Ст. 20 ФЗ 226: закон об охране

Каковы задачи и полномочия войск Росгвардии

Войска Национальной гвардии Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 226-ФЗ, в задачи этих войск входит:

  • участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  • охрана важных государственных объектов, специальных грузов, объектов связи в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
  • участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  • участие в обеспечении чрезвычайного, военного положения, правового режима антитеррористической операции;
  • участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  • содействие пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;
  • контроль (надзор) федерального государства за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливного комплекса и энергетики, по деятельность подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
  • охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Для выполнения поставленных задач эти войска выполняют:

  • общие полномочия, перечисленные в ст. 9 Федерального закона № 226-ФЗ;
  • специальные полномочия (принудительные меры): задержание; вскрытие транспортных средств; проникновение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокада) земель (акваторий), жилых и иных помещений, зданий и иных объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах (статьи 10 — 14 Федерального закона № 226-ФЗ);
  • полномочия по обеспечению чрезвычайного, военного положения и правового режима проведения антитеррористической операции, полномочия, связанные с участием в проведении антитеррористической операции (статья 15 Федерального закона № 226-ФЗ);
  • иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 226-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, частной охранной деятельности и частная охрана.

Каков общий состав войск Росгвардии

Напомним, что войска Национальной гвардии Российской Федерации были созданы путем преобразования и включения в ее состав:

а) внутренние войска МВД РФ;

б) органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере деятельности вневедомственной охраны, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России;

в) специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД России;

г) мобильные отряды специального назначения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;

д) Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиационных частей МВД России;

е) Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Национальная гвардия Российской Федерации на правах правопреемника передается органам управления, объединениям, соединениям, воинским частям, военно-образовательным организациям высшего образования и иным организациям внутренних войск МВД России, а также органов управления, частей, отрядов специального назначения, частей специального назначения, Центра специального назначения и авиационных частей МВД России, в том числе обязательства, вытекающие из исполнения судебных решений.

В состав войск Росгвардии входят:

1) государственные органы;

2) объединения, соединения и воинские части;

3) подразделения (корпуса), в которых, в том числе, проходят службу лица, имеющие специальные полицейские звания (далее — подразделения);

4) образовательные организации высшего образования и иные организации.

Органы управления объединений, органы управления соединений, воинских частей, подразделений, образовательных организаций высшего образования и иных организаций войск Национальной гвардии Российской Федерации могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Для справки

Органы управления объединений, частей и организаций войск национальной гвардии Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, действуют на основании положений, утверждаемых главнокомандующим этими войсками.

Создание, реорганизацию и упразднение (ликвидацию) воинских частей и подразделений войск Росгвардии осуществляет главнокомандующий этими войсками.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 226-ФЗ о войсках Национальной гвардии Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в войсках Национальной гвардии Российской Федерации, государственная гражданская служба.

Комплектование войск Росгвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

  • военнослужащие — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу в экстерриториальном порядке и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу. При этом отбор граждан Российской Федерации, подлежащих обязательной воинской службе, для прохождения службы в войсках Национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области безопасности;
  • служащие — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска Национальной гвардии Российской Федерации;
  • чиновники федерального правительства;
  • рабочие

Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии Российской Федерации должны иметь необходимую профессиональную, правовую и физическую подготовку, умело пользоваться табельным оружием, специальными средствами и закрепленным за ними вооружением и техникой. Указанные лица подлежат обязательной государственной регистрации отпечатков пальцев в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Войска Национальной гвардии Российской Федерации имеют право самостоятельно (в том числе на конкурсной основе) отбирать кандидатов для поступления на военную службу по контракту в эти войска. Они уполномочены определять соответствие кандидатов требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу (службу) по контракту, в том числе путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований) с применением специализированных технических средств, не наносящих вреда жизни и здоровью людей и не наносящих вреда окружающая среда.

Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, для прохождения службы в войсках Национальной гвардии Российской Федерации, проводится в медицинских организациях Национальной гвардии или Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет предусмотренных средств в федеральном бюджете для этих органов на эти цели.

