- Финансовый план казенного учреждения
- Структура и регламент заполнения
- Правила утверждения
- Особенности утверждения
- Что собой представляет бюджетная смета?
- Разновидности сметы
- Цели создания бюджетной сметы
- Программы для составления сметы
- Составление бюджетной сметы
- Дополнительные особенности
- Особенности внесения изменений в смету
- Размещение сметы в системе «Электронный бюджет»
- Ответственность за нарушение положений
- Как читать сметы
- Шифр расценки и коды ресурсов для смет
- СМР в смете
- Расшифровка ПЗ в смете
- Расшифровка ТЗ в смете
- Накладные расходы и сметная прибыль
- Проверка сметы
- Хитрости и советы
Финансовый план казенного учреждения
Предполагаемая годовая смета доходов и расходов (бюджетные учреждения ее не составляют) государственного учреждения представляет собой план финансирования на заданный период. Казначейские организации используют стандартные формы по форме 0501012 для распределения собственных расходов и скорректированных лимитов.
Унифицированная форма действует только для работников федерального государства. Какой документ регулирует правила составления сметной сметы — Приказ Минфина от 14.02.2018 № 26н. В данном нормативно-правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы, одна из которых — размещение расчетной сметы в система «Электронный бюджет».
В отношении региональных и муниципальных организаций форма и правила ее заполнения устанавливаются ГРБС (основными распределителями бюджетных средств).
ВАЖНО: Не путайте понятия сметы бюджета и плана CDF. Ежегодно составляется ПФО для финансирования бюджетного учреждения, но бюджетные документы предоставляются для государственных организаций и органов местного самоуправления. Оба федеральных документа размещены в «Электронном бюджете».
При подготовке сметного документа должны быть заполнены формы обоснования (расчетов) планируемых сметных показателей. Новые формы действуют с 2022 года: Минфин утвердил Приказ №87н от 17.06.2021 и ввел 197 новых расчетов. Приказ Минфина 139н от 20.06.2018 утратил силу с 01.01.2022.
Структура и регламент заполнения
Помните: на основании сметы бюджета финансируется деятельность государственного учреждения. Главные распорядители бюджетных средств формируют уведомления о наибольших объемах финансирования, после чего бенефициары составляют смету на 2022 год. Учитывают скорректированные лимиты обязательств согласно преследуемой цели.
Приказ № 26н фиксирует, сколько разделов имеет действующая форма сметной сметы — 6 разделов:
- в разделе № 1 указываем только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
- раздел №2 — расшифровываем ЛБО на расходы на выполнение функций государственного учреждения, раскрываем информацию об основных видах расходов государственного учреждения, в том числе на заработную плату, иные выплаты персоналу, приобретение товаров (работ, услуг) , уплата налогов и других обязательных платежей, возмещение убытков и т.п;
- раздел № 3 — ЛБО о расходах на предоставление отдельных видов государственного финансирования, включающий информацию по следующим направлениям: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и переводы субъектам международного права, обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов , государственные гарантии и резервные расходы
- раздел № 4 — раскрытие информации по ОБП о расходах получателя денежных средств на приобретение товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
- пункт № 5 — указать информацию об объеме и направлении расходов на выполнение принятых публичных нормативных обязательств, указать справочную информацию;
- раздел №6 — курс по отношению к рублю, указывается только справочная информация; все операции, осуществляемые в иностранной валюте, конвертируются в рубли по соответствующему курсу.
Если учредителем установлены дополнительные реквизиты по учреждению, графа кода аналитического показателя заполняется в структуре бюджета государственного учреждения в соответствии с установленными требованиями. При распределении расходов учитывать указания Минфина Приказа №85н от 06.06.2019 об определении КБК, кодов видов расходов и КОСГУ. По требованию высшего руководства допускается внесение в документ дополнительных реквизитов в соответствии с КОСГУ (Приказ № 209н). Расчет сформированного бюджета в «Электронном бюджете» размещается вместе с обоснованием каждой статьи расходов.
