Статья 31 44-ФЗ: требования к участнику закупок

Содержание
  1. Принципы и понятия единой контрактной системы
  2. Виды закупок
  3. Подробнее о конкурентных закупках
  4. Требования к поставщикам и условия участия в закупках
  5. Введение
  6. Статья 31. Требования к участникам закупки
  7. Единые требования к участникам закупок
  8. Дополнительные требования к участникам закупок
  9. Иные требования к участникам закупок
  10. Особенности установления требования о наличии государственной лицензии
  11. Какие квалификационные требования могут быть установлены
  12. Реставрация музейных предметов
  13. Работы по строительству и реконструкции
  14. Услуги по организованной перевозке групп детей
  15. Определение кадастровой стоимости
  16. Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями
  17. Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки
  18. Инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок
  19. Когда предъявляют дополнительные условия
  20. Какие требования предъявляют
  21. Как установить
  22. Как проверить
  23. Как подтверждают соответствие доптребованиям: инструкция для поставщика
  24. Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы установлены в статьях с 6 по 12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации: свободный и открытый доступ к полной и достоверной информации о закупках, в том числе за счет работы единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции: равные условия для участников договора, поддержка добросовестной конкуренции, запрет ограничений конкуренции, нарушающих № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм клиента – ваша обязанность привлекать к государственным закупкам только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций – приоритет инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единицей контрактной системы являются принципы, концепции и подходы, общие для всех участников планирования, закупок, контроля, аудита и контроля.
  6. Ответственность клиента за результативность и результативность заключения договоров заключается в необходимости достижения желаемых результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, приведены в статье 3. Положения настоящей статьи уточняют определения:

  • контрактная система;
  • процедуры идентификации поставщиков;
  • приобретение товаров, работ и услуг;
  • участник поглощений;
  • государственный и муниципальный заказчик;
  • государственный и муниципальный контракт;
  • органы, занимающиеся регулированием и контролем заключения договоров;
  • знающая и экспертная организация в области подбора персонала;
  • общий годовой объем закупок;
  • электронный сайт, специализированный электронный сайт и операторы таких сайтов.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет вам разобраться в базовой терминологии в сфере государственных закупок.

Виды закупок

Способы определения поставщика (порядки или виды заключения договоров) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъяснены в других статьях главы 3 настоящего закона.

Существует два основных типа покупок:

  1. Закупки у одного поставщика. Это единственный способ купить в условиях крайне ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключать договор. В статье 93 указан исчерпывающий перечень закупок, которые могут производиться у одного поставщика. Таким образом можно совершить любую покупку на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждения культуры, искусства, спорта, науки и организации для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурсные методы закупок: включают все другие виды государственных закупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Закупки конкурентов могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае в заключении контракта может участвовать любой поставщик. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определенный круг участников.

Основными методами конкурентного заключения договоров являются конкурс и аукцион.

Соревнования проводятся:

  1. В открытом виде. Доступ к покупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и присуждает победу тому, кто предложил лучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Изначально это похоже на открытый конкурс: покупка доступна неограниченному количеству людей и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Изначально заявки участников проходят предварительную квалификацию, некоторые отсеиваются и только среди остальных (ограниченное количество участников) в итоге будет определен победитель.
  3. В виде двух стадий. В рамках двухэтапного конкурса заявки участников изначально оцениваются по всем параметрам, кроме цены (не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая становится объектом оценки для определения победителя. Такие покупки, как правило, совершаются, когда в приоритете качество, инновации и высокие технологии, а цена хоть и важна, но второстепенна.
  4. В закрытом виде. Закрытый конкурс отличается от открытого конкурса ограниченным кругом поставщиков, допущенных к закупке. Участники должны соответствовать общим и дополнительным требованиям, после чего клиент направляет приглашение выбранным поставщикам для участия в тендере.
  5. Закрыта с ограниченным участием. Этот метод сочетает в себе характеристики закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В заключении контрактов участвует только определенный круг поставщиков, прошедших предварительную квалификацию. Победитель выбирается из числа прошедших отбор.
  6. В закрытой двухступенчатой ​​форме. Метод сочетает в себе черты закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. В конкурсе может участвовать ограниченное количество провайдеров. На первом этапе формируют предложение без указания цены. Тот, кто переходит на следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая становится определяющим фактором для победы.

Аукционы бывают открытыми и закрытыми. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключаются по результатам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подает заявку, состоящую из двух частей. Изначально клиент оценивает первую часть заявок и определяет, кто будет допущен к торгам. Далее следует представление ценовых предложений участников, которые постепенно снижают максимальную начальную закупочную цену (ИМП). В результате побеждает тот, кто предложил самую низкую цену, которая сохранялась в течение определенного времени. Однако договор будет заключен только после проверки второй части заявки и выполнения всех условий аукциона. Следовательно,победа между ценовыми предложениями не всегда является гарантией контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не публикуется в ЕИС;
  • клиент рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашенные участники имеют доступ к документации;
  • электронные аукционы проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы часто проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие формы конкурентного контракта:

  1. Запрос котировок. При такой покупке покупателя в первую очередь интересует цена. Побеждает тот, кто соответствует одинаковым требованиям для всех участников и предлагает наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Приобретение таким способом может быть осуществлено только при начальной (максимальной) цене договора в пределах 500 тыс руб.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий метод приобретения из-за существующих ограничений. Обычно используется в случаях недействительности ставок или повторных аукционов. Кроме того, метод позволяет быстро решить вопросы с приобретением наркотиков, а также оказать юридическую помощь для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений представляет собой оценку каждого полученного запроса в целом. В приоритете лучшее предложение по всем параметрам, а не только и не столько предлагаемая цена.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к провайдерам (переводчикам, подрядчикам) установлены статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо соответствовать всем следующим требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, не принадлежность к оффшорной компании.
  2. Не находиться в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членства в саморегулируемой организации (СРО), если выполнение договора требует соблюдения данных условий.
  4. Отсутствие обоснованной дисквалификации (приостановления деятельности) по административной вине.
  5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам (налогам, ставкам, взносам и т.д.).
  6. Руководство и главный бухгалтер не имеют судимостей за совершение экономических или коррупционных преступлений.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с клиентом.
  8. Отсутствие административного взыскания за незаконное получение вознаграждения юридическим лицом в течение последних двух лет (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он подлежит передаче заказчику по договору, за исключением произведений искусства и литературы, договоров финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами.

По отдельным закупкам Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования относительно способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: наличие хорошей деловой репутации, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и труда опыт.

Соответствие требованиям участник заявляет при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации можно проверить. Ложная информация приведет к отклонению заявки и, в худшем случае, к включению в реестр недобросовестных поставщиков, что в реальности положит конец возможности дальнейшего полноценного участия в контрактации.

Обязательным условием участия в контрактации является регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных площадках электронной коммерции. После регистрации в ОВОС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в рабочее время.

Введение

Закон о системе закупок устанавливает единые требования к участникам закупок. С большинством из них у клиентов не возникает проблем. Чаще всего требования в неизменном виде переносятся из Закона в документацию о закупке, а участники закупки заявляют о соблюдении этих требований. Также в электронных процедурах участникам не нужно делать для этого ничего особенного. Текст заявления, как правило, уже включен в заявку и, в зависимости от функционала сайта, прикрепляется автоматически или для включения заявления в заявку участнику достаточно поставить галочку в соответствующем поле.

Сложнее обстоят дела с требованием п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой участник договора должен соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом найма. Если таким объектом является деятельность, для которой необходимо соблюдение вышеуказанных специальных требований, заказчик должен указать, каким документом участник подтверждает их соответствие. Это следует из правил, регламентирующих содержание конкурсно-аукционной документации и состав заявки на участие в соответствующих процедурах: п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 3, ч. 6 ст. 54,4,абзац 2 части 1 ст. 64, п. 2, п. 5 ст. 66 Закона о договорном режиме, а также в соответствии с новым порядком осуществления электронного запроса котировок, вступление в силу которого уже неоднократно переносилось (п. 16 ст. 1 Федерального закона от декабря от 27 октября 2019 г. N 449-ФЗ).

Именно с уточнением требований к сопроводительным документам и возникают проблемы. На этом этапе клиент должен ответить на следующие вопросы:

  • есть ли требования к данному объекту контракта;
  • какой документ подтверждает соответствие требованиям;
  • какие требования к этому документу;
  • должен ли участник представлять документ, если особые требования предусмотрены только для части работы.

Для удобства рассмотрения проблемы разделим требования и документы на четыре группы. Предмет договора может быть связан с деятельностью, требующей:

  1. государственная лицензия. Указанные лицензии выдаются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2011 № 99-ФЗ и иными федеральными законами, регулирующими выдачу лицензий на осуществление деятельности в отдельных отраслях;
  2. членство в саморегулируемой организации (СРО). Необходим для выполнения ряда работ в городской среде: инженерные изыскания, проектирование, строительство, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства. Также предполагается членство в СРО и по другим направлениям, таким как энергосбережение, оценочная деятельность, аудит, финансовый рынок;
  3. обязательная аккредитация или иной доступ к определенным видам деятельности. Например, аккредитация необходима органам по сертификации, испытательным лабораториям, операторам техосмотра. Также для деятельности по специальной оценке условий труда необходимо соответствовать определенным требованиям и быть включенным в специальный реестр указанных организаций;
  4. разрешение правообладателя результата интеллектуальной деятельности (РИД). Данное требование вытекает из пункта 1 ст. 1229 ГК РФ, которая предусматривает, что правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД. Например, требуется разрешение на оказание определенных услуг в связи с программным обеспечением, базами данных и иными РИД, исключительные права на которые не принадлежат клиенту, а также на оказание услуг с использованием определенного программного обеспечения, баз данных и иных РИД.

В данной статье мы рассмотрим особенности применения этих требований заказчиками. Мы рассмотрим возможные варианты совмещения этих требований и действий клиентов, не закрепивших требования в договорных документах.

