Статья 95 44-ФЗ: расторжение контакта и изменение его существенных условий

Содержание
  1. Когда договор прекращается по соглашению сторон
  2. Основание для расторжения контракта по 44-ФЗ
  3. В каких ситуациях можно расторгнуть договор по согласию сторон
  4. Ситуации, когда нельзя расторгнуть контракт по обоюдному решению
  5. Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?
  6. Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ: причины и условия
  7. Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?
  8. Сроки расторжения контракта по соглашению сторон
  9. Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ
  10. А как же поставщик?
  11. Виды отказа от исполнения обязательств по контракту
  12. Поставщик отказался от исполнения контракта. Будут ли внесены сведения о таком поставщике в РНП?
  13. Взыскание упущенной выгоды в связи с незаконным отказом заказчика от контракта
  14. Отказ от приемки, расторжение контракта без надлежащих на то оснований
  15. Неправомерное расторжение контракта и возмещение расходов на юридическую помощь
  16. Решение о расторжении контракта при отсутствии подтверждения ненадлежащего исполнения
  17. Решение о расторжении контракта при соблюдении исполнителем п. 14 ст. 95 44-ФЗ
  18. Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без объективных причин
  19. Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года
  20. Что изменится в 2022 году
  21. Что относится к существенным условиям
  22. Как изменить существенные условия
  23. Как изменить госконтракты на строительные работы
  24. Как изменить ставку НДС в контракте
  25. Как изменить предмет контракта
  26. Как уменьшить цену контракта: основания и порядок
  27. Как снизить стоимость контракта в электронном запросе котировок
  28. Как уменьшить количество товара по методике
  29. Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта
  30. Несущественные условия контракта по 44-ФЗ
  31. Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ на этапе заключения и исполнения
  32. Образец дополнительного соглашения к контракту
  33. Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:
  34. Примеры из судебной практики

Когда договор прекращается по соглашению сторон

Глава 8 Ст. 95 44-ФЗ допускает три вида причин расторжения договора:

  • суждение;
  • односторонний отказ от исполнения;
  • соглашение сторон.

Расторжение договора по взаимному согласию сторон означает прекращение его исполнения без взаимных претензий.

Если в ходе исполнения госконтракта условия изменились и выполнять его невыгодно, то заказчик или поставщик могут предложить друг другу расторгнуть договор полюбовно. Соглашаться или нет, решает сторона, которой было предложено расторгнуть договор.

Сущность процесса расторжения и его последствия определяются главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основание для расторжения контракта по 44-ФЗ

44-ФЗ не устанавливает перечень конкретных случаев, когда необходимо прекратить исполнение государственного контракта коллегиальным решением. Следовательно, договор может быть расторгнут по соглашению сторон и если такой случай не противоречит закону.

В каких ситуациях можно расторгнуть договор по согласию сторон

Победитель закупки не может выполнить договор по независящим от него причинам:

  • завод больше не производит желаемый продукт;
  • срок поставки товара закончился и госзаказчик не отобрал все товары по спецификации и т.д.

Компания «Глобус» выиграла аукцион и заключила договор на поставку сахара на сумму 30 894,25 рубля. Срок поставки товара закончился и госзаказчик выбрал не весь товар. Стороны решили полюбовно расторгнуть договор без претензий. Заказчик заплатил за тот объем продукции, который он фактически получил от поставщика.

Клиент больше не нуждается в продукте или услуге

В этом случае подрядчик не имеет никаких прав по отношению к заказчику.

Например, закончился отопительный сезон, но заказчик не израсходовал запланированное количество тепла.

Островский психоневрологический интернат приобрел коммунальные услуги у единственного поставщика МУП «Тепловик» на сумму 761 510,00 руб. После окончания отопительного сезона клиент не использовал весь объем продукции, указанный в договоре. Стороны приняли решение расторгнуть договор. Госзаказчик заплатил поставщику за количество израсходованного им тепла.

Другой пример — когда госзаказчику уже не нужен весь товар.

Клиент провел электронный аукцион на поставку овощей, фруктов и зелени по гособоронзаказу на сумму 772 618,29 руб. Победитель аукциона, компания «Стройпродцентр», должна была поставить товар по заявке заказчика. Государственный орган так и не отправил заявку на поставку в связи с непригодностью продукции. Стороны мирно договорились и расторгли договор.

Поставщику препятствуют выполнение государственного контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы: стихийными бедствиями, войнами, забастовками, эпидемиями и другими.

Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала пандемию коронавирусной инфекции (COVID-19) обстоятельствами непреодолимой силы и отметила, что ФАС обязана учитывать это при рассмотрении жалоб в сфере закупок, дел об административных правонарушениях и принятии решений по включение в реестр недобросовестных провайдеров (RNP).

Стороны имеют возможность увеличить сроки поставки товаров и услуг без штрафных санкций и уменьшить сумму госконтракта, если пандемия помешает его исполнению.

Детский сад №113 провел аукцион на поставку хлеба. Договор заключен с ООО «Череповецкий хлебозавод» на сумму 90 833,90 руб. Количество товара, указанное в госконтракте, было уменьшено из-за пандемии. Стороны расторгли договор по соглашению сторон и согласовали окончательную договорную цену на поставленный товар.