Правила утверждения
После согласования ликвидационных обоснований с вышестоящим руководителем или учредителем документ утверждается руководителем государственного учреждения. Если начальник отсутствует, то это утверждает ответственный исполнитель.
Кроме заведующего бланк утверждает заведующий планово-экономическим отделом, если такая служба имеется в учреждении. Смета бюджета по форме 0501012 заверяется главным бухгалтером.
ВАЖНО!Утвердить расчет сметы в течение 10 рабочих дней с даты подачи учредителем LBO, если иное не указано вышестоящим менеджером. Если документ содержит сведения, составляющие государственную тайну, он утверждается в течение 20 рабочих дней. GRBS вправе утверждать расчетные формы расходных форм-обоснований. Аналогичный порядок согласования предусмотрен в системе «Электронный бюджет».
Особенности утверждения
После утверждения расчетов с обоснованием расходов учредителем они утверждаются руководителем государственного учреждения. Если руководителя нет, роль утверждает ответственное лицо. Документ утверждается также начальником экономического или планового отдела. Форма 0501012 утверждается главным бухгалтером. Все процедуры согласования осуществляются в течение 10 дней с момента представления учредителем лимита бюджетных обязательств. Это стандартный порядок.
Возможна и другая последовательность действий, если она установлена вышестоящим руководителем.
ВАЖНЫЙ! Генеральный директор имеет право устанавливать собственные формы обоснования расходов.
Что собой представляет бюджетная смета?
БС – это документ, устанавливающий размер средств и лимиты расходования. Он создается на основании положений Бюджетного кодекса (БК), в частности, на основании его статьи 221. Все величины, содержащиеся в БК, детализированы в соответствии с кодами КОСГУ. Бумага позволяет скорректировать эти направления расходов:
- Выплата заработной платы и окладов работникам компании.
- Перечисление денежных средств поставщикам продукции или услуг, необходимых для выполнения государственного заказа.
- Перечисление налогов, прав и других платежей в казну.
- Возмещение убытков третьим лицам, пострадавшим от деятельности учреждения.
Документ создается при получении учреждением уведомления о сумме бюджетного финансирования. К БС необходимо приложить расчеты, подтверждающие правомерность расходных статей.
Например, затраты на оплату труда устанавливаются исходя из средней ставки и оклада по определенным должностям.
Каждый бюджетный субъект должен создать свою БС. Лицо, распоряжающееся бюджетными финансами, должно собирать документы со всех подведомственных ведомств. После этого формируется сводная смета. Затем документ направляется на согласование в орган, ответственный за распределение бюджетных средств.
ДОВОЖУ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ! Последовательность формирования сметы регламентирована Приказом Минфина № 112н от 20.11.07.
Разновидности сметы
Смета – практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные затраты. Это не документ, а набор бумаг. К ним относятся эта документация:
- Сводный расчет.
- Сводка расходов.
Состав документации, которая обычно сопровождает выполнение проекта:
- Местные оценки. Входит в исходную документацию. Заполняется для отдельных рабочих областей.
- Локальные расчеты. Они актуальны, когда объемы работ и затраты еще не установлены, либо уточнить все значения возможно только во время строительства.
Все эти документы заполняются на основании официальной документации. Вместе с ними могут быть составлены и другие документы – ведомость сметной стоимости различных объектов.
Цели создания бюджетной сметы
Сметный бюджет формируется с учетом следующих задач:
- Обеспечить доступность информации о финансовых процессах компании и ее активов.
- Создайте прочную связь между стратегическим и бюджетным планированием.
- Мониторинг исполнения государственных программ.
- Анализ эффективности мероприятий, реализуемых вне программ.
- Гарантированный свободный доступ к информации о плановых и фактических значениях.
- Интеграция действий по планированию и оформлению статей расходов и поступлений, учета стоимостей.
- Укрепите связь между планированием закупок и составлением бюджета.
Лимиты BS назначаются учреждениям на основе заранее установленного плана закупок. По согласованию с распорядителем бюджетных финансов в этот план могут быть внесены коррективы.