Кто осуществляет руководство Национальной гвардией РФ

Согласно ст. 6 Федерального закона № 226-ФЗ руководство войсками Национальной гвардии Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который имеет право:

  • определить задачи назначаемых войск;
  • утверждает его структуру и состав (вплоть до территориально-операционного объединения);
  • утверждает штатное расписание этих войск, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные полицейские звания, и гражданский персонал войск национальной гвардии;
  • назначает главнокомандующего войсками Национальной гвардии Российской Федерации и освобождает его от должности;
  • утверждают устав, знамя и флаг войск Национальной гвардии Российской Федерации, их положения, их описания и чертежи;
  • утвердить положение об оперативно-территориальном объединении войск Национальной гвардии Российской Федерации;
  • установить в назначаемых войсках количество должностей, замещаемых старшими офицерами (высшим начальствующим составом), присвоить воинские звания старших офицеров (специальные звания старшего начальствующего состава), назначить военнослужащих (писарей) на воинские должности (должности), на которые государство присваивает воинские звания старшему офицерскому составу (специальные звания высшего командного состава), освобождает их от воинских должностей (должностей) и увольняет с военной службы в порядке, установленном федеральным законом;
  • утвердить концепцию и план строительства и развития войск Росгвардии;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации имеет следующие полномочия по управлению войсками Национальной гвардии Российской Федерации:

  • выделение экономических ресурсов на обеспечение деятельности этих войск в пределах размеров, установленных федеральным законом о бюджете Федерации на соответствующий год, а также выделение необходимых материально-технических ресурсов;
  • утверждение перечня вооружения, боеприпасов, военной и специальной техники, специальных средств, находящихся на вооружении войск Национальной гвардии Российской Федерации;
  • обеспечить оснащение указанных войск имеющимся в их распоряжении оружием, боеприпасами, военной и специальной техникой, специальными средствами;
  • утверждение перечней важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений связи, подлежащих охране войсками Росгвардии;
  • утверждение перечня имущества, подлежащего обязательной охране этими войсками;
  • осуществление в пределах своих полномочий мер социальной защиты, материально-бытового обеспечения военнослужащих (служащих) войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и гражданский персонал;
  • обеспечивают реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих (служащих) войск Национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и гражданского персонала;
  • утверждение перечня водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, в водах которых воинские части войск национальной гвардии Российской Федерации участвуют в охране общественного порядка;
  • определяет порядок использования авиации войск Росгвардии в интересах иных федеральных органов исполнительной власти;
  • утверждение требований по оснащению инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений связи, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, контроль за их выполнением и эксплуатацией указанных инженерно-технических средства защиты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возглавляет ее руководитель, главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, который руководит этими войсками.

Принимая решение об организации деятельности Федеральной службы, прохождения военной службы в войсках Национальной гвардии Российской Федерации и службы в Федеральной службе, пользуется правами и полномочиями, установленными для руководителей федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих военную службу услуга.

Как осуществляется финансовое и материально-техническое обеспечение

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственное имущество в Российской Федерации находится в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

По ч.2 ст. 298 ГК РФ, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным недвижимым и движимым имуществом, закрепленным за ним собственником либо приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, данное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, поскольку а также недвижимость. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе самостоятельно распоряжаться (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

Примечание

Согласно части 4 ст. 298 ГК РФ государственное учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться каким-либо имуществом без согласия его собственника. Порядок согласования отчуждения имущества устанавливается его собственником.

Согласно ст. 32 Федерального закона № 226-ФЗ, земли, используемые войсками национальной гвардии Российской Федерации, а также здания, сооружения, техника и иное имущество таких войск, созданные (созданные) или приобретенные (приобретенные) на за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других источников финансирования, являющихся федеральной собственностью. Земля находится в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество находится в оперативном управлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Земли, воинские городки, здания и сооружения, занимаемые государственными органами, соединениями и воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации, в собственности, безвозмездном пользовании, постоянном пользовании (без ограничений), хозяйственном ведении или оперативном ведении организаций, важных объектов государственных, и (или) специальных сборов, и (или) сооружений, коммуникации которых подлежат охране назначенными войсками в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в случае исключения этих объектов, специальных сборов, сооружений по сообщениям из этих списков прикрепляются к войскам Национальной гвардии в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такие войска обеспечиваются оружием, боеприпасами, военной и специальной техникой и специальными средствами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с нормами, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок и нормы иных видов материально-технического обеспечения этих войск устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом (статья 31 Федерального закона № 226-ФЗ).

