Сметный метод определения НМЦК: образец расчета по 44-ФЗ

Содержание
  1. НМЦК — что это и для чего требуется?
  2. Отличие НМЦК от НМЦД
  3. Какие встречаются ситуации при определении НМЦК
  4. Особенности размещения извещения в ЕИС
  5. На что влияет НМЦК
  6. Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор
  7. Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
  8. Как обосновать НМЦК тарифным методом
  9. Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом
  10. Как обосновать НМЦК нормативным методом
  11. Как обосновать НМЦК затратным методом
  12. Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК
  13. Когда НМЦК не обосновывают
  14. Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК3
  15. Сметы
  16. Основные особенности
  17. Особенности установления
  18. Способы расчета
  19. Состав
  20. Разновидности сметы
  21. Программы для составления сметы
  22. Локальный сметный расчет
  23. Что называется локальной сметой
  24. Виды локальных смет
  25. Как составляется локальная смета
  26. Структура локального сметного расчета.
  27. Согласование локальных смет
  28. Локальный сметный расчет. Образец заполнения
  29. Локальный ресурсный сметный расчет. Образец заполнения 2019 года
  30. Для чего необходима экспертиза сметных расчетов
  31. Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом: пошаговая инструкция
  32. Когда применяется
  33. Выявляем основания
  34. Формируем начальную цену
  35. Готовим документы для обоснования начальной цены
  36. Какие документы нужны для обоснования
  37. Порядок разработки документации
  38. Пример обоснования цены контракта
  39. Понижающий коэффициент в смете
  40. Понижающий коэффициент в смете по 44-ФЗ
  41. Как применить понижающий коэффициент в «Гранд-смете»
  42. Понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли
  43. Применение понижающего коэффициента в смете на демонтажные работы
  44. Прочие коэффициенты в сметах

НМЦК — что это и для чего требуется?

Начальной (максимальной) ценой договора является максимальная цена, указанная заказчиком в извещении, договорной документации, приглашении к участию в закрытом договоре. Он формируется, когда поставщик определяется на конкурсной основе. Правила определения НМКЦ подробно изложены в части 1 статьи 22 44-ФЗ.

Для получения бесплатной консультации в рамках сопровождения торгов просто заполните форму обратной связи или позвоните по телефону: 8 (800) 201-12-78

Заказчик определяет НМЦК при составлении графика закупки, уведомлении об осуществлении закупки и формировании закупочной документации.

Отличие НМЦК от НМЦД

Начальная максимальная цена контракта (IMCP) является ключевым звеном в документации о коммерческих закупках. Подп. 5 п. 9 ст. 4 № 223-ФЗ регламентируется. Применение и способ определения НМЦД по 223-ФЗ аналогичны применению и схемам расчета НМЦК по 44-ФЗ.

Рекомендации по использованию заказчиками, осуществляющими закупки по 223-ФЗ, методики обоснования НМЦД, аналогичной предусмотренной 44-ФЗ, содержатся в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 06/ 16/2017.

Какие встречаются ситуации при определении НМЦК

Рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • Если цена занижена, возможно, что покупка не будет совершена из-за явного проигрыша процедуры. Велика вероятность найти недобросовестного провайдера, который не сможет выполнить договор по установленной цене, либо предоставит услугу низкого качества;
  • Если расчет будет завышен, то произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Такая ситуация может также свидетельствовать о том, что контракт «заточен» под своего провайдера, и заказчик разными ухищрениями будет вести к тому, что в покупке будет участвовать приложение;
  • И, наконец, при правильном определении НКЦ ситуация будет благоприятной как для клиента, так и для провайдера, будет эффективное расходование средств, клиент получит качественную услугу от добросовестного провайдера.

Особенности размещения извещения в ЕИС

Уведомление размещается на веб-сайте EIS в сроки, указанные ниже, в зависимости от способа покупки и размера НМЦК:

Название приобретения НМЦК Срок публикации на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронном формате Для любого размера Не менее чем за 15 рабочих дней до даты закрытия заявки
Электронный аукцион Более 3 миллионов рублей. Не менее чем за 15 календарных дней до даты закрытия заявки
Электронный аукцион 3 миллиона рублей и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты закрытия заявки
Запрос котировок в электронном формате Для любого размера Не менее чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок
Запрос предложений в электронном формате Для любого размера Не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты подачи такого запроса

В извещении и документации каждой покупки клиент должен прописывать максимальную начальную цену контракта (IMCC).

На что влияет НМЦК

Не только стоимость товара зависит от размера НМЦК, но и от других особенностей покупки, например:

  • Тип покупки
    • Клиент не может сделать запрос котировок, если НМЦК больше 500 000 руб.
    • Клиент не может покупать у одного поставщика, если НМЦК больше 300 000 руб. Для учреждений культуры или других муниципальных учреждений, таких как зоопарки, библиотеки и дворцы культуры, порог таких покупок выше — 600 000 рублей.
  • Крайний срок подачи заявки
    • Если НМЦК больше трех миллионов рублей, то с момента размещения клиентом уведомления до окончания приема заявок должно пройти не менее 15 дней.
    • Если НМЦК меньше трех миллионов рублей, то с момента размещения клиентом уведомления до окончания приема заявок должно пройти не менее семи дней.
  • Настройка безопасности приложения
    • При закупках с НМЦК на сумму более одного миллиона рублей заказчик может потребовать от поставщика предоставления обеспечения по заявке.
  • Вид антидемпинговых мер

Клиент применяет антидемпинговые меры при снижении поставщиком НМЦК более чем на 25%. В таком случае:

  • При НМЦК более 15 млн руб клиент увеличивает обеспечение договора в 1,5 раза.
  • Если НМЦК меньше или равен 15 млн руб., заказчик увеличивает гарантию исполнения договора в 1,5 раза или просит поставщика подтвердить добросовестность. Этот провайдер должен доказать, что за предыдущие три года он выполнил три контракта, цена одного из которых на 20% выше, чем у НМЦК%.

Для малых и средних предприятий (МСП) правительство установило более мягкие требования. В этом случае клиент должен:

  • потребовать от поставщика продемонстрировать, что за последние три года общая сумма заключенных им контрактов превышала объем закупок NMCC.
  • увеличить обеспечение контракта в 1,5 раза, но рассчитать его не от НКЦ, а от конечной цены контракта.

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснованием максимальной начальной цены договора по 44-ФЗ являются действия клиента при расчете стоимости конкретной покупки.

Порядок определения начальной цены регулируется статьей 22 Контрактного режима Федерации. В части 1 ст. 22 44-ФЗ приведены методики обоснования НКЦ по 44-ФЗ:

  • метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка;
  • тариф;
  • проектная оценка;
  • нормативный;
  • дорогой.

Начальная (максимальная) цена договора рассчитывается задолго до самой закупки, еще на стадии планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦП на закупаемые товары, работы, услуги необходимо рассчитывать при составлении графика. Федеральная контрактная система не указывает, нужна ли дата обоснования NMCC, но она должна быть установлена ​​для определения релевантности рыночных цен.