Статья 31. Требования к участникам закупки

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции от 02.07.2021) «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» > Глава 3. Закупки > § 1 Общие положения > Статья 31. Требования к участникам договора

Статья 31. Требования к участникам контрактации

1. При совершении закупки заказчик устанавливает следующие унифицированные требования к участникам закупки:

1) соблюдение требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом заключения договоров;

2) истек. — Федеральный закон от 06.04.2014 N 140-ФЗ;

3) неликвидация участника договора — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника договора — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии дела о банкротстве разбирательство;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, начиная с даты подачи заявки на участие в закупке;

5) у участника договора отсутствует задолженность по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым предоставляется отсрочка, план платежей, инвестиционный налоговый кредит в в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое было реструктурировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, на что имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате указанных сумм исполненные или признанные безнадежными в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за последний календарный год,размер которого превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника договора, по данным бухгалтерской отчетности последнего отчетного периода.Считается, что участник договора соответствует установленному требованию, если в установленном порядке подало заявление об обжаловании указанной задолженности, задолженности и на дату рассмотрения заявления об участии в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) решение по такому заявлению не принято;указанной задолженности и решение по такому запросу на дату рассмотрения заявления об участии в определении провайдера (подрядчика, исполнителя) не принято;указанной задолженности и решение по такому запросу на дату рассмотрения заявления об участии в определении провайдера (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ;

7) участник договора — физическое лицо или руководитель, члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или главный бухгалтер юридического лица — участник договора не имеет судимостей за преступления в сфере экономических преступлений и (или) преступлений, предусмотренных статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, судимость которых погашена или погашена), а также неприменения наказания в отношении указанных лиц в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, являющихся предметом незавершенного договора,административное взыскание в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до подачи заявки на участие в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ. Федерация;

8) обладание участником договора исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание литературных произведений или искусство, актерское мастерство, чтобы финансировать прокат или показ национального фильма;

9) отсутствие конфликта интересов между участником договора и заказчиком, то есть случаи, когда руководитель заказчика, член договорной комиссии, руководитель договорной службы заказчика, администратор договора состоят в браке с выгодоприобретателем физические лица, единоличный исполнительный орган коммерческого общества (директор, генеральный директор, управляющий, президент и др.), члены исполнительного коллегиального органа хозяйственного общества, собственник (директор, генеральный директор) учреждения или унитарного общества или иные органы управления юридических лиц, привлекаемых к заключению договоров с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя,- участниками вербовки являются близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнокровные братья и сестры (имеющие общего отца или мать), усыновители или лица, усыновленные от этих лиц. Для целей настоящей статьи под бенефициарами понимаются физические лица, владеющие прямо или косвенно (через юридическое лицо или различные юридические лица) более чем десятью процентами акций, имеющих право голоса, в коммерческой организации или долевой более десяти процентов уставного капитала коммерческой организации, усыновителей или усыновленных лиц указанных лиц.Под бенефициарами понимаются физические лица, владеющие прямо или косвенно (через юридическое лицо или различные юридические лица) более чем десятью процентами голосующих акций коммерческого общества или долей более десяти процентов в уставном капитале хозяйственного общества; усыновители или усыновленные таких лиц. Для целей настоящей статьи под бенефициарами понимаются физические лица, владеющие прямо или косвенно (через юридическое лицо или различные юридические лица) более чем десятью процентами акций с правом голоса в коммерческом обществе или долей более десяти процент в уставном капитале коммерческой организации;

10) участник приобретения не является оффшорной компанией;

11) отсутствие у участника закупки ограничений на участие в закупке, установленных законодательством Российской Федерации.

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике контрактации, в том числе сведений о лицах, указанных в абзацах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется конкурсами с ограниченным участием, двухэтапными конкурсами, закрытыми конкурсами при ограниченном участии, двухэтапных закрытых торгах или аукционах дополнительные требования, в том числе наличие:

1) финансовые средства для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

3) стаж работы, связанный с предметом договора и деловой репутацией;

4) необходимое количество специалистов и других работников определенного уровня квалификации для выполнения договора.

2.1. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и смежных услуг, а также консультационных услуг.

3. Перечень документов, подтверждающих соответствие участников контракта дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам контрактации заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны установить эти дополнительные требования.

5. Заказчик указывает сведения о требованиях, установленных в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи, в извещении о заключении договора и документации о заключении договора.

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам подряда в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Требования, указанные в настоящей статье, распространяются в равной степени на всех участников договора.

8. Закупочная комиссия проверяет соответствие участников закупки требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункта 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, а в связи с отдельными видами закупок товаров, работ, услуг к требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Закупочная комиссия вправе проверять соответствие участников закупки требованиям, указанным в пунктах 3-5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур,запрос котировок с требованием, указанным в пункте 10 части 1 настоящей статьи, что указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

8.1. Утратил силу с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ.

8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается договор, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении договора.

9. Отстранение участника контракта от участия в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя) либо отказ от заключения договора с победителем по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любое время до заключения договора, если заказчик или закупочная комиссия установит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (если применимо) настоящей статьи, либо представил сведения о недостоверных сведениях о его соответствие установленным требованиям.

10. При приобретении лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, помимо оснований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, допускается исключение участника приобретения из участия в выборе поставщика (исполнителя, исполнителя) либо отказ от заключения договора с выигрышным определением поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любое время до заключения договора, если заказчик или подрядная комиссия установит, что:

1) не зарегистрирована максимальная цена продажи лекарственных средств, предлагаемых указанным контрагентом;

2) цена закупаемых лекарственных средств, предлагаемая таким участником закупки (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных средств либо при закупке для федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при совершении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена договора превышает размер, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и составляет не более десять миллионов рублей) превышает его предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен лекарственных средств производителей, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств,и договаривающаяся сторона отказывается от снижения предложенной цены при заключении договора.