Программы для составления сметы
Сметы обычно составляются с помощью специальных программ. Это самый простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простых вычислений. Вы можете сделать это в обычном Microsoft Excel. Есть и профессиональные программы. Например, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».
- Бюджет на электромонтажные работы 15223
- Смета доходов и расходов некоммерческой организации 17573
- Смета расходов на мероприятие 37102
- Смета на строительно-отделочные работы 42347
С первого квартала 2022 года налоговые органы будут принимать отчет по страховым взносам только в новом формате и рассчитанном по обновленной системе.
Составление бюджетной сметы
С 2018 года необходимо разработать БС по-новому. Для заполнения вам понадобится форма. 0501012. Данная форма установлена приказом Минфина от 30.07.2010 № 84н. Приказом также установлены основные советы по заполнению бюджета.
ДОВОЖУ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ! Бюджет и план DCF — это разные документы. Это необходимо учитывать при оформлении бумаги. CDF — это документ, созданный автономными и бюджетными субъектами. Смета необходима государственным учреждениям, органам местного самоуправления. Документ заполняется на основании уведомлений о сумме финансирования.
Лимиты утверждаются с учетом целевого назначения.
Финансирование разделено по кодам БК. Разделы включают:
- Первый раздел. В нем фиксируются расходы на осуществление деятельности органов местного самоуправления, субъектов государственной собственности.
- Второй раздел. Отражает полученные гранты.
- Третий раздел. Отражаются расходы, не относящиеся к разделам 1 и 2.
- Четвертый раздел. Запишите результаты в три раздела.
Распределение расходов осуществляется с учетом Инструкции Минфина № 65н. При наличии соответствующих указаний вышестоящих органов в БС могут содержаться сведения о КОСГУ.
ВНИМАНИЕ! Специалист должен подготовить обоснование по каждой из статей расходов.
Дополнительные особенности
Смета бюджета утверждается руководителем государственного учреждения. Это стандартный порядок. Однако возможен и другой порядок. Он реализуется при наличии адекватного регулирования со стороны вышестоящего органа. Если форма согласована с учредителем, необходимо прописать должность и ФИО в шапке документа. Там вы должны установить дату утверждения.
Учредитель может установить вспомогательную деталь. При этом графа «Код аналитического значения» оформляется на основании утвержденных требований. Важно обосновать все цели расходов. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.
Перед утверждением сметы необходимо предоставить учредителю обоснование расхода. Представленные расчеты согласуются с этим. Если вы не согласны с расчетами, документ может быть признан недействительным. В этом случае затраты на БС признаются нецелевыми затратами.
Особенности внесения изменений в смету
Лимиты бюджетных обязательств могут быть изменены. При наличии таких изменений они должны быть отражены в форме 0501012. Все необходимые изменения вносятся в эту форму. Смена формы выполняется в такой последовательности:
- Уменьшен лимит бюджетных обязательств. Величина уменьшения лимита устанавливается в нужной строке со знаком минус.
- Увеличен лимит финансирования. Величина увеличения фиксируется еще одним значением желаемого BCF.
- Перераспределение денег в пределах бюджетных обязательств. Вы должны следовать вышеуказанным правилам. При уменьшении значения определенного BCF необходимо установить отрицательную сумму. Он распределяется по строкам, подлежащим увеличению.
Документ утверждается в стандартном порядке. Это должно быть сделано в течение 10 дней с момента получения уведомления о корректировке LBO. Следующий шаг: измененный проект заносится в электронную систему.
Размещение сметы в системе «Электронный бюджет»
Не все получатели бюджетных средств обязаны составлять смету в системе «Электронный бюджет». Указ № 26н устанавливает такую обязанность только для работников федеральных земель. Муниципальные и областные государственные учреждения имеют право оформлять документ на бумажном носителе.
В то же время в большинстве БСГР на региональном и муниципальном уровнях установлена обязанность подведомственных организаций по размещению БС в «Электронном бюджете». Ознакомьтесь с нормативной документацией, которую GRBS доводит до подчиненных учреждений. Если есть такое требование, то будут нести ответственность за уклонение от исполнения.