Закупка товаров, работ и услуг в сфере деятельности войск Национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Закона о системе контрактов.

Снабжение частей войск Росгвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение служебных и подсобных помещений оборудованием и инвентарем указанные подразделения, осуществляющие капитальный ремонт, реконструкцию и поддержание технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) этих помещений, являются обязанностями организаций, с которыми заключены договоры об охране имущества и сооружений.

Средства, полученные войсками Росгвардии по договорам на оказание возмездных услуг по охране имущества и объектов граждан и организаций и иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходом федерального бюджета. После возмещения убытков в связи с хищением и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, они зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.

Размер платы за услуги, оказываемые войсками национальной гвардии Российской Федерации по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также за иные услуги, связанные с охраной имущества, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Российская Федерация.

* * *

В заключение еще раз отметим, что войска Национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, деятельности вневедомственной охраны и вневедомственной охраны.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации:

  • в отношении переданных ему органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военно-образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации,
  • в отношении органов государственной власти, подразделений, отрядов специального назначения, мобильных частей специального назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений МВД России, в том числе обязательства, возникающие в связи с исполнением судебных решений.

Какую охрану купить

Закупка охранных услуг производится в соответствии с кодом ОКПД 2 — 80.10.12.000 Охранные услуги. Многие клиенты самостоятельно принимают решение о проведении процедуры найма данного вида услуг. Для других подписание охранного контракта является обязательным.

Охранные услуги предоставляются различными организациями. Некоторым из них требуется действующая лицензия на частную охранную деятельность, другие занимаются этим видом деятельности по закону. Для начала определитесь с категорией охраняемого объекта и типом нанимаемых охранных услуг:

  • частная охранная деятельность – осуществляется лицензированными частными охранными предприятиями;
  • ведомственная охрана — осуществляется уполномоченными государственными органами;
  • вневедомственная охрана — осуществляется войсками Росгвардии;
  • службы ФГУП «Охрана» Росгвардии — учреждения, подведомственного Росгвардии, имеющего право на охрану ведомств и других категорий клиентов.

Как правило, цены на охранные услуги устанавливаются рынком. Согласно ч. 3 и 4 ст. 30 Закона № 226-ФЗ, стоимость услуг по охране газомоторного топлива подлежит государственному регулированию. Постановлением Правительства от 06.12.2016 № 1303 установлены правила установления тарифов на услуги по охране недвижимого имущества и объектов в зависимости от пользователей:

  • граждане и организации;
  • органы государственной власти и организации, финансируемые из федерального бюджета.

В соответствии с Приказом № 158 от 06.06.2017 г. Методикой Росгвардии утверждены правила установления платы за охранные услуги. Информация о том, что Росгвардия хочет устанавливать цены на госзаказы, в ней не подтверждается. В документе указано, что если Росгвардия участвует в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то утвержденная плата за техническую охрану может быть снижена до 50 процентов.

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной

1. Правовые основы

Ведомственная охрана (ранее ВОХР) объединяет государственные и негосударственные подразделения специального назначения, обеспечивающие охрану сооружений, зданий, зданий различного типа и назначения, территорий и акваторий, транспортных средств и т.п. Сотрудникам спецподразделений разрешается применять широкий спектр средств при осуществлении охранных мероприятий: от служебных собак до средств экстренной остановки транспортных средств, от боевого огнестрельного оружия до средств задержания и ограничения свободы действий правонарушителя.

Деятельность ведомственной охраны регулируется Федеральным законом № 77 от 14.04.1999. Специальные подразделения охраны могут иметь статус юридических лиц. Они подчиняются непосредственно соответствующим ведомствам и министерствам (МВД, МЧС, Минобороны, Минтранс, Минэнерго и др.). Что касается масштабов ведомственной охраны, то в 2018 году в негосударственном секторе работало более 60 000 человек, в государственном — около 120 000 (без учета спецподразделений Минобороны).

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны

Частная охрана (ОВО) — структурное подразделение полиции (ныне — Росгвардии в соответствии с Указом Президента № 157 от 05.04.2016). Работники службы не входят в штат охраняемых объектов. То есть охранники не являются сотрудниками компаний, подконтрольных министерствам и ведомствам. OBO оказывает услуги клиентам на договорных условиях.