Эксперты «КонсультантПлюс» проанализировали особенности формирования НМЦД по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Если заказчик нарушает требования и не предоставляет обоснование цены в качестве приложения к проектной документации, это грозит ему серьезными санкциями (письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017). За непроведение расчета ответственный специалист будет оштрафован на 1000 рублей, организация-заказчик — на сумму от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Клиент самостоятельно определяет, как рассчитать первоначальную стоимость контракта. Выбранная методология зависит от объекта контракта и конкретных характеристик объекта контракта. Например, нормативный метод применяется в случае заказа указанных товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательной нормой. Метод проектно-сметной документации следует использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применяется для тех ТРУ, стоимость которых регулируется государством.

ВАЖНО: По умолчанию приоритетным методом признается анализ рынка или метод сопоставимых рыночных цен.

Если все вышеперечисленные методы не могут быть использованы для расчета IMCP, клиент использует затратный метод. В этом случае клиент составляет обоснование невозможности применения иных способов расчета НМЦК (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017). А при невозможности определить количество приобретаемых товаров, работ и услуг дается обоснование начальной цены за единицу ТРУ.

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Анализ рынка является основным способом расчета IMCC. Сравнение рыночных цен применяется, когда расчет не требуется проводить с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных издержек (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Вместе с графиком предоставляется документальное обоснование цены контракта.

Для расчета NMCP с помощью анализа рынка специалист организации-заказчика должен выполнить следующие действия:

  1. Определить ТРУ, однородные или идентичные приобретаемым, или продукцию, заменяющую предмет договора.
  2. Исследуйте рыночные условия и получите информацию о ценах.
  3. Укажите однородность указанных цен.
  4. Определить NMCC по формуле.

Далее мы подробно обсудим, как обосновать NMCC с помощью анализа рынка.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и другие характеристики объекта заказа.

Идентичный товар, работа или услуга – это ТВО, обладающее теми же основными характеристиками, что и объект заказа. При выявлении таких признаков использовать Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 .

ВАЖНО! Для расчета НМЦК и УК, заключенных с единым поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый . Проект обновлений готов: сейчас документ находится в стадии общественного обсуждения.

Если после исследования рынка идентичных товаров, работ или услуг не обнаружено, то необходимо определить однородные ТРУ, используя положения ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Нашли информацию о ценовых характеристиках купленных ТРУ. Для получения информации о рыночной стоимости товаров, работ и услуг клиент вправе действовать следующим образом:

  1. Отправьте запросы котировок не менее чем 5 поставщикам, указав в запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. Не рекомендуется использовать информацию о ценах от артистов, включенных в ГТО. Заказчик и поставщики имеют возможность обмена такой информацией по электронной почте (п. 3.13 Методических рекомендаций № 567, письма Минфина № 24-01-08/95232 от 11.02.2020, № -01-08 /13316 от 25.02.2020, письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Ищите общедоступные источники, в том числе статистические отчеты, каталоги, размещенные в сети Интернет, и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Использовать информацию о заключенных договорах, опубликованную в ОВОС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
  4. Опубликовать запрос котировок в Единой информационной системе.

При необходимости заказчик использует одновременно несколько инструментов поиска ценовых показателей.

После получения информации о стоимости клиенту необходимо рассчитать коэффициент вариации для определения равномерности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МП № 567):

V = (σ/) × 100,

где:

  • — среднее значение цены;
  • σ — стандартное отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, указанные ценовые предложения считаются однородными.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет стоимости договора тарифным методом необходим, если цена объекта заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких покупных объектов, продаваемых по определенным расценкам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • обеспечение электроэнергией (пункты 3, 4 статьи 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
  • связь, услуги почтовой связи (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на ее количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах провайдеров или местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод применяется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  • строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
  • консервация памятников культурно-исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за этими работами.

Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, подготовленная в соответствии с Методикой применения сметных нормативов (приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019).

С 01.07.2019 в редакции ч. 13 ст. 48 ГРК РФ. С этого момента проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с участием бюджетных средств.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный метод применяется, если вышестоящей организацией или регулирующим органом установлены предельные цены на ТРУ для заказчика (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных затратах находится в открытом доступе. Пользователи видят информацию в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок», в блоке «Правила нормирования в сфере закупок».

Обоснование — расчет цены договора осуществляется в соответствии с пунктом 4.2 РМ № 567 — предельная цена товара, работы или услуги умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

Заказывая ТРУ с уникальными функциональными возможностями, которые есть у немногих исполнителей, заказчик использует дорогостоящий метод. То есть те контрактные цены, которые невозможно обосновать другими методами, являются затратными.

Расчет производится путем сложения общих прямых и косвенных затрат, связанных с внедрением конкретных ТРУ. Для получения информации о таких расходах клиент может связаться с поставщиком напрямую. Указанный расчет должен сопровождаться обоснованием цены предлагаемого контракта и пояснениями о невозможности использования иных методов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены обосновываются указанными выше пятью методами расчета. Для некоторых заказов используются другие виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44 в зависимости от специфики отрасли закупки. Это основные правила:

  1. городской район. Стоимость строительных работ определяется приказом Минстроя №841/пр от 23.12.2019.
  2. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены государственного оборонного заказа рассчитываются в соответствии с государственным регулированием в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017 .
  3. Энергосервисные договоры (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет производится в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010 .
  4. Отдельные виды медицинской техники ПП РФ № 881 от 03.11.2011, лекарственные препараты для медицинского применения (приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019), изделия медицинского назначения (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
  5. Типовое жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  6. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
  7. Заключение договоров в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, п. «в» п. 1 ПП РФ от 12.11.2016 № 1166).
  8. Проектно-монтажные, строительно-наладочные работы, входящие в состав лота по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. NMCC рассчитывается в соответствии со способами, изложенными в искусстве. 22 44-ФЗ и получить аудиторское заключение, подтверждающее сметную стоимость капитального строительства (Правительство РФ № 563 от 12.05.2017). Для договоров, целью которых является подготовка проектной документации, инженерные изыскания и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цена определяется приказом Минстроя № 175/пр от 30.03. 2020 .
  9. Охранные услуги НМЦК рассчитан приказом Росгвардии № 45 от 15 февраля 2021 года .

Когда НМЦК не обосновывают

В искусстве. 93 Федеральной системы контрактов, указывается, когда обоснование НКЦ не требуется — если заказчик закупает у единственного поставщика. При заключении организацией договора с единственным подрядчиком на сумму до 600 000 рублей по пунктам 4, 5 части 1 ст. № 93 44-ФЗ документальное подтверждение начальной цены договора не требуется.

В случае совершения клиентом электронной покупки небольшого объема на сумму до 3 млн рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ необходимо в обязательном порядке обосновать НКЦ с единым провайдером для торговли на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используйте форму Приказа № 567. Обоснование НМЦК для всех остальных мелкооптовых закупок является правами заказчика, а не обязанностями.

Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК3

Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги идентичны, а какие однородны.