В инструкции пользователя рассказывается, как просмотреть смету бюджета в «Электронном бюджете»: открыть специализированную программу и перейти в блок со сметой в контекстном меню.
А вот как сформировать новую сметную форму в информационной системе «Электронный бюджет».
В разделе «Смета» создайте новый документ – вызовите меню правой кнопкой мыши и сформируйте пункт.
Для облегчения работы пользователей предусмотрена автоматизация учета. Специализированные программы позволяют формировать документы в электронном формате, а затем загружать готовую документацию в систему «Электронный бюджет».
Для работы с электронным документом и создания обоснований плановых сметных показателей (ОПСП) необходимо скачать график расходов, выданный Казначейством Федерации. Вот как это сделать: зайдите в «Документы», выберите пункт меню «Скачать график расходов» и «Импорт РР».
Выберите файлы расходной программы для загрузки, нажмите «Открыть».
Ознакомиться с суммами скорректированных лимитов можно в разделе «Показатели бюджетной сметы».
Функционал «Электронный бюджет» позволяет просматривать бюджет в электронном виде, распечатывать его и загружать в формате excel. Все действия вызываются в контекстном меню правой кнопкой мыши.
А вот и пошаговая инструкция по изменению показателей сметы в АКЦ-Госзаказ: расчет сметы выгружается в автоматизированный центр управления через интеграцию с Электронным бюджетом. Все показатели LBO по расписанию и закупкам настраиваются только в ЭБ.
Шаг 1. Перейдите в раздел «Документы», вызовите контекстное меню правой кнопкой мыши и создайте изменение.
Шаг 2. Выберите «Курс обмена».
Шаг 3. Заполните черновик и отправьте его на утверждение.
Ответственность за нарушение положений
При несоблюдении государственным субъектом правил создания и утверждения БС на должностных лиц возлагается ответственность на основании статьи 14.14.7 КоАП РФ. В частности, это штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей.
Как читать сметы
Прежде чем ответить на вопрос, как читать смету, необходимо получить разбивку сметы: что это такое и что это такое, какие бывают виды сметы, на основании чего составляются сметы и т д. Специалист сметного отдела часто сталкивается с такими вопросами, как «что такое в смете строительно-монтажные работы?», «какая расшифровка аббревиатуры ЛСР?», «ЭМ в смете, что это такое?» или, по аналогии, «МР в оценке, что это такое?».
Шифр расценки и коды ресурсов для смет
Следует отметить, что в большинстве случаев все виды оценочных форм составляются на основе сметных нормативов, которые собраны в сборниках, известных как ГЭСН и ЭП. ГЭСН – государственные элементарные сметные эталоны. EP расшифровывается как Unit Rates. Существует несколько типов ВП: ФЭР, ОЭР и ТЭР. О том, что такое ТЭР (не ТЭР) и ООР, а также что такое ТЭР в оценке, вы можете получить представление из методических рекомендаций МДС 81-35.2004. В упомянутой МДС, если упростить эти понятия, говорится, что ФЭК являются федеральными удельными тарифами, которые могут быть использованы для составления сметы затрат на всей территории России.
ООР — отраслевые расценки, которые, очевидно, могут быть использованы при составлении смет для отдельных отраслей строительства, например, для работ в горных районах, для водного хозяйства и т.п. ТЭР — территориальные тарифы, то есть данный вид тарифа обычно применяется на территории любого субъекта страны, например, ТЭР Республики Татарстан или ТЭР Краснодарского края и т.д. Также в МДС 81-35.2004 указано, что ГЭСН и ФЭР составляют единую сметно-нормативную базу, на основании которой, собственно, и составляются локальные сметы, сметы по форме №4, акты выполненных работ КС-2 и другая сметная документация компилируются.
Согласно рисунку 1 стандарты GESN и ER (в данном случае FER) разделены на части. Всего 5 частей:
- Строительные работы;
- Ремонтные работы;
- Монтаж оборудования;
- Обзор оборудования;
- Сдача работ.