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных средств, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

11. В случае отказа заказчика от заключения договора с победившим в определении поставщика (подрядчиком, исполнителем) по причинам, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ​​с о том, что является основанием такого отказа, составляется и размещается в единой информационной системе протокол об отказе от заключения договора, который содержит сведения о месте и времени его составления, о лице, с которым клиент отказывается заключить договор подряда, о том, что является основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней со дня его подписания направляется клиентом данному победителю. В таком случае,заказчик вправе заключить договор с другим участником закупки, предложившим такую ​​же, а также победителем такой закупки цену договора, сумму удельных цен товаров, работ, услуг или предложение за цену договора, сумма удельных цен товаров, работ, услуг, содержащая лучшие условия цены договора, сумма удельных цен товаров, работ, услуг, следующих за условиями, предложенными выигравшим участника торгов в форме, установленной для заключения договора, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора. В случае отказа заказчика от заключения договора с победителем по определению поставщика (исполнителя,исполнителем) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, признается, что победитель уклоняется от заключения договора сумма цен единиц товаров, работ, услуг на условиях, предложенных победителем участник торгов в порядке, установленном для заключения договора, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора. В случае отказа заказчика от заключения договора с победителем при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по причинам, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклоняющимся от заключения договора сумма цен единиц товаров, работ,услуги на условиях, предложенных победителем торгов, в порядке, установленном для заключения договора, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора. В случае отказа заказчика от заключения договора с победителем при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по причинам, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклоняющимся от заключения договора. Признает, что победитель уклонился от заключения договора. Признается, что победитель уклонился от заключения договора.исполнитель) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, признается, что победитель уклоняется от заключения договора признается, что победитель уклонился от заключения договора, признается, что победитель уклонился от заключения договора.исполнитель) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, признается, что победитель уклоняется от заключения договора признается, что победитель уклонился от заключения договора, признается, что победитель уклонился от заключения договора.

12. Решение об отказе участника договора от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо об отказе от заключения договора с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть обжаловано указанным участником или указанный победитель в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Единые требования к участникам закупок

1. Участник закупки должен соблюдать требования законодательства к лицам, поставляющим товары, выполняющим работы, оказывающим услуги, являющиеся предметом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ). Это означает, что клиент должен проанализировать действующее законодательство на предмет требований, установленных для отдельных видов деятельности (лицензионные требования, членство в органах саморегулирования и т.д.).

2. Потенциальный участник торгов не подлежит ликвидации. В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе по истечении срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели для которого создано, а также по решению суда.

3. В отношении участника контрагента не должно быть решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии производства по делу о банкротстве (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, платежным компенсации и (или) вознаграждения лиц, принятых на работу или работавших по трудовому договору, и (или) соблюдать обязанность по уплате обязательных платежей. На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru),клиент может проверить выполнение этого условия участником.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки в административном порядке не приостановлена ​​(п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ. Это вид административного взыскания, заключающийся во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельность обособленного или структурного подразделения юридического лица, а также деятельность отдельных объектов.

5. Отсутствие задолженности по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 31 44-ФЗ). Учитываются просроченная и задолженность последнего календарного года, размер которой превышает четверть (25%) стоимости остатка активов участника контрактации по данным бухгалтерской отчетности последнего отчетного периода. Следует отметить, что в случае предоставления участнику договора отсрочки, рассрочки, реструктуризированного кредита, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязательства заявителя по уплате этих средств исполненными или которые признаны как несобираемый,такие денежные суммы не учитываются при определении суммы задолженности по налогам или задолженности. Кроме того, даже при наличии налогового обязательства, причем превышающего 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление на его обжалование и решение о дате рассмотрения заявления для участия в определении поставщика не принимается, считается, что указанный участник контракта соответствует рассматриваемому требованию.подал заявление об обжаловании и решение о дате рассмотрения заявления об участии в определении поставщика не оставлено в силе, указанный участник контракта считается соответствующим рассматриваемому требованию.подал заявление об обжаловании и решение о дате рассмотрения заявления об участии в определении поставщика не оставлено в силе, указанный участник контракта считается соответствующим рассматриваемому требованию.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ Участие в закупках. Изменения. Стажеры в Школе электронной коммерции Посмотреть расписание

6. Отсутствие участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица, имеющего судимость за преступления в сфере экономики и уголовную ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки , а также посредничество во взяточничестве.

Кроме того, согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в отношении участника подряда — физического лица или управляющего, членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника вербовки на время его проведения предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товаров, выполнением работ, оказание услуг, являющихся предметом заключения договора и административного взыскания в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

7. В соответствии с пунктом 7.1 части 1 ст. 31 31 44-ФЗ, участники договора — юридические лица обязаны не нести административную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное получение вознаграждения от имени юридического лица).

8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Данное требование является универсальным и, в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда договор заключается с физическим лицом, в том числе с единственным поставщиком. По данной теме см также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126 Обзор судебной практики, утвержденное Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2016 г.

9. Участник контракта не должен быть офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), утвержден приказом Минфина России от ноября 13, 2007 № 108н.

Заказчик должен помнить, что соблюдение участником договора требования, установленного п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соблюдения всех остальных пунктов ч. 1 ст. Объявлено 31.