2. Полномочия

Ведомственная охрана имеет широкие полномочия. В частности, должностные лица государственных спецподразделений могут производить обыски вещей, транспорта, личный досмотр задержанных, составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных КоАП. Также специалисты ведомственной охраны уполномочены осуществлять иные процессуальные действия, не противоречащие действующему законодательству и отнесенные к компетенции соответствующего подразделения. VOHR обеспечивает безопасность федерального правительства; государственные корпорации; юридические лица, подконтрольные различным министерствам и ведомствам.

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны
5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны

Частная охрана уполномочена организовывать охрану различных объектов: от промышленных предприятий, административных учреждений, метрополитенов и аэропортов до объектов культурного наследия, складов мобилизационного резерва и мест хранения драгоценных металлов, наркотических средств, боеприпасов. Кроме того, структурные подразделения охраны ПСБ:

  • коммерческие объекты;
  • квартиры и дома граждан;
  • места для хранения личного имущества;
  • объекты различных форм собственности, работающие в кредитно-финансовой, телекоммуникационной, производственной и транспортной сферах.

Частная охрана также занимается обеспечением безопасности на специализированных объектах ВПК.

3. Структура

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны

В структуру ведомственной охраны входят учебные центры и специализированные (трудовые) отделы. Детали функционирования тех и других во многом определяются деталями деятельности министерства, ведомства, в котором организована соответствующая служба.

В состав ПСБ входят:

  • центры оперативного управления;
  • централизованные посты охраны;
  • строевой спецназ, осуществляющий сопровождение грузов;
  • боевые подразделения, решающие рядовые задачи охраны на объектах.

4. Вооружение и оснащение

Ведомственная охрана использует большой набор специального снаряжения и оружия. Для решения нормативных задач могут быть использованы:

  1. Различные виды ручного боевого стрелкового оружия (от ПМ до пистолетов-пулеметов «Бизон-2», ПП-19 и др., аКМ и АКМС, ТТ).
  2. Табельное оружие (РСЛ-1, ИЖ-71, длинноствольное гладкоствольное оружие с пулевыми патронами и патронами с резиновой дробью).
  3. Специальные средства нелетального действия (раздражители, слезоточивые газовые баллончики, разрешенные к применению в РФ).
  4. Дубинки резиновые специальные (Пр-90, 89, 73М, 73).
  5. Тазер.
  6. Жены.
  7. Барьеры для автомобилей, средства остановки автомобилей «Гарпун», «Диана».

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны
5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны

Частная охрана использует нарезное огнестрельное оружие, оружие дальнего боя, специальное нелетальное снаряжение (в том числе щиты «Шепот»), боевое снаряжение. В подразделениях есть и спецтранспорт: автомобильный, водный, воздушный.

Что касается технических средств обеспечения безопасности, то и ВОХР, и ОБО активно используют передовые системы, средства и решения противопожарного назначения, которые используются для видеоконтроля за обстановкой на территории и объекте, а также реагирования на движение и т.д.

Применение огнестрельного оружия

Сотрудники ведомственной охраны в крайнем случае имеют право применить огнестрельное оружие в следующих случаях:

  1. защита лиц, находящихся в охраняемых помещениях, от посягательств, угрожающих их жизни или здоровью;
  2. отразить нападение на сотрудников ведомственной охраны, угрожающее их жизни или здоровью, а также пресечь попытку завладения их огнестрельным оружием;
  3. задержание лиц, застигнутых в охраняемых помещениях, совершающих тяжкое или особо тяжкое преступление в отношении лица, охраняемых помещений и пытающихся скрыться, а также оказывающих сопротивление вооруженному сопротивлению сотрудникам ведомственной охраны;
  4. отразить вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;
  5. предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, о необходимости подать сигнал тревоги или позвать на помощь;
  6. остановить транспортное средство путем его повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемого помещения или лиц, находящихся в охраняемом помещении, а также при указанных условиях отказывается остановиться или пытается проникнуть в охраняемое помещение либо покидать охраняемые помещения, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие

Запрещается применение огнестрельного оружия в местах массового скопления людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст заведомо известен или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

  1. оказывать вооруженное или групповое сопротивление сотрудникам ведомственной охраны;
  2. совершение вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, создающее угрозу жизни или здоровью сотрудников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах.