Идентичные товары, работы, услуги – это товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров могут не приниматься во внимание незначительные отличия во внешнем виде. При определении тождественности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя и их коммерческая репутация.

Однородные товары – это товары, которые хотя и не идентичны, но имеют сходные характеристики и состоят из сходных компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и/или быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности продукции учитываются ее качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородные работы, услуги — это работы, услуги, которые, не будучи идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг, их качества, репутации на рынке учитываются виды работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или если эти различия могут быть учтены с помощью необходимые критерии корректировки таких условий.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Она производится в соответствии с методическими рекомендациями, изложенными в пункте 20 статьи 22 44-ФЗ.

Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМКЦ:

  • информация о ценах, содержащаяся в договорах, которые были заключены и не подвергались санкциям за несоблюдение или ненадлежащее исполнение;
  • информация, содержащаяся в объявлениях, каталогах, описаниях товаров и других предложениях, являющихся публичными офертами;
  • информация о котировках в российской и иностранной валюте;
  • информация о котировках на ETP;
  • данные государственной статистики о ценах;
  • информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • сведения о рыночной стоимости объекта оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;
  • информация от информационных агентств и цен, результаты общедоступных исследований рынка, а также результаты анализов рынка, проведенных по инициативе клиента и на основании договора.

Правительство Российской Федерации оставляет за собой право установить полный перечень источников информации, которые могут быть использованы для определения НМКЦ.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливает методические рекомендации по применению методик определения НКЦ. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, предусмотренным подпунктом 20 статьи 22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения ИМХК, в том числе дающие рекомендации по обоснованию и применению иных методы определения ИМХК в соответствии с подпунктом 12 статьи 22 44-ФЗ.

Сметы

Основные особенности

Бюджет обычно составляется в рамках строительства. Та же концепция появилась в плановой экономике. Но она оставалась актуальной в рамках рыночной экономики. Бюджет является ориентиром для определения цены, которая устроит клиента. Это также необходимо для качественного анализа затрат обеих сторон. Документ будет необходим для договоренностей между участниками проекта в процессе его реализации. Сметная стоимость – это предполагаемая сумма расходов, необходимых для полной реализации проекта.

Оценочные функции:

  • Распределение взносов по этапам строительства.
  • Установление источников средств.
  • Определение цен на материалы/инструменты, которые устраивают как заказчика, так и исполнителя.

При составлении договора смета не требуется. Но всегда составляется протокол, устанавливающий договорную стоимость. Но бюджет может быть запрошен клиентом. Как правило, требуется указывать расходы на строительство. Оценка должна быть сделана, если заказчиком является государственное учреждение.

Особенности установления

Сметная стоимость рассчитывается на каждом этапе проектирования. Это необходимо для дополнительных деталей, точных уточнений. Рассмотрим эти этапы:

  • Чертеж. Предварительная стоимость проекта установлена. Это необходимо для обоснования инвестиций.
  • Дизайн. На этом этапе формируются сводные расчеты с более высокой степенью раскрытия информации.

Если выполняется несколько направлений строительства, заполняется сводка затрат по этим направлениям.

Способы расчета

В РФ распространены такие способы установки значения:

  • Ресурс. Это расчет в текущих и плановых ценах. Метод обеспечивает точный пересчет сметной стоимости по новым ценам.
  • индекс ресурса. Объедините метод ресурсов с индексами. Последние представляют собой соотношение между текущими ценами и ценами 1991 года.

Состав

Сметная стоимость делится на 3 части. Рассмотрим его особенности:

  • Прямые траты. К ним относятся стоимость помещений, стоимость действующего оборудования, заработная плата работников.
  • Общие расходы. Это расходы, направленные на формирование общих условий труда. Например, речь идет о затратах на организацию и обслуживание установки.
  • Предполагаемая выгода. Представляет собой расходы, не связанные со строительством объекта, но необходимые для обеспечения деятельности строительной организации. Например, это могут быть налоги, расходы на развитие производства, материальное поощрение, создание нормальных условий для работы сотрудников.

ДОВОЖУ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ! Если строится отдельное здание, то для составления сметы обычно используют сводные сметные нормативы. При отсутствии USN могут применяться расценки за единицу.

Разновидности сметы

Смета – практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные затраты. Это не документ, а набор бумаг. К ним относятся эта документация:

  • Сводный расчет.
  • Сводка расходов.

Состав документации, которая обычно сопровождает выполнение проекта:

  • Местные оценки. Входит в исходную документацию. Заполняется для отдельных рабочих областей.
  • Локальные расчеты. Они актуальны, когда объемы работ и затраты еще не установлены, либо уточнить все значения возможно только во время строительства.

Все эти документы заполняются на основании официальной документации. Вместе с ними могут быть составлены и другие документы – ведомость сметной стоимости различных объектов.

Программы для составления сметы

Сметы обычно составляются с помощью специальных программ. Это самый простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простых вычислений. Вы можете сделать это в обычном Microsoft Excel. Есть и профессиональные программы. Например, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».

  • Бюджет на электромонтажные работы 15223
  • Смета доходов и расходов некоммерческой организации 17573
  • Смета расходов на мероприятие 37102
  • Смета на строительно-отделочные работы 42347

Локальный сметный расчет

Локальный сметный расчет является начальным способом определения сметной стоимости строительства объекта. Локальная смета определяет стоимость расходов и затрат на отдельные виды строительно-монтажных работ, строительно-монтажные работы, а также на приобретение и монтаж оборудования. Сметная стоимость – это сумма денег, необходимая для проведения строительных работ строительной площадки в соответствии со строительными нормами и правилами, а также проектной документацией. На основании сметной стоимости рассчитывается объем инвестиций в строительство.

Решающим фактором при выборе цены в бюджете на гидроизоляцию является гидроизоляционный материал. Следует отметить, что на сегодняшний день существует множество материалов для гидроизоляции: различные мастики, пленки, лакокрасочные материалы и т.д. В зависимости от материала будет выбран способ его нанесения: метод приклеивания, метод покрытия, метод распыления и т д.

Последовательность составления сметной документации осуществляется, как правило, в порядке возрастания от наименьшего к наибольшему элементу строительства: локальные сметы по видам строительно-монтажных работ → сметная документация на объекты (отдельные объекты строительства) → сметы на пусковой комплекс (несколько объектов) → сметные формы на строительство очереди (группа объектов строительства, после одновременного пуска которых возможно производство продукции и/или оказание услуг) → сметная документация на строительство объекта в целом . Локальные сметы определяют стоимость того или иного вида строительно-монтажных работ.

Что называется локальной сметой

Это самый простой вид оценки. Он является частью рабочей документации и определяет стоимость различных работ и сопутствующих материалов.

Чем отличается местный бюджет от других? Объектная смета представляет собой совокупность локальных документов, составленных на отдельные строения или виды работ. И так формирует расчетную общую общую стоимость по данному объекту.

Основным документом считается локальная смета. Он состоит из стандартного кода и описания вида работ, а также объемов и их ориентировочной стоимости.

