении участника».

Как указано выше и не оспаривалось Ответчиком, конкурсной комиссией было принято решение о предоставлении ООО «Альфа-Трейд» права на заключение договора. Данное решение конкурсной комиссии не было признано недействительным в установленном законодательством порядке.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ответчик обязан заключить с истцом соглашение по данному спору в сроки, установленные в проекте соглашения об условиях торгов»

Несостоявшиеся процедуры и отчетность

 

1. Заполнение ежемесячного отчета

В случае заключения договора только с одним участником закупки по результатам несостоявшейся закупки информация о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В случае заключения договора с единственным поставщиком в результате неудачной закупки информация о таком договоре включается в ежемесячный отчет по договорам, заключенным заказчиком в результате закупки у единственного поставщика (исполнителя), подрядчик).

2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 — подбору «сведения о кадровой деятельности

В случаях, когда в ходе конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурсная процедура не проводилась, а заказчик заключил договор только с одним поставщиком, одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8 В отчете необходимо заполнить графу 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графу 10 «Закупки у единственного поставщика».

Электронная форма закупок как способ «борьбы» с несостоявшимися закупками

 

Поставщики все меньше и меньше хотят участвовать в неэлектронных закупках.

Для увеличения доли проводимых процедур необходимо совершать больше покупок на электронной площадке.

При проведении закупок в электронной форме электронная площадка выполняет множество действий для участников закупки и покупателей, позволяя максимально расширить возможный круг участников закупки.

Бумажные покупки = мало предложений, много неудачных покупок.

Электронные закупки = много предложений, много совершенных покупок.

Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) в электронной форме аукцион — аукцион, в ходе которого информация о закупке доводится до неограниченного круга лиц путем публикации в единой информационной системе (ЕИС) извещения и документации о таком аукционе.

Аукцион проводится на электронной площадке ее оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурсные закупки в электронной форме проводятся только на 8 электронных площадках, указанных в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р. Является:

  1. Акционерное общество «Агентство государственного заказа Республики Татарстан»;
  2. Общество с ограниченной ответственностью «Единая электронная торговая площадка»;
  3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  4. Акционерное общество «ТЭК-Торг»;
  5. Общество с ограниченной ответственностью «Электронные торговые системы»;
  6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная Торговая Система»;
  7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион

Закон № 44-ФЗ четко определяет, что клиент обязан проводить электронный аукцион, если товары, работы, услуги включены в так называемый Аукционный список. Это может быть перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, или Дополнительный перечень, устанавливаемый субъектом Российской Федерации.

В случае включения предмета закупки в Аукционный список заказчик не вправе принимать участие в торгах, при этом иные конкурентные способы закупки (котировка, запрос предложений), а также закупка из одного источника (подрядчик, исполнитель) допускаются законодательством. Если объект приобретения не включен в Аукционный список, для заказчика не существует ограничений относительно проведения аукциона. На федеральном уровне Аукционный список утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 471-ре, включает товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.

Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ

В соответствии с Законом № 44-ФЗ сроки опубликования извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС зависят от размера начальной (максимальной) цены договора (МВКД) и характеристик предмета договора.

Так, если НМКЦ не превышает трехсот миллионов рублей или НМКЦ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения извещения в ЕИС должен составлять не менее не менее чем за семь дней до даты истечения срока подачи заявок на указанный аукцион.

В случае, если НМКК составляет более трехсот миллионов рублей, а для закупки подрядных работ два миллиарда рублей, заказчик размещает уведомление в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые участник заключения договора одновременно направляет оператору электронной площадки. В первой части запроса указывается согласие участника заключения договора на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг в сроки, предусмотренные документацией электронного аукциона и не подлежащие изменению в зависимости от результатов найма.

При закупке товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая сторона указывает:

  1. а) наименование страны происхождения товара;
  2. б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации к электронному аукциону, и указание на марку (при наличии).

Такая информация включается в заявку, если в документации электронного аукциона отсутствует указание на товарный знак или если участник торгов предлагает товар, маркированный товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации электронного аукциона.