Каждая из этих частей, в свою очередь, делится на сборники по видам работ. Так, например, в строительную часть входят сборы на земляные работы, отделочные работы, кровельные и напольные работы и многие другие виды работ. Ремонтно-строительные сборники имеют практически идентичный состав строительным сборникам с учетом специфики ремонтных работ. В состав монтажной части входят расходы на установку оборудования, электромонтажные работы, работы по установке линий связи и т д. Обзор оборудования включает сборники обзоров лифтов и обзоров трубопроводной арматуры. Пусконаладочные работы включают в себя необходимые меры предосторожности по составлению сметы расходов на наладку оборудования и приборов.
Каждый сборник любой части сметных нормативов имеет свой номер и состоит из таблиц и норм. Каждый стандарт имеет свой уникальный код цен и коды ресурсов, по которым сметчик понимает, как правильно читать строительные сметы. В дополнение к тому, как правильно читать оценки, основываясь на знании расчетных нормативных базовых цен, оценщик также должен знать, как правильно подготовить оценку. Также, не понимая, что означает СМТ в смете, невозможно понять, как читать строительную смету.
Рисунок 1. Нормативные базы ТЭС и ТЭР
СМР в смете
Исходя из вышеизложенного, получается, что ЛСР при построении (расшифровка — расчет локальной оценки, как было сказано выше) является основным из оценочных способов использования наборов ГЭСН и ФЕР. Благодаря этим сборникам можно рассчитать стоимость строительно-монтажных работ на объекте. Стоимость строительно-монтажных работ в смете является стоимостью строительно-монтажных работ. Обратимся к рисунку 2, который иллюстрирует результаты сметной стоимости строительно-монтажных работ и способы их расшифровки в ЛСР. Следует отметить, что примерная смета на строительные работы на рисунке 2 условна для данного случая, чтобы продемонстрировать принцип суммирования и понять, как читать смету. А) Да,в графе «Всего по смете» в этом случае будет отражаться стоимость строительно-монтажных работ в смете. То есть, как показано на рисунке 2, расшифровкой в строительно-монтажной смете является стоимость строительно-монтажных работ при строительстве любого объекта в целом.
Также из приведенного примера сметы на строительно-монтажные работы, а точнее из ее результатов, можно понять, что стоимость строительно-монтажных работ рассчитывается из нескольких составляющих, а значит, необходимо расшифровать стоимость бюджета по статье и что входит в строительно-монтажные работы в смете.
Также на рисунке 2 можно обратить внимание, из чего состоит стоимость строительно-монтажных работ, а именно: стоимость материалов, машин и механизмов, фонд оплаты труда, накладные расходы и сметная прибыль, а также включена стоимость налога на добавленную стоимость в строительно-монтажных работах. Следует отметить, что состав граф в стоимости строительно-монтажных работ в каждом конкретном случае может незначительно отличаться: строительно-монтажные работы в разбивке сметы ЛСР могут включать стоимость дополнительных коэффициентов, резервов, корректировочных показателей, т.к а также суммы других налогов помимо НДС.
Рисунок 2. Стоимость строительно-монтажных работ в смете
Расшифровка ПЗ в смете
Одним из ключей к пониманию того, как читать оценку, является определение PP в оценке. ПП — это прямые затраты. Более подробную информацию о прямых затратах можно также найти в вышеупомянутом руководстве МДС 81-35.2004. Прямые затраты являются одним из элементов затрат сметной формы, которая в свою очередь включает такие показатели, как ОЗП, ЭМ (или ЭММ), ЗПМ и ВАТ. Как видно на рисунке 3, смета представляет собой табличную форму, состоящую из определенных столбцов. Имя столбца записывается в заголовке оценочной таблицы. На рис. 3 представлен следующий состав сметной формы:
• Номер позиции в заказе. В данном случае это цифра 1. Этот столбец создан для облегчения ориентации в документе, особенно это актуально для больших бюджетных форм, содержащих более 500 позиций.