Шифр определяется следующим образом: первые две цифры обозначают номер коллекции, следующие две цифры — номер секции, следующие три цифры — номер таблицы секции, а последние две цифры — номер стандарта.

При составлении локальной сметы оценщик исходит из:

  • объем работ, согласно данным проекта;
  • количество необходимых инвентаря, оборудования, мебели, а также их ассортимент, определяемый на основании ведомостей, спецификаций, другой проектной документации;
  • действующие сметные нормативы, а также расширенные сметные нормативы и цены;
  • текущие рыночные цены на материалы, оборудование и инвентарь.

При расчете общей стоимости строительства все виды затрат традиционно делят на:

  • строительство;
  • монтаж;
  • стоимость оборудования;
  • другие расходы.

Виды локальных смет

При разметке строительно-монтажных работ рассчитывают локальные сметы по всем отдельным объектам, по элементам конструкций, а также по участкам и видам работ по этапам их выполнения.

Местный бюджет обычно делится на следующие разделы:

  • строительные работы: устройство фундаментов, возведение каркасов, стен, потолков, перегородок, полов, перекрытий, окон, дверей, лестниц, отделка, покраска, облицовка и др;
  • специальные строительные работы: устройство фундаментов под оборудование, устройство каналов и колодцев, изоляционные и обмуровочные работы, химзащита и др.;
  • внутренние сантехнические работы: водопровод, канализация и вентиляция, отопление и т.д.;
  • оборудование — монтаж технологического оборудования, прокладка технологических трубопроводов, монтаж металлоконструкций;
  • электромонтаж — монтаж автоматики и слаботочных сетей, внутренняя электропроводка.

Если возникает вопрос, как заполнить локальную смету, следует знать, что работы и расценки группируются именно в такие группы, по смете рассчитывается стоимость, а также дополнительные расходы.

Локальная смета на общестроительные работы делится на надземную и подземную части. Подземную часть еще называют «заводами нулевого цикла».

Составление локальных смет на инженерные работы разбито на разделы по монтажу основных видов инженерных систем: монтаж и ремонт водопровода и канализации, ремонтно-восстановительные работы систем вентиляции, отопления и т.д.

И в большинстве случаев локальную смету на демонтаж принято включать в смету на общестроительные работы отдельным подразделом.

Как составляется локальная смета

Сгруппировав основные данные сначала по конструктивным элементам сооружения, затем по видам работ, в зависимости от их деталей и технологической последовательности, можно переходить непосредственно к процессу расчета локальной сметы.

Расчет объема строительно-монтажных работ производится путем сложения сметной стоимости работ и предполагаемой прибыли, называемой также плановой экономией.

В свою очередь, сметная стоимость рассчитывается путем сложения прямых затрат на строительно-монтажные работы и общехозяйственных расходов.

Прямые затраты – это общая стоимость:

  • заработная плата рабочих — строителей, монтажников и машинистов;
  • приобретение необходимых строительных материалов, оборудования, конструкций, инвентаря и мебели;
  • затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание машин и механизмов.

Накладные расходы не связаны непосредственно со строительными работами, а представляют собой затраты на обустройство и организацию строительной площадки и создание необходимых условий для проведения работ.

Расчетная прибыль по определению представляет собой необходимую сумму, направляемую на общее развитие производства, а также социальные затраты и материальное стимулирование работников.

Обычно накладные расходы и предполагаемую прибыль накапливают в конце сметы, а если она состоит из разделов, то отдельно по каждому разделу, а в конце следует сумма результатов.

Основными исходными данными для расчета сметы являются объемы работ, взятые из рабочей документации или дефектной документации, а также цены работ из сборников цен на производство работ ГЭСН, ТЭР или ТЭР.

Цены на оборудование и материалы в локальной смете учитывают многие затраты: отпускную цену товара, наценку сбытовой организации, затраты на упаковку, транспортировку, разгрузку и хранение. Стоимость необходимых материалов и изделий рассчитывается исходя из расчетных норм расхода, умноженных на цену товара.

Нормативы на материальные ресурсы признаются методом определения ресурсных показателей материалов, используемых в строительных работах, сравнением результатов с данными в ведомости потребности в материалах (МВ) или сводной ведомости материалов (СВМ). Выбирается наиболее приемлемый и оптимальный вариант нормы расхода либо по проекту и спецификации, либо по БМ или СВМ.

Структура локального сметного расчета.

Расчет местного бюджета можно разделить на разделы, отражающие распределение данных по технологии производства работ при возведении отдельных конструктивных элементов объекта строительства. Кроме того, разделы могут быть составлены по видам работ: строительные работы (земляные работы, работы по устройству фундамента и стен и др.), специальные строительные работы (облицовочные работы, кладка котлованов и др.), внутренние технические и санитарно-технические работы (канализация, водоснабжение , отопление и др.), монтажные работы и монтаж оборудования и др.

При составлении локальной сметы используются цены соответствующих сборников, при этом каждая цена имеет определенный код, состоящий из указания сборника сметных нормативов (ГЭСН, ФЕР, ТЭР и др.), номера конкретного сборника (первые две цифры кода), номер раздела в этом сборнике (вторые две цифры кода), порядковый номер таблицы в этом разделе (следующие три цифры кода), порядковый номер норма в этой таблице (две последние цифры шифра). Образец показан на рисунке 2.

Пример кода тарифа

Рис. 2. Пример шифрования оценки стоимости и нормативно-правовой базы

Также при составлении сметы необходимо учитывать множество нюансов: условия производства работ, осложняющие факторы, возникающие при производстве работ, погодные условия, условия транспортировки материалов и другие. При выявлении таких моментов необходимо применять разные коэффициенты.

Местные сметы включают стоимость:

  1. Прямые затраты (или ПП), то есть стоимость ресурсов (числа рабочих, единиц оборудования, инструментов, материалов), необходимых для выполнения работы;
  2. Общие затраты (или ХП), то есть затраты на создание и поддержание общих условий производства, их содержание и управление;
  3. Сметная прибыль (или СП), то есть стоимость общих затрат на развитие социальной сферы и производства в целом, а также на материальное стимулирование.

Другой важный вопрос заключается в том, кто утверждает и кто утверждает местную смету расходов. Решение этой проблемы также зависит от многих факторов, но, как правило, в нормативных документах и ​​договорах указываются все ответственные лица.

Согласование локальных смет

Сметы обычно рассчитываются для предложений, предварительных проектов или рабочей документации.

Подрядчик или подрядчик поручает сметчику составить смету, как правило, ориентируясь на рост цен. В свою очередь заказчик не заинтересован в завышении цен и настаивает на их минимизации. Начинается процесс утверждения. Стороны достигают компромисса следующими способами:

  • согласование посредством простого обсуждения и представления соответствующих аргументов и обоснований, при этом представитель клиента имеет право решающего голоса;
  • методом тендера, то есть заказчик объявляет ставку и выбирает наиболее оптимальный и выгодный для себя вариант с учетом стоимости и компетенции подрядчика, при этом содержание сметы не разглашается;
  • стоимость проекта определяется путем переговоров, а смета является лишь формальным документом и корректируется под желаемый результат.