Если вы участвуете в аукционе на выполнение строительных работ, а заказчик включил в состав документации проектно-сметную документацию, то первая часть заявки должна содержать только согласие участника закупки на выполнение работ по условия, предусмотренные документацией электронного аукциона. Указанное согласие предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Примечание! Запрещается указывать имя участника набора (прямо или косвенно) в первой части заявки, так как это нарушает конфиденциальность процедуры набора.

Сведения об участнике-заказчике раскрываются во второй части заявления, а также представляются документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным для участников такого аукциона.

Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для лиц, прошедших регистрацию в Едином реестре участников договора (ЕРУЗ) и аккредитованных на электронной площадке.

Претендент вправе подать одно предложение. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения запроса присваивает ему идентификационный номер и подтверждает его получение. При этом подача заявки не означает ее автоматической отправки клиенту, поскольку Законом № 44-ФЗ установлены случаи, при которых оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.

Возврату подлежат:

  1. заявления, поданные с нарушением порядка подписания заявления электронной подписью;
  2. дополнительные заявки (двух и более участников) при условии, что ранее поданные этим участником заявки не были отозваны. Оператор вернет все запросы от этого участника;
  3. просроченные заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в указанном аукционе;
  4. заявления, поданные за три месяца до истечения срока регистрации участника в ОВОС;
  5. запросы от участника, включенного в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при условии отказа Заказчика от включения в указанный реестр;
  6. заявления неявившихся участников о включении в УРУЗ и аккредитации в электронных документах сайта (или их копиях) участника о наборе, предусмотренном перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.

Заявки, поступившие от оператора электронной площадки, рассматриваются аукционной комиссией клиента.

Как и в случае с периодом публикации уведомлений, период рассмотрения ранних частей заявок «привязан» к NMCC. Если НМЦК не превышает 300 миллионов рублей или не превышает двух миллиардов рублей при закупке подрядных работ, комиссия рассматривает первые части в течение одного рабочего дня, а если НМЦК превышает указанные значения, то три рабочих дня.

Аукционная комиссия проверяет соответствие первых частей заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг, и принимает решение о допуске или недопуске к участию в аукционе.

Участник договора не будет допущен к торгам в двух случаях, если:

  • не предоставил сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, либо сообщил недостоверные сведения;
  • если полученная от него информация не соответствует Закону № 44-ФЗ и документации такого аукциона.

Клиент получает вторые части заявок от оператора сайта после публикации протокола электронного аукциона на сайте, то есть только после того, как аукцион прошел.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части предложений до принятия решения о соответствии пяти из указанных предложений требованиям, установленным документацией на указанный аукцион. Если в указанном аукционе приняло участие менее десяти его участников и менее пяти предложений об участии в указанном аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части предложений, поступивших от всех ее участников, принявших участие в аукционе.

Рассмотрение заявок начинается с подачи заявки на участие в указанном аукционе участника, предложившего наименьшую цену договора. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке протокола электронного аукциона.

Победителем аукциона признается тот, кто предложил наименьшую цену договора, при условии, что его просьба будет признана комиссией заказчика, соответствующей требованиям, установленным документацией.

Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ

Электронный аукцион проводится путем уменьшения НМЦК, указанного заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьей 68 Закона № 44-ФЗ.

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за днем ​​окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в указанном аукционе. Но если вы участвуете в электронном аукционе по закупке работ на подряд и заказчик включает в документацию проектную документацию, то будьте готовы к тому, что аукцион состоится через четыре часа после истечения срока подачи заявок.

При участии в аукционах следует помнить, что оператор электронной площадки устанавливает время начала аукциона согласно часовому поясу, в котором находится клиент.

Электронный аукцион проводится путем снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Участники электронного аукциона подают заявки о цене контракта, предусматривающие снижение текущей минимальной цены контракта на сумму в пределах «шага аукциона», а также вправе подать заявку о цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требования, предусмотренные пунктом 9 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, которым установлено, что при проведении электронного аукциона участник не вправе направлять ценовое предложение договора:

  1. равным или превышающим ваше ранее представленное ценовое предложение по договору, а также предложение, равное нулю;
  2. которая ниже текущего предложения минимальной цены контракта, уменьшенного в рамках «шага аукциона»;
  3. меньше, чем текущее предложение о минимальной цене контракта, если оно подается таким участником электронного аукциона.