• Обоснование. Этот столбец содержит коды цен и коды ресурсов, необходимые для производства определенного вида работ. Как показано на рисунке, в этом столбце указан код сбора GESN, а именно GESN06-01-110-01. Это основная цифра всего применяемого стандарта. По этому шифру далее в графе «Обоснование» указываются и коды ресурсов.
- Имя. В этой колонке указывается объем работ для каждой ставки или описание ресурса, который не входит в состав применяемой ставки. Кроме того, в графе «Наименование» могут отражаться такие показатели, как коэффициенты, применяемые к данной конкретной ставке, индексы и другие показатели. В данном примере на рисунке 3 курсивом написан коэффициент за проведение работ на высоте большей, чем учитывается в настоящем стандарте. Также в столбец могут быть включены данные о HP и SP.
- Юнит Роуд. Этот столбец дает представление о единице измерения, в которой рассчитывается объем работы по каждой конкретной должности. В примере, как видите, единицей измерения является 100м3 железобетона в корпусе.
- Кол-во В столбце указано количество единиц для каждой ставки. Количественные данные, как правило, можно получить из проектной документации объекта, либо из перечня количеств или из другого документа, на основании которого будет составляться смета местных ресурсов, смета по форме № 4 , КС-2 и т д. Также, как видно на рисунке 2, столбец «Количество» подразделяется на подразделы «единицы» и «суммы». Дело в том, что МС в оценке (расшифровка МС в смета – это материальные ресурсы) рассчитывается по нормам сметных нормативов на определенную сумму, которая, очевидно, варьируется от проекта к проекту. Чтобы облегчить понимание данной графы, можно вернуться к примеру на рис. ,единица измерения цены ГЭСН06-01-110-01 – 100 м3 железобетона в корпусе. Так, в подграфе «поштучно» учитывается количество материала, необходимого для монтажа облицовки без балок в объеме 100 м3. Но проект строительства объекта предусматривает монтаж покрытий всего на 2512 м3. Поэтому в подколонке «Всего» будет рассчитано необходимое количество БМ по каждому ресурсу для объема работ 2512 м3. Так можно понять, что это материальные ресурсы в смете, необходимые для конкретного объема работ по каждой цене.учитывается количество материала, необходимого для монтажа облицовки без балок в объеме 100 м3. Но проект строительства объекта предусматривает монтаж покрытий всего на 2512 м3. Поэтому в подколонке «Всего» будет рассчитано необходимое количество БМ по каждому ресурсу для объема работ 2512 м3. Так можно понять, что это материальные ресурсы в смете, необходимые для конкретного объема работ по каждой цене.учитывается количество материала, необходимого для монтажа облицовки без балок в объеме 100 м3. Но проект строительства объекта предусматривает монтаж покрытий всего на 2512 м3. Поэтому в подколонке «Всего» будет рассчитано необходимое количество БМ по каждому ресурсу для объема работ 2512 м3. Так можно понять, что это материальные ресурсы в смете, необходимые для конкретного объема работ по каждой цене.Так можно понять, что это материальные ресурсы в смете, необходимые для конкретного объема работ по каждой цене.Так можно понять, что это материальные ресурсы в смете, необходимые для конкретного объема работ по каждой цене.
- ПЗ. Следует отметить, что эта колонка в ЛСР обычно называется «Сметная стоимость в текущих ценах (прогнозы)» или «Суммарная стоимость», но для удобства переименована в «ПЗ» в примере сметы на рисунке 3. ПЗ , как сказано выше, прямые затраты, в том числе ОЗП, ЭММ, ЗПМ и ВАТ.
Итак, возникает следующий закономерный вопрос, что означают эти сокращения.
- ОЗП – это базовый оклад работников, выполняющих тот или иной вид работ. Стоимость этой линии варьируется в зависимости от разрядности. На рисунке 3 работы по устройству безбалочного перекрытия ГЭСН06-01-110-01 должны выполняться рабочими не ниже категории 3.1. В графе «на единицу» то же, что и в графе «Кол» стоимость дана из расчета каждой цены, а в графе «итого» — стоимость ресурса только для конкретного расчетного объема. Таким образом, в столбце «ОЗП», как и в последующих столбцах, будет отражаться показатель или сумма показателей столбца «Итого». Также следует отметить, что на сметных бланках графа «ОЗП» имеет пометку «Базовая». Б/н», «Зарплата» и др.,но ради более простого пояснения предмета он был переименован на рис. 3 так же, как и последующие столбцы.