5. Формат оказания услуг

Ведомственная охрана, по сути, работает на штатах соответствующих министерств и ведомств. Он базируется непосредственно на охраняемых объектах.

ОВО работает, как и частные охранные предприятия, по договору. Частная охрана предлагает определенный перечень услуг, каждая из которых имеет свою плату. Жесткий прайс-лист ограничивает возможности создания индивидуальных предложений, учитывающих реальные потребности и специфику деятельности конкретного клиента.

Отличия ЧОПа от ВОХР и ОВО

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что перечень ведомственных и вневедомственных служб безопасности строго регламентирован. ВОХР не имеет смысла рассматривать как участника конкурентного рынка в силу специфики его работы. Частная охрана предлагает услуги коммерческому и частному секторам. Но они часто упакованы. И не практикуется подключение дополнительных опций или отключение неактуальных для конкретного клиента.

5 отличий ведомственной охраны от вневедомственной охраны

PSC ориентируется на потребности клиентов. Перечень услуг указанного частного охранного предприятия соответствует существующему спросу. В отличие от частной охраны, частное охранное предприятие может, например, предоставить клиенту телохранителя, провести частно-детективное расследование (в рамках правового поля, разумеется), разработать стратегию, тактику и реализовать проект по взысканию долгов, предоставив юридическое сопровождение при нападении грабителя на бизнес и т.п будет индивидуальным. Каждый клиент частного охранного предприятия или организации может рассчитывать на самые выгодные условия сотрудничества и платить только за действительно необходимые опции безопасности.

Таблица различий ведомственной и вневедомственной охраны

Различия Ведомственная безопасность Частная охрана
1. Правовая основа Акции регулируются Федеральным законом № 77 от 14.04.1999. Подчиняется профильным ведомствам: МВД, МЧС, Минобороны, Минтрансу и др. Структурное подразделение Росгвардии.
2. Полномочия У него огромные полномочия. Он гарантирует безопасность федеральных органов власти, госкорпораций, юридических лиц, подконтрольных различным министерствам. Обеспечивает охрану коммерческих и частных объектов различного назначения и масштаба. Работает на объектах военно-промышленного комплекса.
3. Структура В его состав входят учебные центры и профильные подразделения министерств и ведомств. В его состав входят пункты оперативного управления, централизованные посты охраны, специальные боевые отряды.
4. Вооружение и техника Стрелковое оружие, огнестрельное, длинноствольное и гладкоствольное оружие, спецсредства нелетального действия, дубинки, электрошокеры, наручники, автомобильные барьеры. Нарезное огнестрельное оружие, оружие дальнего боя, спецтехника нелетального действия, боевая техника, спецтехника.
5. Формат оказания услуги Работает в аппаратах министерств и ведомств. Работает по договору, а также в частных охранных предприятиях. Строгая цена.

Инструкция по закупке услуг охраны с учетом требований Росгвардии и ФАС

Особенности нормативного регулирования охранных услуг

Этап подготовки к покупке является самым важным. Клиент изучает специальные правила по предмету договора, анализирует их, выделяет особенности. Исходя из этого, требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, разрабатывается техническое задание, готовится документация.

Найм охранных служб

Федеральный закон от 14.04.1999 № 77-ФЗ регулирует случаи и правила осуществления ведомственной охраны. Его осуществляют специально созданные учреждения, действующие на основании положений об их создании. Этот тип защиты выбирают клиенты из списка.

ВАЖНО: Перечень федеральных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по созданию ведомственной охраны, утвержден Постановлением Правительства № 514 от 12.07.2000. В него входят Росжелдор, Минтранс, Минфин и другие. В некоторых других органах (госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», «Ростех», организации топливно-энергетического комплекса) также имеется ведомственная охрана, созданная на основании специальных законов).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ определены полномочия по обеспечению вневедомственной охраны войск Национальной гвардии. Они имеют право на охрану имущества физических и юридических лиц по договорам, особо важные и режимные объекты в соответствии с перечнем.