Срок приема предложений о цене договора от участников аукциона составляет десять минут с момента начала указанного аукциона до окончания срока подачи предложений о цене договора, а также десять минут после получения последнего предложения о цене договора. Если в течение указанного времени никто не представил предложений по более низкой цене контракта, такой аукцион автоматически завершается.

Любой участник электронного аукциона после публикации протокола аукциона на электронной площадке и в ОВОС вправе направить оператору электронной площадки запрос на разъяснение результатов такого аукциона, а оператор обязан ответить на указанный запрос в течение двух рабочих дней.

В целях обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем в работе электронной площадки, и защитить свои законные права и интересы, ФАС России рекомендует использовать ГИС «Независимый регистратор» при проведении электронных закупок (письмо ФАС России от 25.02.2019 № ME/13989/19).

Вы можете скачать ГИС-плагин «Независимый регистратор» на веб-сайте EIS.

Скачать плагин ГИС

ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупки, осуществляемых ими на электронных площадках, включенных в перечень операторов электронных площадок, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р. (за исключением специализированной электронной площадки), при осуществлении закупок в электронной форме как в соответствии с Законом № 44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ГИС «независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи также фиксирует доступность электронных площадок, наличие подключения к сети Интернет и место работы пользователя.

Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупки фиксировать случаи технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и ценовых предложений, при заключении договора с заказчиком.

Участники договора могут предоставлять данные видеозаписи ГИС «Независимый регистратор» в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических проблем в работе электронной площадки. При этом следует отметить, что скриншоты не позволяют удостовериться в их подлинности и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических проблем в работе электронной площадки.

Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона

В соответствии со статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ по результатам электронного заключения договора заключается договор с победителем аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, с другим участником этой процедуры, чья заявка на участие в данной процедуре признается соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

При проведении электронного аукциона договор заключается не ранее 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.

Для успешного участия в электронном аукционе необходимо знание положений Закона № 44-ФЗ, большого количества подзаконных актов, а также навыки работы по ОВОС и на месте.

Отмена аукциона 44-ФЗ: причины, порядок, последствия

Отмена аукциона по 44-ФЗ: причины, порядок, последствия

Отмена аукциона по 44-ФЗ не является нарушением при соблюдении сроков и требований к порядку, установленных настоящим нормативным актом. Аукционы обычно отменяются до окончания периода торгов, но могут быть исключения из этой процедуры.

Аукцион не всегда проводится по установленным правилам. В таких случаях участники вправе потребовать от ФАС или суда отмены результатов аукциона. В нашей статье мы расскажем, как правильно отменить аукцион и каких ошибок следует избегать, чтобы избежать проблем с контролирующими органами.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Если заказчик заинтересован в покупке товара или услуги по минимальной цене, проведите электронный аукцион. Но в ходе процедуры иногда могут возникать условия, при которых ее продолжение невозможно. Следовательно, возникает необходимость отмены аукциона заказчиком по 44-ФЗ.

Вышеупомянутый закон предусматривает такую ​​возможность. При этом клиент обязан соблюдать порядок проведения самой процедуры и ее сроки.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ означает, что покупка ТРУ, организованная клиентом, заканчивается, о чем уведомляются все участники, подавшие заявки.

Организатор может отменить любую конкурсную процедуру, кроме запроса предложений. Порядок отмены аукциона предусмотрен ст. 36 44-ФЗ.

Возможность клиента прервать процедуру выбора поставщика в первую очередь ограничена временными рамками. Если проводится электронный аукцион, то его отмена возможна не позднее, чем за 5 дней до даты, указанной в извещении как последний день приема заявок. Для запроса котировок этот срок сокращается до 2 дней.

В части 3 ст. 36 ФЗ-44 установлено, что заказчик, приняв решение об отмене электронного аукциона, публикует соответствующее решение в Единой информационной системе и направляет уведомления всем участникам торгов. Только в этом случае покупка будет считаться отмененной. Дополнительной, но необязательной мерой является размещение в сети Интернет объявлений об отмене аукциона по 44-ФЗ.