Дополнительные требования к участникам закупок

Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99. В случае установления дополнительных требований соответствующие сведения должны быть указаны в документации о закупке.

В части применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г., Письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 23275-ЕЭ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15, Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № ОГ-Д28-14953.

Заказчик должен знать, что при приобретении товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072, дополнительным требованием к участникам закупки является использование материалов или полуфабрикаты (древесно-стружечные и аналогичные плиты из дерева или других одревесневших материалов; древесноволокнистые плиты или другие одревесневшие материалы), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство-член Евразийского экономического союза.

Иные требования к участникам закупок

Заказчик может установить требование об отсутствии сведений об участнике контрактации в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505). В случае приобретения заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности (за исключением случаев заключения договоров на создание литературных или художественных произведений и т п.) участник договора должен обладать исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст статья 31 44-ФЗ). К этой же группе относятся требования, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 44-ЗФ. Поэтому Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам заключения договоров на оказание консультационных услуг,аудит и связанные с аудитом.

Обращаем ваше внимание, что отстранение участника от участия в контрактации или отказ от заключения контракта с победителем контрактационной процедуры может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или контрактная комиссия установит, что участник не выполнили единые, дополнительные или иные требования либо представили недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям.

Если клиент отказывается от заключения договора с победителем, то не позднее одного рабочего дня он составляет и размещает в ОВОС протокол об отказе от заключения договора. Протокол должен содержать сведения о месте и времени его составления, о лице, с которым клиент отказывается от заключения договора, о том, что он является основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих это факт. Протокол направляется заказчиком данному победителю в течение двух рабочих дней со дня его подписания.

Решение об отстранении участника от участия в закупке либо об отказе от заключения договора с победителем может быть обжаловано таким участником или победителем в порядке, установленном Федеральным законом о контрактной системе.

Особенности установления требования о наличии государственной лицензии

Большинство разрешенных видов деятельности перечислены в ст. 12 Федерального закона от 05.04.2011 N 99-ФЗ. К ним относятся, например, частная охранная деятельность и деятельность по сохранению культурного наследия Российской Федерации. Выдача лицензий на отдельные виды деятельности регулируется также отраслевыми федеральными законами. Например, к видам, встречающимся в приобретении, относятся деятельность, связанная с защитой государственной тайны, страховая деятельность (ст. 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1, ст. 32 Закона о Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1).

Если объект договора связан с лицензируемой деятельностью, заказчики должны включить требование о предоставлении соответствующей лицензии. При этом важно не только указать наименование лицензии в соответствии с законодательством, но и точно прописать конкретные виды деятельности, которые должны быть в ней указаны. Таким образом, действия уполномоченного органа, не указав в договорных документах, на какие именно виды охранных услуг необходимо предоставить лицензию, были признаны нарушением (Постановление Дагестанского УФАС России от 24 сентября 2019 г. N 005 / 106.06-1539/19). Нарушением считалось также указание вида охранных услуг в формулировке, отличной от приведенной в ст.3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 (в редакции от 02 августа 2019 г.) (Решение Адыгейского УФАС России от 27 марта 2018 г по делу N К-35/18).

Помимо видов деятельности, следует также обратить внимание на место/адрес, где деятельность разрешена. Если лицензия выдана органом субъекта Российской Федерации, то, за некоторыми исключениями, деятельность может осуществляться только в этом субъекте. По иным вопросам она может осуществляться только после уведомления лицензирующих органов об этих вопросах, то есть фактически после переоформления лицензии (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.11.). Следовательно,Хабаровское УФАС предписало аннулировать протоколы и внести изменения в аукционную документацию в связи с тем, что в договорной документации не установлено требование к месту осуществления деятельности по перевозке отходов I — IV классов опасности (Постановление от 14 от Ноябрь 2018 г. N 404 и Приказом Хабаровского УФАС России от 14 ноября 2018 г. N 123), при этом суды поддержали позицию антимонопольного органа (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 июля 2019 г. N Ф03). -2622/2019 в деле N А73-21426/2018).суды поддержали позицию антимонопольного органа (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2019 № Ф03-2622/2019 по делу № А73-21426/2018).суды поддержали позицию антимонопольного органа (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2019 № Ф03-2622/2019 по делу № А73-21426/2018).

Кроме того, клиенты должны учитывать особенности, касающиеся срока действия лицензии. Минфин России в письме № 24-03-06/58653 от 12.09.2017 указал, что заказчик не вправе устанавливать требования о сроке действия лицензии в договорных документах, т.к это ограничивает конкуренцию. Это касается случаев, когда заказчики требуют от участника прикрепления лицензии, например, заканчивающейся не ранее сроков выполнения работ по договору. Представляется, что безопаснее всего для клиентов установить требование о предъявлении действительного документа, не уточняя, в какой момент он должен быть действительным.

При рассмотрении представленных документов заказчики также должны учитывать особенности действия тех или иных лицензий. Так, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2011 N 99-ФЗ лицензии на виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 12 настоящего Закона, срок действия которых не истек до 6 мая 2011 года, действуют бессрочно при условии, что наименование лицензируемого вида деятельности не изменилось.

Также в 2020 году несколько лицензий были автоматически продлены на 12 месяцев. Это относится к лицензиям, перечисленным в Приложении 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440, срок действия которых истекает в период с 15 марта 2020 г по 31 декабря 2020 г.