ВАЖНО Перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками Росгвардии, утвержден постановлением правительства 928-р от 15.05.2017.

Согласно перечню 928-р заключение договора по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с Росгвардией и средней школой или детским садом нельзя. Список ограничен и включает в себя административные здания Верховного суда, Следственного комитета, прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти, резиденции полпредов президента и некоторые другие объекты.

ВАЖНО: Только учреждения, включенные в списки 514 и 928-р, имеют право нанимать охранные услуги войсками Национальной гвардии или их ведомственным органом охраны на условиях п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Приложением 1 Постановления Правительства № 587 от 14.08.1992 установлен перечень товаров, подлежащих государственной охране. Частная охранная деятельность в отношении таких объектов не допускается.

Постановлением Правительства от 10.02.2017 № 239-р установлен перечень организаций, которые до создания собственной ведомственной охраны имеют право приобретать на конкурсной основе обеспечение у ФГУП «Охрана» или использовать ведомственное обеспечение у других государственных органов, например, Минтранс, Минфин, Росжелдор. Об этом Росгвардия подписала соглашение с СВС 27 июня 2018 года. К таким организациям относятся:

  • судебный отдел Верховного суда;
  • Генеральная прокуратура;
  • Исследовательский комитет.

Закупки заказчиками Постановления 587 (при отсутствии у них собственной ведомственной службы) и Постановления 239-р осуществляются на конкурсной основе. На этапе подготовки документации установить требование к участникам в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ — не должен заниматься частной охранной деятельностью.

Закон № 2487-1 от 11 марта 1992 года регулирует частную охранную деятельность. Частные охранные предприятия действуют по лицензии на осуществление частной охранной деятельности. Заказчик в обязательном порядке устанавливает требование о наличии лицензии по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Выбор способа определения поставщика

Как только заказчик разбирается в тонкостях покупки охранных услуг, он выбирает любой из разрешенных способов определения поставщика:

Как определить провайдера Причина выбора Дополнительные возможности

Электронный аукцион Если единственным критерием при выборе охранного предприятия в учреждении является цена
Открытый конкурс в электронном формате Выбор подрядчика по стоимостным критериям (предполагаемая цена) и без стоимостных (квалификация или качество, функциональные и экологические характеристики объекта контракта) Не проводится при закупке охраны объектов у образовательных и научных организаций
Открытый конкурс с ограниченным участием в электронном формате Так как установлены дополнительные требования согласно Постановлению № 99 от 04.02.2015 Проводится исключительно для охраны объектов образовательных и научных организаций
Запрос котировок в электронном формате Если НМЦК не более 500 000 руб и годовой объем закупок не превышает 10% СГОЗ или 100 000 000 руб. Не проводится при закупке охраны объектов у образовательных и научных организаций
Закупка у единственного поставщика (согласно п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
  • сумма контракта до 600 000 рублей;
  • сумма всех закупок по п.4 не превышает 2 000 000 рублей или 10% от общего годового объема закупок;
  • сумма закупок по п. 5 не превышает 5 000 000 рублей или 50% от общего годового объема закупок и не более 30 000 000 рублей.
Пункт 5 распространяется только на отдельные категории клиентов (учреждения культуры, образования, науки, спорта)
Закупка у единственного поставщика (согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) Заключение договора с единственным поставщиком Росгвардии по перечню 928-ро собственной ведомственной охраны для индивидуальных клиентов согласно Постановлению №514 Обязательное уведомление надзорного органа после заключения договора

Закупка охранных услуг конкурентными способами

При проведении конкурсных методов закупки охранных услуг придерживайтесь следующего общего алгоритма:

  1. Подготовьте заказ на покупку.
  2. Включить в расписание.
  3. Подготовить извещение, проект договора, документацию (для конкурса и аукциона). Представить их в ОВОС.
  4. Подготовить протокол по результатам рассмотрения заявлений.
  5. Подписывать контракт.

При подготовке закупочной документации разделите ее на разделы:

  • информационная карточка с указанием всех сведений, необходимых для оформления документации;
  • проект договора;
  • техническое задание — содержит необходимые требования к оказываемым услугам.