- Что такое EM в оценке? ЭМ, как и ЭММ в оценке, является показателем функционирования машин и механизмов. В данной графе указывается стоимость всех машин, транспортных средств, инструментов и механизмов, необходимых для выполнения работ в соответствии с требованиями применяемого стандарта. Эта колонка в составе расчетной формы называется «Эк. Смешивание» или «Эксплуатация машин».
- Расшифровка ЗПМ в смете – это заработная плата механизаторов, то есть персонала, который управляет и работает с помощью каких-либо механизмов. Эту графу также можно назвать «С/нМех», «Выплата» и т.д., зПМ и ОЗП в суммарном виде, такой показатель, как ФОТ или ФОТ.
- Взлом ВСУ в смете – это стоимость материалов, необходимых для производства работы. Иногда в своей работе оценщик может также столкнуться с такими вопросами, как «Что такое TSST в локальных оценках?». Расшифровка ТСК в смете (или ТСК) звучит как «сметные территориальные цены на материалы». То есть под ТСК в смете можно понимать средние цены, используемые в сметной документации, в зависимости от региона России, для которого производится расчет. Есть и федеральные цены: ФСТС (или ФСКМ).
Таким образом, поняв, что такое ПЗ в оценке, можно получить представление о том, что такое МР в оценке.
Рисунок 3. Пример формы сметы
Расшифровка ТЗ в смете
Глядя на рисунок 3, у читателя также могут возникнуть вопросы о том, что такое TZR в оценке и что такое TZM в оценке. Взлом ТЗ в смету — трудозатраты. По аналогии: ТЗР — затраты труда рабочих. Единицей измерения ТЗР являются человеко-часы или человеко-часы. Человеко-часы показывают количество времени, необходимое для производства объема работ, указанного в проекте или техническом задании. Также показатели TZR часто приводятся при подведении оценок. Расшифровка ТЗМ в смете — затраты труда механизаторов. Его применение и отражение в сметной форме идентично ТЗР.
Накладные расходы и сметная прибыль
Также в строительной терминологии часто можно встретить сокращения типа HP и SP. Поэтому может возникнуть вопрос, что значит HP или SP? Как было сказано выше, в себестоимость строительно-монтажных работ также входят накладные расходы (НР) и расчетная прибыль (СП). В стоимость накладных расходов входят затраты компании на создание условий труда, а в расчетную прибыль входят затраты на развитие организации. На сметных формах стоимость НР и СП рассчитывается из фонда оплаты труда.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ЛСР, или расчет местного бюджета, представляет собой сложную структуру с множеством взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей. Поэтому без четкого понимания каждого показателя невозможно разработать грамотную и правильную форму оценки.
Проверка сметы
Вопреки распространенному мнению, они не просто проверяют сметы государственных контрактов. Просто с ними проще — смета часто включена в аукционную документацию на сайтах, то есть ее кто-то уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – взять его за основу и оформить документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то он может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, есть ли лишние работы и материалы, отражен ли в документе фактический уровень цен. Для этого они обращаются в специализированные организации в регионе (поскольку местные лучше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету на ремонт дома для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если речь идет о ремонте после того, как у соседа лопнула труба, и необходимо обращаться с иском в суд, то такая смета также может подлежать проверке с участием эксперта.
Хитрости и советы
Есть маленькие секреты, которые помогут правильно «прочитать» бюджет и показать осведомленность о проблеме, а также пригодятся, если вы решите заняться подготовкой документации самостоятельно:
- Есть неучтенные материалы — уточняйте цены. Если указаны «цены отслеживания», пожалуйста, запросите оценку. Не факт, что исполнитель хочет сказать, откуда коммерческие предложения, но, возможно, цена на них завышена (предоставлены «дочками»/дружественными компаниями или ИП).