Остановимся на случаях, когда невозможно требовать лицензию. Антимонопольная служба признает ограничением конкуренции установление требования о наличии у участника договора лицензии, если лицензии подлежит только часть произведения. Это связано с тем, что в таком случае участник может нанять лицензированного субподрядчика для выполнения работ, и установление такого требования необоснованно ограничит количество участников. Хорошим примером является требование иметь лицензию на установку пожарной сигнализации в рамках капитального ремонта. ФАС России признала такое требование нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о подрядной системе (Постановление от 02.10.2019 в д.№ 19/44/105/2595).Аналогичной позиции придерживаются и суды (п. 7 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г).

Какие квалификационные требования могут быть установлены

Какие квалификационные требования могут быть установлены. Схема

В связи с требованиями части 2 статьи 31 во исполнение данного положения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам найма.

В соответствии с Постановлением № 99 к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения торгов с ограниченным участием, торгов в два этапа, закрытых торгов с ограниченным участием, закрытых торгов в два этапа конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования в соответствии с приложением № 1. Соответствие участников договора указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными настоящим приложением.

Помимо указанных требований, Постановлением № 99 установлены допущения по отнесению товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые в силу своей технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут быть поставлено, выполнено, обеспечено поставщиками (подрядчиками, исполнителями), имеющими необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам заключения контрактов путем проведения торгов с ограниченным участием в соответствии с Приложением № 2 и документами, с которыми они связаны должен проверить соответствие.

Рассмотрим в качестве примеров несколько случаев установления дополнительных требований по Постановлению № 99.

Реставрация музейных предметов

При закупке работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации, устанавливаются дополнительные требования:

  • Наличие в течение последних 3-х лет до даты подачи заявки на участие в приобретении опыта исполнения (с учетом правопреемства) договора или соглашения. Для подтверждения вашего опыта достаточно контракта или соглашения, но в то же время указанный контракт или соглашение должны соответствовать предмету приобретения, то есть соответствовать реставрации предметов музейного значения, редких и коллекционных.
  • Стоимость одного из таких договоров или соглашений составляет не менее 20% начальной максимальной цены договора (цены лота) за право заключения договора о заключении договора.

Также установлены документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям:

  • копия исполнительного контракта (договора),
  • копию акта (актов) о выполненных работах, который содержит (содержит) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждает (подтверждает) стоимость договора на исполнение (соглашение).

Указанные документы должны быть подписаны не ранее, чем за 3 года до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Работы по строительству и реконструкции

При приобретении работ по строительству, реконструкции, за исключением линейного объекта, если начальная предельная цена или цена одного лота для обеспечения федеральных нужд превышает 10 миллионов рублей, для нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 миллионов рублей.

Постановление № 99 устанавливает следующее требование.

Требуется подтверждение опыта работы за последние 5 лет до даты подачи заявки. Для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, достаточно заключения договора или соглашения.

Стоимость договора или договора на исполнение составляет не менее:

  • 50% НМТСК — если НМТСК (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн руб.; на нужды субъектов РФ, муниципальные нужды — 5 млн руб,
  • 40% — если НМЦК превышает 100 млн руб,
  • 30% — если НМЦК превышает 500 млн руб.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • Копия заключенного договора и акт выполненных работ;
  • Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Услуги по организованной перевозке групп детей

Если такая услуга заключена по контракту, заказчик установит требование подтвердить право собственности или иное право собственности на автобус.

При этом с 1 июля 2021 года будут действовать ограничения: год выпуска такого автобуса не должен быть старше 10 лет.

Эти автобусы должны соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к пассажирскому транспорту. Кроме того, с мая 2021 года для оборудования должна использоваться навигация ГЛОНАСС.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на автобусы, технику, предназначенную для перевозки детей,
  • копии документов, подтверждающих государственную регистрацию таких транспортных средств,
  • копии паспортов транспортных средств или выписки из электронных паспортов,
  • копии диагностических карт, подтверждающих допуск таких транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также за ее пределами,
  • копии документов, подтверждающих наличие тахографов на таких транспортных средствах
  • при вступлении в силу обязательного требования к оборудованию с навигацией Глонасс будут предоставлены копии документов, подтверждающих идентификацию соответствующего оборудования,
  • копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Определение кадастровой стоимости

Для проведения кадастровой оценки в соответствии с приложением к цифре 2 Постановления № 99 устанавливаются следующие требования:

  • подтвердить наличие персонала соответствующей квалификации (копии дипломов, трудовых книжек, сведения о трудовой деятельности). Документы можно подать в электронном виде;
  • предоставить подтверждение о членстве в саморегулируемой организации либо письменное подтверждение, либо выписку из регистрации,
  • в обязательном порядке указанные закупки подтверждают опыт выполнения аналогичных работ и услуг (подтверждается копиями договоров, протоколами).

Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями

Закон о контрактной системе устанавливает детали предоставления и проверки документов в частях 2-2.1 статьи 31.

В соответствии с частью 12 статьи 24.2 предоставлять доступ к участию в закупках отдельных видов товаров и услуг, осуществляемых на электронной площадке, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 1 , ч. 2 и 2.1 ст. 31, участники закупки, аккредитованные на SE, направляют оператору этой SE в отношении каждого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением № 99.