Обязательно включите в техническое задание следующее:

  • общие требования (предмет договора, код ОКПД 2, ИКЗ);
  • цель и правовая основа;
  • источник финансирования, порядок оплаты, обоснование НКЦ;
  • перечень нормативных актов, на основании которых предоставляются услуги;
  • требования к характеристикам КРУ;
  • место, условия, срок оказания услуг — адреса объектов, режим охраны, количество постов, смен и человеко-часов;
  • требования к качеству и безопасности услуг;
  • конкретные обязанности сотрудников службы безопасности;
  • задачи и требования, предъявляемые к исполнителю;
  • другие требования на усмотрение заказчика.

Для конкурса с ограниченным участием в электронной форме предусмотреть обязательные требования:

  1. Важность стоимостных критериев составляет 40 %, бесполезных критериев — 60 % (п. 11 Правил оценки заявок № 1085).
  2. Установите критерий — квалификацию участников набора, а показатель для него — опыт участника. Его значимость составляет не менее 45% значимости всех неденежных критериев (п. 11 Правил оценки заявок № 1085).
  3. Показатель «Опыт участника» должен состоять исключительно из следующих подпоказателей (п. 27(4) Правил оценки заявок № 1085): общая стоимость исполненных договоров на оказание услуг по охране объектов, общая количество договоров на оказание услуг по охране объектов, наибольшая цена одного из заключенных договоров на оказание услуг по охране объектов.
  4. Установить дополнительное требование в ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ — 3 года до даты подачи заявления, опыт исполнения договора по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание охранных услуг объектов. Стоимость такого контракта составляет не менее 20% от НГПК текущего приобретения. В качестве документов, подтверждающих выполнение требования, исполнитель прилагает документы, подписанные не ранее, чем за 3 года до окончания срока подачи заявок: копия договора, заключенного без неустойки; копии актов выполненных работ, подтверждающих стоимость договора.
  5. Не использовать информацию о заключенных договорах в качестве критериев оценки (п. 30 Правил оценки заявок № 1085).

В электронном аукционе используются дополнительные требования. Укажите их в извещении и документации.

Федеральный закон № 226-ФЗ от 03.07.2016 регулирует, может ли Росгвардия участвовать в аукционе или ином конкурсном способе определения поставщика: Росгвардия самостоятельно или через региональные управления участвует в любых процедурах, размещенных на официальном сайт закупок. Подтверждение соответствия на оказание охранных услуг по п. 1 ч. 1 ст. 31 Национальной гвардии не требуется.

Закупка охранных услуг у единственного поставщика

Для заключения договора с единственным поставщиком следуйте следующему алгоритму:

  1. Подготовьте заказ на поставку от одного поставщика. Это необязательно, но проверяющий орган имеет право потребовать обоснования вашего поведения. Они порядок.
  2. Включить в график (отдельной строкой под пунктом 6 и годовой суммой финансирования под пунктом 4 или 5).
  3. Определить и обосновать цену по п. 6 в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
  4. Подпишите соглашение.

Включите в договор стандартные условия, которые также используются в договорах, заключаемых в рамках конкурентных процедур:

  • сведения о сторонах договора;
  • предмет договора и ИПК;
  • срок оказания услуг;
  • условия оказания услуг (техническое задание);
  • права и обязанности сторон;
  • порядок сдачи-приемки услуг;
  • стоимость и порядок оплаты;
  • ответственность сторон в соответствии с Постановлением № 1042 от 30.08.2017;
  • срок действия, порядок изменения и расторжения договора.

Клиент добавляет в договор те требования, которые считает нужными, например, условия разрешения споров, антикоррупционную оговорку, перечень приложений.

Обязательно укажите в договоре обоснование заключения пункта 6 части 1 договора с Национальной гвардией или ведомственной охранной организацией.

ВАЖНО Согласно ч. 2 ст. 93 закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня с даты заключения договора направляет в орган контроля за закупками извещение о закупке с обоснованием заключения договора в соответствии с абзацем 6 части 1 искусства. 93.

Пакет документов при подаче уведомления в контролирующий орган в сфере заключения контракта на ведомственную охрану или охрану службами Национальной гвардии:

  • уведомление (письмо) в произвольной форме;
  • копия заключенного договора, содержащая обоснование цены договора;
  • обоснование заключения договора.
Оцените статью
Блог про госзаказы