Клиент прекращает покупку по разным причинам. В частности, могут быть следующие причины для такого решения:

  • У клиента есть основания считать нецелесообразным выбор потенциального контрагента посредством электронного аукциона.
  • Денег, выделенных на покупку, недостаточно для оплаты доставки. В этом случае нет смысла заключать договор.
  • Покупка планировалась в рамках программы на муниципальном или федеральном уровне, которая впоследствии корректировалась.
  • На рынке произошли изменения, в результате которых невозможно достижение целей покупки, то есть возможно приобретение товара ненадлежащего качества и по слишком высокой цене.
  • Предусмотренные выше существенные условия закупки требуют корректировки, при этом их разработка занимает больше времени, заказчик не имеет возможности уложиться в сроки, предусмотренные законодательством.
  • Организации больше не нужно покупать товар, услугу, работу.
  • Покупка отменена на основании предписания антимонопольной службы.
  • По результатам публичного обсуждения договора принимается решение о его расторжении.

Конечно, могут быть и другие причины, влекущие за собой отмену электронного аукциона. 44-ФЗ не устанавливает каких-то жестких требований на этот счет, такие решения клиент принимает по своему усмотрению.

Напоминаем, что отменить электронный аукцион по 44-ФЗ можно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок. Хотя следует отметить, что в случае форс-мажора этот срок может быть сокращен.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Перечень таких обстоятельств также регулируется законом: он содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ. К ним, например, относятся чрезвычайные ситуации и чрезвычайные происшествия, которые люди не могут предотвратить. Это стихийные бедствия, аварии, вооруженные конфликты, забастовки и т.д.

У заказчика есть еще один выход, помимо форс-мажора, уложиться в срок отмены аукциона по 44-ФЗ и при этом остаться в правовом поле. Если до окончания приема заявок осталось менее 5 дней, то возможно объявить о необходимости внесения корректировок в закупку по уважительной причине и на этом основании перенести дату подачи заявок на 7 дней и более. После такого продления будет достаточно времени, чтобы отменить процедуру на законных основаниях.

При необходимости отмены покупки заказчик сначала оформляет решение в письменной форме, а затем издает соответствующий приказ. Оба документа должны быть разосланы всем заинтересованным лицам и опубликованы в открытом доступе.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику необходимо действовать в следующем порядке:

  1. Проанализируйте возникшие обстоятельства, установите причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ в связи с его неадекватностью.
  2. Проверьте, сколько времени осталось до истечения срока подачи заявок. Если у клиента есть хотя бы 5 дней, то он может принять решение и отменить процедуру. Если времени недостаточно, вы можете внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого уважительную причину. Сделать это можно не позднее, чем за 2 дня до окончания срока приема заявлений (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у клиента будет как минимум еще два дня, в течение которых можно завершить процедуру аннулирования, так как возможен перенос срока подачи предложений на 7 и более дней.
  3. Документы о выдаче — решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда клиенты составляют только один из этих документов, но поскольку любое действие находится под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше всего отредактировать документы целиком.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию, связанную с отменой покупки. Сделать это нужно в день принятия решения. Доведение этой информации до всех участников электронного аукциона является обязанностью оператора электронной площадки. После того, как клиент принял решение отменить процесс и опубликовал уведомление, он не может получить доступ к запросам участников.
  5. Внесите коррективы в расписание. Для этого клиенту дается один рабочий день после принятия решения об отмене электронного аукциона.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для клиента

Для размещения информации об отмене электронного аукциона по 44-ФЗ в Единой информационной системе необходимо выполнить следующие действия:

  1. На сайте ЕИС зайдите в личный кабинет и перейдите в раздел «Документы о покупке».
  2. В блоке «Отменить определение провайдера (подрядчика, исполнителя)» нажмите на строку «Отменить».
  3. Введите информацию в появившуюся форму.
  4. Загрузите заранее подготовленный файл уведомления, завершите процедуру, нажав кнопку «Разместить».

Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

Законом установлен минимальный срок отмены электронного аукциона и электронного конкурса: за 5 дней до окончания приема заявок. Для запроса котировок этот период составляет 2 дня. Закон также устанавливает еще один срок: оператор электронной площадки имеет один час после уведомления клиента об отмене электронного аукциона на возврат заявок всем участникам.

Только в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позднее указанного пятидневного срока. Описание таких обстоятельств дано в статье 401 ГК РФ. Это относится к событиям, которые нельзя предотвратить и избежать. Такой форс-мажор позволяет клиенту принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры до момента подписания договора.

Организатор закупки в случае отказа же должен правильно написать все документы. В том числе изменения в расписании. Возможно, придется выбирать провайдера по-другому, это тоже должно быть отражено в планах.

Провайдеры уведомляются об отмене покупки, при этом оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве залога по заявке, и возвращает их владельцам.

Потенциальные продавцы, участвовавшие в отмененном аукционе, часто задаются вопросом о возможности взыскания с заказчика компенсации за потерянное время и силы. Закон не предусматривает какой-либо ответственности клиента за отмену процедуры, если при этом он точно соблюдал правила и уложился в сроки.

Разумеется, подразумевается, что покупка произошла не по объективной причине. При наличии признаков недобросовестности в действиях организатора аукциона участники процедуры вправе обратиться с жалобой в контролирующие органы и суд с требованием возмещения убытков.

Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок часто происходят разного рода нарушения прав потенциальных поставщиков. Клиент может необоснованно отказать в приеме заявки, не допустить участника к участию в торгах.

Хозяйствующие субъекты, права которых нарушены, вправе защищать свои интересы в суде. В случае признания судом обоснованности требований истца будет принято решение о признании договора недействительным на основании ст. 449 ГК РФ. Поэтому клиенту очень важно правильно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения о недопуске участников к участию в аукционе.

Покупка может быть отменена при следующих нарушениях:

  • Целью сделки была продажа госактивов, при этом срок приема предложений был нарушен.
  • Заявка участника не была принята без объективной причины.
  • Победитель конкурсной процедуры был установлен с нарушением правил.

Если участник считает, что его права были нарушены в ходе аукциона, он может обратиться в любой контролирующий орган для защиты собственных интересов. В Законе 44-ФЗ данные функции возложены в основном на антимонопольную службу, а также на государственные органы и объединения юридических лиц. Участники могут обратиться в любую конкретную инстанцию ​​или в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение клиента.

Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию клиента, уполномоченного им органа, комиссии по подбору персонала или ее отдельных членов, должностных лиц организатора набора, оператора электронной торговой площадки.

Условия и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

В искусстве. 99 Закона 44-ФЗ указано, куда участник контракта может обратиться с жалобой. Прежде всего, это региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Если ваши специалисты принимают решение, с которым вы не согласны, то вы оставляете за собой право подать иск в суд.

По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурсной процедуры потенциальные поставщики могут оспорить решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявка подается не позднее 10-го дня после размещения в ОВОС любого из документов: протокола о подведении итогов аукциона, протокола о рассмотрении предложений о покупке, протокола о проведении аукциона, признанного несостоявшимся.

Если участник увидит нарушения своих прав в содержании договорной документации, он может подать жалобу до окончания срока приема заявок. В случае если противоправные действия (бездействие) клиента в отношении участника продолжались после указанной даты, право обращения в контролирующие органы имеют только те субъекты, заявка которых принята.

Если нарушение правил со стороны клиента происходит на этапе рассмотрения заявок вторых сторон до момента заключения договора, участники могут подать жалобу только до момента подписания договора. При несоблюдении этого срока оспорить действия заказчика, его должностных лиц, закупочной комиссии или ее членов, оператора электронной торговой площадки можно только в судебном порядке.

Если участник контракта подал жалобу в ФАС, но решение его не устроило, он вправе отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Исковое заявление должно быть подано в течение трех месяцев с момента принятия решения ФАС. В этом случае необходимо указать те же причины отмены решения ФАС, которые были указаны в ранее поданном заявлении в антимонопольную службу. То есть, по сути, суть направленных в суд требований заключается в признании выводов ФАС о закупке несанкционированными, а не в обжаловании действий заказчика.

Оцените статью
Блог про госзаказы