При покупке с дополнительными требованиями участники, не загрузившие документы по дополнительным требованиям в ОП, не смогут подать заявку. Такое ограничение установлено в п. 30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 № 656.

Настоящий порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников контрактации утвержден для обмена, предоставления документов и подтверждения выполнения дополнительных требований.

Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки

Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника контракта регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 г. № 1202. Согласно документу, для участия в заключении контракта с дополнительными требованиями, контрактору, участнику оформляет на электронной площадке следующую информацию и подписывает электронной подписью:

  • уникальный регистрационный номер записи, который участник получает при регистрации на ОВОС,
  • наименование, фирменное наименование юридического лица, полное наименование физического лица,
  • ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируются автоматически из ЕИС),
  • номер статьи Приложения № 1 Постановления Правительства № 99 от 04.02.2015 г,
  • копии документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям,
  • цена договора или заключенного договора,
  • подтверждение правопреемства (при наличии).

Оператор электронной площадки проверяет информацию и документы на соответствие трем требованиям:

  • документы соответствуют перечню Приложения № 1 ПП РФ № 99,
  • копии документов, подтверждающих правопреемство, содержат сведения об участнике договора,
  • указанная участником цена исполнения договора или соглашения не превышает цены копии указанного договора.

В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения указанных документов, оператор электронной площадки должен принять решение.

  1. При отсутствии замечаний принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников контракта, аккредитованных при ЭП (ЕРУЗ).
  2. При выявлении недостатков, наличии замечаний к оформлению, отсутствии документов оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в УРУЗ.

Решение об отказе будет приниматься только в случае, если документы не соответствуют нормам, прямо установленным в статье 31 статьи 99 Указа, либо нарушен порядок предоставления указанных документов.

Кроме того, оператор ЭП направляет участнику уведомление о размещении или отказе в течение одного часа с момента принятия решения. Если участник контракта исправит эти нарушения, то он имеет право повторно подать документы и пройти проверку.

Ответственность за недостоверность сведений и документов, подлежащих проверке оператором электронной площадки для включения в реестр участников закупки, несет участник закупки.

Проверяется не только оператор электронной площадки на соответствие участников договора дополнительным требованиям, но и комиссия клиента за выполнение договора, когда оператор ЭП выгружает документы непосредственно клиенту.

Инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок

Дополнительные требования к участникам государственных закупок:

  • финансовые ресурсы;
  • наличие оборудования и других матресурсов;
  • опыт работы и деловая репутация;
  • наличие в штате специалистов и других работников определенного уровня квалификации.

Но они появляются не при каждой покупке и не у всех продавцов.

Когда предъявляют дополнительные условия

В части 2 ст. 31 установлено, что при проведении конкурса, электронного аукциона заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам договора в случае, если:

  1. Они проводят электронные конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсные процедуры или аукционный метод определения поставщика. Правило работает и для закрытых процедур в электронном формате.
  2. Объект договора носит характер технической сложности, инновационной, наукоемкой или специализированной. Полный перечень указанных работ и услуг закреплен в Приложениях № 1 и 2 Постановления № 99.

В этой же статье указано, кто вправе устанавливать дополнительные требования к участникам контракта – государство. Наряду с дополнительными условиями выделяют и общие, о них подробнее в статье «Какие требования к потенциальным поставщикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ».

В цифре 1 Постановления № 99 от 04.02.2015 указано, какой порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не устанавливает дополнительных требований к поставщикам: открытый конкурс, запрос цен, запрос предложений и закупки у единственного поставщика.

Какие требования предъявляют

В зависимости от объекта договора устанавливаются следующие дополнительные требования по 44 ФЗ согласно Постановлению № 99 от 04.02.2015:

  1. Финансовые возможности для выполнения обязательств по госконтракту.
  2. Свойство, необходимое для работы. Например, недвижимость, оборудование, технические средства. Он должен находиться в собственности подрядчика или на ином законном основании, например, по договору аренды.
  3. Опыт работы аналогично объекту договора по 44-ФЗ.
  4. Деловая репутация.
  5. Определенное количество квалифицированных специалистов.

В рамках ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ к подрядчикам в конкурсах на оказание аудиторско-консультационных услуг ожидаются дополнительные требования. Правительство имеет такие полномочия, но Кабинет Министров этого не сделал.

Как установить

В части 5 ст. 31 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам заключения контракта в случаях, когда наименования товаров, работ, услуг приложений согласно Декрету № 99 совпадают с приобретаемыми. В этом случае включите дополнительные требования в уведомление о контракте и документацию.

Когда вы создаете уведомление в EIS, установите флажок рядом с установленными вами требованиями и заполните текстовые поля под каждым из них. Содержание пунктов части 2 ст. 31 44-ФЗ и приложений № 1 или 2 к ПП № 99. Аналогичным образом эти условия отражаются в документации. Указывает, что поставщик обязан приложить к запросу документы, подтверждающие его соответствие дополнительным условиям. Например, такие документы:

  • копии государственных контрактов, контрактов и трудовых книжек, которые принимаются, если они доказывают опыт работы;
  • выписки из реестров, копии договоров аренды, передаточные акты и другие документы, подтверждающие наличие права собственности у провайдера;
  • копии трудовых книжек, дипломов специалистов, привлекаемых к выполнению обязательств по госконтракту.