В любом из этих случаев конечным результатом является бюджет, согласованный или одобренный обеими сторонами.

Наиболее важным фактором в процессе утверждения является мастерство оценщика. Настоящий профессионал может обоснованно подобрать необходимые цены, не отступая от существующих норм, а также грамотно их обосновать и отстоять, если это необходимо.

Локальный сметный расчет. Образец заполнения

Актуальный образец того, как заполнить локальный сметный расчет онлайн бесплатно, можно найти в сети Интернет, а также в приложении № 2 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерация» (рис. 1).

Пример расчета местного бюджета

Рисунок 1. Пример заполнения местного бюджета по форме №4

Существует несколько вариантов заполнения локальных смет. Выбор зависит от таких факторов, как:

  1. Источник финансирования объекта строительства: федеральный бюджет, региональный бюджет, инвестиции и др.
  2. Типы строительства:
  • Новое строительство — строительство, осуществляемое на новых территориях, с созданием новых объектов основного, служебного и вспомогательного назначения. После ввода в эксплуатацию вновь построенные объекты находятся на отдельном балансе.
  • Расширение существующих предприятий: Строительство дополнительных зданий, сооружений, мастерских и производств в существующих и действующих предприятиях.
  • Реконструкция — реорганизация существующих зданий, сооружений, цехов и производственных помещений действующих предприятий. Реконструкция, как правило, связана с совершенствованием производства в сторону повышения его экономического, технического уровня производства.
  • Техническое перевооружение: строительство новых зданий и сооружений или благоустройство, частичная реконструкция и расширение существующих помещений на предприятии для установки нового оборудования, внедрения новых систем, повышения уровня природоохранных функций предприятия и т.д.
  • Капитальный ремонт: Восстановление и/или замена существующих зданий и сооружений, наружных инженерных коммуникаций, объектов благоустройства.
  • Текущий ремонт — своевременно и планомерно проводимые работы по предотвращению износа зданий и сооружений и обеспечению их безопасной эксплуатации, а также работы по устранению поломок и неисправностей.
  • 3. Отдельные решения органов государственной власти и др.

В зависимости от вида строительно-монтажных работ (строительно-монтажные работы, ремонтные работы, монтажные работы, пуско-наладочные работы и т.п.) принимается решение о применении определенных сметных цен.

Кроме того, локальные сметы составляются по следующим методикам, используемым для определения сметной стоимости объекта:

  • ресурсный метод — расчет стоимости работ ведется в действующих ценах и расценках, то есть на дату составления сметы.
  • ресурсный индексный метод: При составлении сметной документации ресурсный метод и индексный метод применения объединяются.
  • базисно-индексный метод: при расчете индексы используются для ресурсных показателей сметы.
  • сводные сметные нормативы – сметная стоимость определяется на основании показателей банка данных, отражающих стоимость аналогичных объектов, построенных ранее.

Два уровня цен могут быть представлены локальными оценками:

  1. Начальный уровень. Цены и стандарты формируются с 2001 года.
  2. Текущий уровень. Цены и нормативы формируются с даты составления котировочных форм.

Поэтому при определении вида локальной сметы и поиске схемы заполнения необходимо опираться на множество факторов.

Локальный ресурсный сметный расчет. Образец заполнения 2019 года

Расчет оценки местных ресурсов составляется с использованием методов ресурса или индекса ресурсов.

В качестве исходных данных в ЛСР признаются следующие ресурсные показатели:

  • Человеко-часы (человеко-часы) — трудоемкость при производстве того или иного вида работ;
  • Машино-часы (маш.-ч) — показатель времени, когда машины и механизмы используются при строительстве объекта;
  • Объем расходных материалов учитывается в физических единицах (т.е м, км, кг и т.д.)

Для выделения индикаторов ресурсов используются сборники расчетных и нормативных рамок ГЭСН-2001.

Оценочные стандарты необходимо учитывать при создании местных оценок. Сметные нормативы, в свою очередь, делятся на элементарные (государственные элементарные сметные нормативы ГЭСН) и расширенные сметные нормативы (нормативы накладных расходов, сметной прибыли и др.). Состав и потребность в трудовых, технических и материальных ресурсах при строительстве конкретного объекта определяются сборниками ГЭСН. Сборы GESN используются при расчете сметной стоимости ресурсным методом расчета.

С помощью сборников удельных цен (ФЭР, ТЭР, ОЭР) производится расчет суммы прямых затрат при производстве работ, а также разработка расширенных сметных норм. Эти коллекции разработаны по ценам на 1 января 2000 г., т е по базовому уровню цен. Кроме того, данные о ценах за единицу используются для определения стоимости местных оценок (LS) в методе базового индекса.

Образец заполнения локально-ресурсной сметы можно найти в методике МДС 81-35.2004, в приложении № 2 (локальная смета по форме № 4). Наиболее распространенным является образец расчета локальной сметы в формате excel, однако следует отметить, что возможен поиск образцов-заполнителей в других текстовых и табличных форматах.

Локальный расчет сметы онлайн, а также без использования интернета может быть составлен в различных специальных программах и программных комплексах. Информация о них размещена на сайтах разработчиков и лицензиатов этих программ.

Поэтому определение локальной сметы можно сформулировать следующим образом: это многоуровневый комплекс учета объема работ и определения его стоимости по отдельным видам работ и затрат. Также следует отметить, что более подробно эта тема может быть изучена в разделах III и IV МДС 81-35.2004.

Для чего необходима экспертиза сметных расчетов

Поскольку сметы рассчитываются профессиональными котировщиками, специалисты в этой области также проверяют их точность, достоверность и соответствие всем нормам и стандартам.

Правильность расчетов проверяют специалисты при независимой экспертизе проектно-сметной документации, имеющие соответствующие лицензии и разрешения на данный вид деятельности.

Оценка смет включает в себя:

  • установить соответствие действующим нормам и объемам, указанным в рабочей документации;
  • определение верности, точности и соответствия времени использования соответствующих коэффициентов;
  • проверить правильность расчетов;
  • проверка того, насколько верны те или иные положения сметного расчета.

После проверки экспертная организация выдает соответствующее заключение, которое может быть использовано в достаточно широком круге задач.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом: пошаговая инструкция

Когда применяется

Для обоснования начальной цены договора 44-ФЗ позволяет использовать следующие методы:

  • анализ рынка;
  • расчет по утвержденным нормам;
  • проектная оценка;
  • обоснование на основе текущих ставок;
  • дорогой.

Все методы обоснования, в том числе и проектно-сметная документация, применяются по отдельности и несколько одновременно. Законодательно не запрещено совмещать бюджетирование с другими способами обоснования цены контракта. Проектно-сметный подход к обоснованию НКЦ предполагает разработку проектно-сметной документации, которая должна быть частью конкурсной документации и стать основой будущего договора с подрядчиком. Проектно-сметная документация представляет собой пакет документов, состоящий из графиков, схематических изображений, текстовых описаний и таблиц-смет. Смета содержит не только полный перечень предполагаемых работ и необходимых материалов, но и все затраты, необходимые для реализации проекта,вплоть до расходов на оплату труда работников с учетом условий их труда.