- Минусы по цене. В оценке есть позиции с минусом. Это не ошибка компилятора, а ценообразование или особые настройки. Они используются, например, для уменьшения громкости. Допустим, идут штукатурные работы и цена предусматривает толщину слоя 10мм, а реально слой всего 3-4мм. Подобные «отрицательные» значения также применяются к расстояниям переноса.
- Транспорт, транспорт. В большинстве случаев транспортировка входит в стоимость выполненных работ. Бывают исключения, чаще — фигня. Также транспортировка материалов из другого города (когда на месте нет необходимых ресурсов).
- Мусор. Отражается в документации только для расчета объема, цен рядом с ним не будет.
- «Неправильные» расценки. Вместо установки деревянного окна выбрали ПВХ, а вместо укладки ДСП выбрали фанеру. Фактически таким образом оценщик выбирает наиболее подходящие рабочие технологии. Главное, чтобы правильно были указаны материалы, идущие «бонусом» к цене.
- Строительство и ремонт. Несмотря на схожесть некоторых работ, их цены различаются в зависимости от того, ведется ли новое строительство (реконструкция) или ремонт.
- При установке строительных лесов или металлоконструкций подрядчик может использовать сборное оборудование, собирать его на месте или изготавливать самостоятельно. Конечно, расценки разные.
- При прокладке кабеля часть его может проходить в кабельном канале, трубе или гофре. Кроме того, одновременно можно прокладывать несколько кабелей, поэтому ситуация, когда кабелей больше, чем труб, — это нормально, а вот прокладка 100 метров гофры при 50 метрах кабеля должна вызывать сомнения.
- При проверке нельзя пропускать некоторые коэффициенты или проценты индексации, просто «потому что» (это не принято, не приветствуется в конкретном регионе, нет подтверждения и обоснования и т оценить.
- Если вы сверяете бюджетную документацию со списком должностей, которые, например, дал вам начальник, помните: одна работа в списке может равняться нескольким позициям в бюджете. Пример (названия работ условны): в списке «Прокладка кабеля в стене», в ЛС «1. Проходка канала для прокладки кабеля. 2. Прокладка кабеля в стробоскопах. 3. Работы по закладке штукатурки стробоскопические огни в стенах».
- Ручная загрузка/разгрузка будет стоить дороже машины. Если вам нужно «поднять» бюджет, выберите как вариант ручной способ.
- Название произведения не всегда оправдывает ожидания. Если вы пытаетесь что-то найти в сметной программе или нормативной документации, а поиск выдает нулевые результаты, перефразируйте запрос. Пример: вместо «обои» найдите «обои для стен». В электромонтажных работах часто трудно найти правильное положение с помощью автоматизированного поиска.
- Работа с различными технологическими процессами. Сначала натягиваем гофрированную трубку, а потом укладываем в нее кабель, или наоборот. Мы используем строительные леса или автовышку и т.д.
- Проект. Основой для выбора технологии материалов и даже их количества является проект. Например, можно провести бюджетный и дизайнерский ремонт в одном помещении, использовать российские или импортные материалы, проложить прямую или угловую трубу с переходами (разный расход арматуры) и т.д.
- Если ведется большая стройка или крупный объект и составлено много локальных смет, велика вероятность получить в итоге большое расхождение, даже при последующем добавлении объемов работ и стоимости по формам КС. Вам нужно будет скорректировать или исправить данные в окончательных документах поставки, чтобы они соответствовали предложению.
- Возврат материалов. Не очень часто, но бывают. Это то, что подрядчик возвращает заказчику, например, в результате демонтажа: металлолом, кирпич, плитка и т.д., на сумму бюджета не влияют, указываются как основание для требования их от подрядчика . В случае невозврата покупатель имеет право на получение компенсации или компенсации в расчете.
Лично мне пришлось пойти на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в бухгалтерском деле. Не всем бухгалтерам это нужно, но дополнительные знания однозначно дают преимущества: понимание принципов работы оценщиков, упрощение анализа документации, поиск ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных оценок или защита собственных.