Это не относится к участникам электронного аукциона, они не включены в заявку. В части 12 ст. 24.2 44-ФЗ установлено, что участники направляют указанные документы (их копии) на электронную площадку, которая размещает их перед ней в реестре аккредитованных участников. И тогда сайт перенесет их вместе со вторыми частями приложений. Это указано в ч. 8.2 ст. 66 44-ФЗ. Точный перечень документов и соответствующие им требования указаны в Постановлении № 99.

Как проверить

В пункте 3 пункта 4 ст. 54.7, п. 2, ч. 6 ст. 68 44-ФЗ указано, кто проверяет подтверждающие документы участников на наличие дополнительных требований и принимает решение о допуске или не допуске — конкурсная, аукционная или единая приемочная комиссия. Эти выводы фиксируются в протоколе рассмотрения вторых частей заявлений. Ниже приведен пример отказа за несоответствие дополнительным требованиям.

Отклонение второй части заявления

Как подтверждают соответствие доптребованиям: инструкция для поставщика

Подтверждение соответствия дополнительным требованиям к участникам в соответствии с 44 Федеральными законами применяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 только при выполнении следующих процедур:

  • электронный конкурс с ограниченным участием (даже закрытый);
  • электронный конкурс в два этапа (в том числе закрытый);
  • электронный аукцион.

С 30 сентября 2019 года Постановлением Правительства № 1202 от 14 сентября 2019 года регламентируется взаимодействие поставщика и электронной площадки при подтверждении ею соответствия дополнительным требованиям к участникам аукциона, конкурсным процедурам электроники. На примере электронной площадки Сбербанк-АСТ мы подготовили пошаговую инструкцию, как подтвердить соответствие этим требованиям.

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в ЕИС. Впоследствии вы сразу получите аккредитацию на электронной площадке в рамках ст. 24.2 44-ФЗ. Если этого не сделать, невозможно будет участвовать в торгах с дополнительными требованиями к участникам аукциона в соответствии с 44 ФЗ.

Шаг 2. Войдите в личный кабинет на сайте. По состоянию на 01.07.2019 там сделана вкладка «Документы соответствия участника».

Шаг 3. Нажмите «Отправить/Изменить». Ищите эту кнопку рядом с товарами, работами, услугами, соответствие которым вы подтверждаете.

Шаг 4 – Добавьте копии и отправьте на рассмотрение. Они будут оцениваться отдельно для каждого ГРУ. После того, как вы успешно загрузили и отправили документы и информацию, заявка получит статус «В рассмотрении». Срок оценки составляет 5 рабочих дней.

Шаг 5. Работа над ошибками (при необходимости). Ошибки не могут быть исправлены до того, как оператор проверит документы. Только после отклонения запроса они исправляются и отправляются обратно на оценку. Документы будут рассмотрены в течение 5 рабочих дней.


Шаг 6. Щелкните значок, чтобы просмотреть историю отправки документов, изменения документов и статус заявки.

Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

Если участник работает в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то есть отличия от 44-ФЗ в том, какие требования устанавливаются к участнику подряда и как они регулируются.

Также отличия заключаются в том, что согласно Закону о контрактной системе участником договора может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, а согласно 223-ФЗ — различные юридические лица, физические лица или индивидуальные предприниматели, действующие на стороне участника (так называемые коллективные участники) могут быть участниками приобретения).

Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

При этом сам Закон 223-ФЗ декларирует принцип отсутствия ограничений допуска к участию в закупках путем установления неизмеримых требований к участникам закупок.

Непосредственно в Законе 223-ФЗ установлено единое требование к участникам договора, которое заказчик не обязан, но вправе указать. Это требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с 223-ФЗ, и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о системе закупок.

Иные требования к участникам закупки заказчик в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ определяет самостоятельно в документации о государственных закупках, в частности, в Положении о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам требования, не указанные в документации.

Таким образом, заказчики, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, вправе устанавливать собственные требования к участнику закупки.

При этом существует устоявшаяся административная практика относительно того, какие требования Федеральная антимонопольная служба считает незаконными: это:

  • право проверки достоверности сведений и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок;
  • требование об отсутствии у участника задолженности по налогам, сборам, задолженности по иным платежам в бюджеты и бюджеты Российской Федерации;
  • требование предоставления сведений об их собственниках, в том числе бенефициарных, с приложением подтверждающих документов;
  • различные условия предоставления банковской гарантии;
  • ограничение участия в процедуре закупки лиц, аффилированных с другими участниками закупки.

Антимонопольная служба считает незаконным требование о предоставлении на этапе рассмотрения заявок документов, подтверждающих соответствие товара, которым участник процедуры закупки не может обладать без приобретения соответствующего товара (сертификат качества, инструкция по эксплуатации и т.п).

Также считается незаконным требование установления в заявлении перечня документов на субподрядчиков и порядка их участия.

Это лишь административная практика, перечень требований в самом законе не установлен.

Обращаем ваше внимание, что с 1 апреля 2021 года при осуществлении закупок по Закону 223-ФЗ, которые осуществляются только для субъектов малого и среднего предпринимательства, заявители к заявке должны предоставить Декларацию о соответствии требованиям к участникам заключения договоров, что закреплены в 223-ФЗ и по своему содержанию аналогичны предусмотренным статьей 31 Закона о договорном режиме.

Оцените статью
Блог про госзаказы