В части 9 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ перечислены случаи, когда проектно-сметный метод используется для обоснования НМКК. Мы взяли их за столик.

Не может

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, демонтажные работы на объекте капитального строительства Обосновать цену технического или авторского надзора
Работы по консервации памятника культуры
Незавершенный ремонт, если этот договор заключен с единственным поставщиком (ч. 9.1 ст. 22)

Выявляем основания

В части 9 ст. В 22 44-ФЗ указано, какой способ расчета НМКЦ на работы по капитальному ремонту здания — проектно-сметная документация. Не забудьте заложить бюджет, если вы покупаете работу:

  • на строительство (реконструкцию), снос или капитальный ремонт объекта капитального строительства, осуществляемые в соответствии с проектной документацией;
  • по сохранению памятников истории и культуры на основании проектной документации, которая согласовывается в соответствии с нормами Приказа Минкультуры № 1749 от 05.06.2015.

ВАЖНЫЙ!

При закупках для научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данным видом работ проектно-сметный метод не применяется.

В системе федерального контракта также закреплено следующее положение: начальная (максимальная) цена договора на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений может быть обоснована проектно-сметным методом (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ). Кроме того, закон о контрактной системе позволяет наряду с проектно-сметной документацией дополнительно использовать и другие способы обоснования НМКЦ. В закупках, при которых строительные работы ведутся с материалами, приведены примеры обоснования начальной максимальной цены договора по 44-ФЗ с использованием смет и анализа рынка. Затем допускается формирование цены на эти материалы с использованием метода сопоставимых рыночных цен.

Формируем начальную цену

Проектно-сметная документация — единственно возможный метод обоснования НМКК для экспертизы здания, сооружения, реконструкции объектов капитального строительства. Для расчета определить сметную стоимость строительства согласно ст. 8.3 Градостроительного кодекса (ГРК). Обращаем ваше внимание, что такая смета составляется в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.

При применении проектно-сметного метода и расчете сметной стоимости учитывают следующие характеристики:

  1. При приобретении капитального ремонта не допускается разработка всех разделов проектной документации.
  2. Если экспертиза проводится за счет бюджетных денег, то в расчете НМКК при проектно-сметной документации обязательно подготовить раздел «Смета на экспертизу объекта капитального строительства». Об этом говорится в ч. 1 12.2 ст. 48 ГРК РФ. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации определены Постановлением Правительства № 87 от 16.02.2008.
  3. В госзакупках на текущий ремонт, как правило, достаточно подготовить раздел «Бюджет». В нем отражаются объем работ, необходимые материалы и их стоимость.
  4. В тендерах на строительство и реконструкцию проведите проверку сметной стоимости.
  5. При приобретениях по 44-ФЗ сметная стоимость по ч. 1 ст. 8.3 ГК РФ определяется с обязательным применением нормативов и сметных цен на строительные ресурсы и федеральных и территориальных удельных цен (ФЕР, ТЭР). Данные стандарты опубликованы на сайте Минстроя и не используются при исполнении договора, если иное не указано в договоре. Используйте аналогичные правила для обоснования начальной максимальной цены методом проектирования и оценки по 223-ФЗ: пропишите порядок определения НМЦД в положении о закупке. Поскольку закон о заключении договоров отдельными видами юридических лиц менее строго регламентирует расчет начальной цены,клиенты действуют в соответствии с местными правилами, то есть внутренними договорными правилами.

Готовим документы для обоснования начальной цены

Проектно-сметный метод сводится к подготовке ряда документов, содержащих, в том числе, расчет цены, который проводится экспертами. Собираем эти документы в таблицу.

Документы для методики проектирования и расчета Когда нужен и что содержит

Объемный лист (бракованный лист) Базовый документ, на основании которого определяется сметная стоимость. Опишите работу, которую предстоит выполнить. Он лежит в основе расчета местного бюджета.
Локальный сметный расчет По сути, расчет локальной сметы является основанием для обоснования НМЦК проектно-сметным методом на все строительные закупки. Перечень работ и затрат, необходимых при производстве ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных работ с указанием кода и единицы измерения.
Проектная документация и смета Проектно-сметная документация подтверждает целесообразность и возможность реализации проекта. Содержит материалы в виде текста и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функциональные, технологические, строительно-инженерные решения по обеспечению строительства, реконструкции или ремонта объектов капитального строительства.

В части 8 ст. 33 44-ФЗ указано, что закупочная документация на подрядное строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждается в соответствии с правилами градостроительства. При наличии такого документа опишите цель договора в ч. 1-3 ст. 33 закона о системе приема на работу не требуется.

Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости В п. 6.2 Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 о методических рекомендациях по применению методов обоснования цен определено, что в случае проведения строительства, реконструкции или технического перевооружения (в случае указанного связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) объекта капитального строительства планируется осуществить полностью или частично за счет бюджетных средств, то независимо от обязательности проведения государственной экспертизы документации проекта, необходимо проверить правильность определения сметной стоимости.

А в части 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса предусмотрено, что при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, если сметная стоимость ремонта с участием средств бюджета Российской Федерации превышает 10 миллионов рублей, то она должна быть проверена в указанных случаях в п. 27(4) Положения о государственном опыте Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007 (письмо Минстроя № 43780-ИФ/09 от 30.10.2020.).

Завершение рассмотрения проектной документации Необходимо оценить, насколько проектные документы соответствуют требованиям, установленным нормативными документами. Предотвращает появление объектов, строительство и последующая эксплуатация которых противоречит правилам конструктивной надежности. Такая экспертиза проводится в рамках ст. 49 Градостроительного кодекса.

Актуальный образец правильного обоснования максимальной начальной цены договора на разработку проектной документации и смету в 2021 году.

Другим примером является пример обоснования начальной (максимальной) цены договора с использованием проектно-сметного метода на закупку средств капитального ремонта.

пример обоснования nmck - страница 1
пример обоснования НММК проектно-сметным методом - стр. 2

Какие документы нужны для обоснования

Учреждение НМКЦ проектно-сметным методом предполагает последовательную публикацию пакета документов, который состоит из:

  • ошибочный листинг. Базовый документ, устанавливающий потребность клиента в конкретном перечне работ и их составе. Ошибочное утверждение лежит в основе расчетов;
  • расчеты местного бюджета или просто сметы. Локальная смета является частным примером обоснования НМЦК в методике проектирования и смет и основным документом, устанавливающим стоимость отдельного направления работ. Часто строительство или реконструкция крупных объектов требует множества различных видов работ, возведения отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектная документация и смета. Это общий объем сметной и проектной документации, относящейся к конкретному проекту. В документацию входят все отдельно составленные локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 01.07.2019 № 44-ФЗ введено правило о том, что при наличии у заказчика предложения, НМКЦ которого подкреплена проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет Функция описания объекта договора. Отдельное описание предмета, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не является обязательным;
  • выводы по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость такой проверки установлена ​​п. 6.2 Приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567, в котором указано, что документация подлежит проверке в случае расходования бюджетных средств на нужды проекта. Порядок и условия проверки сметной стоимости на НМКЦ указаны в Постановлении Правительства № 427 от 18.05.2009 г. Говорится, что целью проверки является установление наличия или отсутствия превышения нормативных цен строительства в сформированной цене. Проверка НМКЦ проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза – обязательный этап контроля, призванный предотвратить строительство объектов, свойства которых противоречат действующим нормативам, потенциально небезопасных в их эксплуатации. Каждый образец для обоснования подвергался расчетно-оценочной методике по 44-ФЗ. Правила сдачи экзамена установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

Порядок разработки документации

Обоснование НМКЦ проектно-сметным методом предполагает разработку:

  • проектная документация, которая в соответствии с Постановлением Правительства № 87 от 16 февраля 2008 г состоит из текстовой части (сведения об объекте, описание принятых технических решений, их обоснование, ссылки на нормативные документы) и графической части, которая наглядно показывает принятые решения;
  • сметная документация — совокупность локальных смет, посвященных отдельным участкам работ. Каждая смета включает перечень работ, которые необходимо выполнить. Бюджетная строка – это вид работ, стоимость единицы этой работы, требуемый объем и конечная стоимость.

Сметы составляются на основе тарифных сборов федеральных или территориальных единиц. Единичная расценка — стоимость одной единицы конкретной работы с учетом всех затрат и важных условий, необходимых для ее выполнения.

Пример обоснования цены контракта

Рассмотрим пример обоснования начальной максимальной цены договора по 44-ФЗ. В закупке № 0891200000619008536 Забайкальский центр государственных закупок обосновал НМЦК с использованием локальной сметы и сводной сметы.

Расчет локальной оценки NMCC содержит четыре раздела и 49 пунктов. Каждый пункт – это отдельный вид работ или отдельное наименование необходимого технического устройства. Каждая статья содержит ссылку на сборник цен за единицу, количество необходимых единиц, стоимость за единицу, общую стоимость.

В закупке есть местный бюджет, но есть и больше, если того требует тема.

Расчет сводного бюджета суммирует затраты, которые получаются при расчете всех местных бюджетов – в этом случае учитываются непредвиденные расходы и налоги. В результате полученная сумма в сводной смете принимается за НМЦК.

Понижающий коэффициент в смете

На вопрос, что такое понижающий коэффициент, вы можете найти ответ, обратившись к тексту Федерального закона 44-ФЗ. Руководствуясь текстом этого закона, вы можете получить представление о том, как рассчитать понижающий коэффициент цены договора, а также как правильно отработать понижающий коэффициент в смете.

Кроме того, существует несколько видов понижающих коэффициентов к договорной цене. Понижающий коэффициент – это метод экономического расчета стоимости элементов бюджета как по отдельности, так и в их общей сумме. Таким образом, в сметах можно использовать коэффициент ограничения, понижающие коэффициенты для ТП и СП, коэффициенты для демонтажных работ и т д. Кроме того, в тексте будут рассмотрены наиболее частые случаи применения понижающего коэффициента в смете.

Понижающий коэффициент в смете по 44-ФЗ

Как отмечалось выше, обращаясь к тексту Федерального закона 44-ФЗ от 5 апреля 2003 г., можно понять, как рассчитать понижающий коэффициент в смете при проведении аукционов и конкурсов на строительство того или иного объекта. Факт наличия такого договорного коэффициента в смете установлен статьей 34 вышеуказанного закона.

Следует отметить, что 44-ФЗ рассматривает различные стороны и ситуации при проведении торгов по контрактной системе в Российской Федерации, поэтому очевидно, что вопросам расчета понижающего коэффициента и применения коэффициентов уделено большое внимание в смете.

Таким образом, судя по тексту закона, получается, что цена договора, заключенного в рамках и на условиях соблюдения законодательства в этой сфере, является твердой и изменению не подлежит. При торгах, как правило, устанавливается максимальная начальная цена договора НКЦ, которая, как следует из названия, определяет верхний предел при определении стоимости работ по каждому конкретному объекту.

Однако цена контракта может быть снижена с использованием метода, определяющего порядок расчета понижающего коэффициента. Пример оценки с понижающим коэффициентом, а точнее, только с частью оценочной формы, где отражаются результаты, показан на рисунке 1.

Оценка с понижающим коэффициентом

Рисунок 1. Пример оценки с понижающим коэффициентом

Алгоритм расчета понижающего коэффициента предоставляется после результатов оценки. Следует отметить, что цифры в приведенном выше примере нанесены спонтанно и не имеют никакого обоснования. То же самое можно сказать и о таблице, в которой показано, как рассчитать коэффициент снижения цены контракта для заданной сметы.

Как видите, условная цена контракта составляет 130 тысяч рублей. Это начальная максимальная цена контракта и не может быть изменена в большую сторону. Строительная организация выиграла аукцион на сумму 100 тысяч рублей. Следует отметить, что сумма указана без учета НДС, поэтому в расчете необходимо применять понижающий коэффициент по 44-ФЗ также без учета НДС. <

После определения НМЦК и окончательной цены можно рассчитать понижающий коэффициент в смете. Для этого необходимо разделить сумму, которую выявил победитель в ходе торгов, на максимальную сумму контракта: 100 000/130 000=0,7692308. Таким образом, для этой оценки понижающий коэффициент равен 0,7692308.

Следует отметить, что таблица с расчетом понижающего коэффициента в смете может быть запрошена участником, проводящим аукцион, в ином виде и составлена ​​с использованием других программ. Таблица в этом примере создана только для того, чтобы продемонстрировать, как применять понижающий коэффициент при оценке.

Итак, разобравшись, что такое понижающий коэффициент в строительстве, можно переходить к применению понижающего коэффициента в оценке. Как видно на рисунке 1, в итоговой части сметы после обозначения суммы без учета НДС введена графа «Понижающий коэффициент». В этой графе сумма рассчитывается с использованием показателя, приведенного в таблице, с расчетом показателя уменьшения. Далее осуществляется арифметическое умножение показателей результатов оценивания.
Таким образом, вы можете получить представление о том, что это понижающий коэффициент в смете и как его рассчитать.

Как применить понижающий коэффициент в «Гранд-смете»

В программе оценки, такой как «Grand Estimate», есть возможность применения понижающих коэффициентов. Однако эта функция доступна при использовании многих других оценочных программ и систем.

Вы можете узнать, как поставить понижающий коэффициент в «Общую оценку» и как ввести понижающий коэффициент в «Общую оценку» из различных учебных курсов и конференций по этому типу программного обеспечения. Кроме того, существует большое количество литературы, в которой подробно и понятно объясняется использование программы и содержатся ответы на многие вопросы оценщиков, в том числе об использовании понижающих коэффициентов при оценке. Также есть консалтинговые организации, готовые помочь найти ответ на вопрос, как применять понижающий коэффициент в Гранд Смете».

Также следует отметить, что расчет смет и других бланков с использованием специализированных программ и комплексов не только упрощает расчеты, но и экономит время, позволяя ускорить выполнение того или иного вида операций и расчетов.

Понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли

Следует отметить, что наибольшим изменениям и реформам подверглась часть, относящаяся к понижающим коэффициентам HP и SP в оценке. Одно из последних изменений в начислении данных статей расходов произошло в 2018 году. Письмом Минюста РФ от 27.04.2018 № 01/57049-ЮЛ признано отмену коэффициентов-редуцентов в оценке накладных расходов и предполагаемой прибыли.

Дело в том, что до 2018 года и публикации такого письма в локальных сметах, сметах по форме № 4, сметах местных ресурсов, а также в актах выполненных работ КС-2 в обязательном порядке применялись понижающие коэффициенты к общие затраты и предполагаемая прибыль. Данная обязанность возлагалась на строительные организации при составлении сметной документации на строительно-монтажные работы письмом № 41099-КК/08, выданным Минстроем России в 2010 году.

В тексте такого письма были даны понижающие коэффициенты НР и СП в размере 0,85 и 0,8 соответственно. Это означало, что эти показатели должны также применяться к совокупным нормам предполагаемой прибыли и накладных расходов в смете. На рис. 2 представлены результаты формы оценки, в которой применены коэффициенты 0,85 и 0,8. Как видите, ставки накладных расходов рассчитываются из общей суммы заработной платы или платежной ведомости. В фонд оплаты труда включаются такие показатели, как оклад машинистов и оклад основных рабочих, исчисляемый с каждой отдельной ставки. На рис. 2 показан лишь фрагмент расчетных результатов. Кроме того, цифры и показатели в данном расчете условны,предназначен для демонстрации принципа применения понижающего коэффициента в оценке.

Уменьшающие факторы

Рисунок 2. Пример применения понижающих коэффициентов к NR и SP

Таким образом, по результатам оценки рисунка 2 видно, что основные показатели ставки накладных расходов (95 %) и расчетной полезности (65 %) подвержены понижающим коэффициентам при оценке 0,85 и 0,8, а показатель уменьшился до 81% и 52% соответственно.

Кроме того, следует отметить, что до 2010 г существовали стандарты для понижающих коэффициентов при оценке. Например, понижающий коэффициент 0,94, утвержденный письмом Росстроя № ЮТ-260/06 от 31.01.2005 г. Однако необходимо также уточнить, что данный показатель был подавлен упомянутым письмом Минстроя выше и заменены показателями 0,85 и 0,8.

Предыдущим письмом Минюста РФ в 2018 году понижающие коэффициенты в смете отменены. Однако следует отметить, что для строительных организаций, работающих по УСН, в смете все же присутствуют понижающие коэффициенты.

Применение понижающего коэффициента в смете на демонтажные работы

В дополнение к видам понижающих коэффициентов, перечисленных выше в коммерческом предложении, существует также возможность применения коэффициентов к ценам на демонтажные работы. Необходимость в таких коэффициентах возникает, как правило, когда в составе ремонтно-строительной части сборников ГЭСН и ФЭР или в составе 46-го сборника на реконструкцию по указанным сметным нормативным базам нет возможности выбрать тариф на вывод из эксплуатации, отвечающий всем требованиям и стандартам.

Следует отметить, что все коэффициенты снижения вывода из эксплуатации при оценке можно разделить на два вида: коэффициенты за вывод из эксплуатации оборудования и коэффициенты за вывод из эксплуатации строительных конструкций, инженерных сетей, элементов систем и т д

На сегодняшний день в справочниках сметных нормативов выделяют 4 вида понижающих коэффициентов в смету на демонтаж оборудования. Их также можно условно разделить по своим характеристикам на две группы: коэффициенты на вывод из эксплуатации оборудования, которое планируется использовать в будущем, и на оборудование, не подлежащее дальнейшему использованию.

Для оборудования, которое планируется использовать и поэтому его необходимо аккуратно вывезти с места установки, а затем частично разобрать и отправить на хранение, понижающий коэффициент в смете составит 0,7. Если отзываемое оборудование не связано с консервированием и хранением, но предполагается, что оно будет использоваться в

Если вы обратитесь к Рисунку 3, вы увидите, как применить понижающий коэффициент в бюджете на вывод оборудования из эксплуатации. В приведенной форме предложения для установки трансформатора был использован сборочный стандарт ФЭРм08. Поскольку цены на демонтаж данного вида оборудования не включаются в стоимость ремонта ТЭРр, то, как указано выше, применяется цена монтажа с последующим указанием понижающего коэффициента в смете.

Пример применения понижающего коэффициента

Рисунок 3. Пример применения коэффициента сокращения вывода из эксплуатации

Таким образом, всякий раз, когда проектом строительства, сметой или спецификацией демонтажа предусматривается вывоз трансформаторов с частичной разборкой без необходимости складирования, лучше всего применять в смете понижающий коэффициент в размере 0,6, как показано в примере на рисунке 3.

Ко второй группе коэффициентов вывода из эксплуатации относятся показатели вывода из эксплуатации оборудования, использование которого в дальнейшем не планируется. В этом случае в смете применяется понижающий коэффициент в зависимости от того, будет ли производиться разборка и резка частей оборудования.

Если при демонтажных работах необходимо его разобрать, то понижающий коэффициент в смете в этом случае будет 0,5. Если предполагается, что оборудование будет просто вывезено с места установки, применяется коэффициент 0,3.

В дополнение к оценке коэффициентов сокращения для вывода оборудования из эксплуатации, как отмечалось выше, существует возможность использования коэффициентов вывода из эксплуатации для различных строительных конструкций. При этом размер коэффициента зависит от типа конструкций.

Так, в случае демонтажа бетонных или железобетонных конструкций в смете применяется понижающий коэффициент 0,8. Аналогично будет применяться коэффициент 0,8 к нормам сметных нормативных баз ГЭСН и ТЭР при демонтаже деревянных конструкций.

Понижающий коэффициент в смете на демонтаж металлоконструкций, как правило, составляет 0,7, а если проектом предусмотрен демонтаж инженерных сетей, например, труб тепловых сетей, водопровода, канализации и т д., то коэффициент может быть 0,6 или 0,4.

Подробнее о понижающих коэффициентах в сметах на демонтажные работы см. Приказ Минстроя России № 519/пр от 04.09.2019.

Прочие коэффициенты в сметах

Помимо понижающих коэффициентов при оценке по 44-ФЗ, понижающих коэффициентов для ТП и СП, коэффициентов для вывода из эксплуатации, в сметную документацию могут быть включены и другие виды коэффициентов.

При этом остальные коэффициенты не обязательно должны иметь убывающий характер. Это может быть коэффициент удаленности объекта в оценках, коэффициент ограничения в оценках, коэффициенты за ночную работу и т.д.

Исходя из всего написанного в этой статье, можно сделать вывод, что с помощью понижающих коэффициентов в смете достигается наиболее оптимальная и разумная сумма договора для любого строительного объекта. Также нельзя отрицать важность этого показателя в любом расчете.

Оцените статью
Блог про госзаказы