Ситуации, когда нельзя расторгнуть контракт по обоюдному решению

Подрядчик нарушил существенные условия

Если поставщик не может выполнить условия договора или нарушил сроки поставки, а заказчик заинтересован в товаре или услуге, то договориться о обоюдном решении не удастся.

Заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть договор и заключить договор с второстепенным участником с его согласия (п. 17.1 ст. 95 44-ФЗ) или совершить новую закупку (п. 17 ст. 95 44-ФЗ). Провайдер, с которым был расторгнут договор, включается в RNP.

На электронном аукционе по зимнему содержанию территории победила компания «Производственно-коммерческая фирма «ИНТЕГРАЦИЯ». Она должна была оказать услуги по уборке территории по требованию заказчика. Компания ненадлежащим образом исполняла свои обязанности, нарушала условия госконтракта Поставщик на претензии не реагировал, замечания не устранял Госзаказчик расторг контракт по собственной инициативе Компания включена в РНП

Поставщик не соблюдает требования закупочной документации

Заказчик в одностороннем порядке расторгнет договор, если обнаружит, что победитель указал в заявке недостоверные сведения о себе или товаре и не соответствует требованиям к участникам договора ст. 31 44-ЗФ. Например, если вы узнаете, что провайдер приостановлен, вы станете банкротом или у вас будет налоговая задолженность.

Поставщик в заявке на участие в тендере указал информацию о товаре, который будет использоваться при выполнении работ. Информация в заявке соответствовала техническому заданию. Участник предложил самую низкую цену и выиграл покупку. Выполняя договор, вы использовали товар с другими характеристиками. Клиент внимательно рассмотрел использованные материалы, которые не соответствовали заявке. Следовательно, договор расторгнут, провайдер находится в РНП.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность расторжения договора в одностороннем порядке, поставщик также вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ).). При расторжении договора в связи с односторонним отказом от исполнения договора другая сторона вправе требовать возмещения только фактически причиненного ущерба (ч. 23 ст. 95 44-ФЗ).

Вопрос: Если подрядчик выполнил работу в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания бланков КС и оплаты, сможет ли заказчик отказаться от договора и не оплатить выполненную работу?

Ответ: Нет, по закону такая ситуация невозможна. Клиент не может расторгнуть договор без уважительной причины и не может не оплатить выполненную работу, даже если договор расторгнут.

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», а существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое наносит такой ущерб другой стороне, что она в значительной степени лишается того, на что он имел право рассчитывать при заключении договора» (ч. 2 ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте договора.
  2. В договоре обязательно должны быть указаны условия ответственности заказчика и поставщика за нарушение или ненадлежащее исполнение договора (ч. 4 ст. 34 44-ФЗ). Пени и штрафы за несоблюдение сроков оплаты также должны быть указаны в договоре (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик может потребовать возмещения убытков.

Вопрос: И все-таки при заключении и расторжении договора надо руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не ГК РФ?

Ответ: Закон № 44-ФЗ устанавливает, что расторжение договора возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Это означает, что если какие-то условия и обязанности при расторжении договора не прописаны в законе о закупках, то применяются Гражданский кодекс и другие федеральные законы в части, не противоречащей Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие эти отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Если будут обнаружены нарушения со стороны провайдера, то заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор (ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ).

В течение трех рабочих дней, следующих за датой принятия решения о расторжении договора в одностороннем порядке, заказчик вносит его в ОВОС и направляет поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении.

С 1 января 2022 года нет необходимости отдельно уведомлять провайдера – уведомление направляется автоматически с использованием единой информационной системы (ч. 12.1 ст. 95 44-ФЗ). При этом решение об одностороннем отказе от исполнения договора не позднее одного часа с момента его размещения в ОЭП автоматически направляется поставщику, а дата получения поставщиком решения об одностороннем отказе для исполнения контракта является дата размещения в ОВОС по часовому поясу, в котором находится поставщик.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора вступает в силу, а договор считается расторгнутым по истечении десяти дней со дня уведомления заказчиком в установленном порядке поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора (ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).

Если в течение этих десяти дней поставщику, подрядчику или исполнителю удастся устранить допущенные нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения договора (ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).

Будь осторожен! Провайдер имеет право на одну ошибку. Клиент не будет отзывать свое решение в случае повторения.

В случае вступления в силу решения заказчика об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке заказчик подает обращение о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 44-ФЗ).

Сроки расторжения контракта по соглашению сторон

Для юридического закрепления факта расторжения договора заказчик и поставщик составляют дополнительное соглашение. Договор считается заключенным с момента подписания сторонами договора, если иное не указано в документе.

Например, дополнительное соглашение было подписано 20 июня 2020 года, и в нем было указано, что обязательства сторон заканчиваются 1 июля 2020 года. Срок действия договора истекает 1 июля 2020 года. Если стороны не указали дату, указанную в соглашения, то контакт перестанет действовать 20 июня 2020 года.

Порядок расторжения контракта по 44-ФЗ

Закон не устанавливает порядок расторжения договора. Поэтому необходимо соблюдать общие правила Гражданского кодекса.

1 уровень. Подготовить и подписать дополнительное соглашение.

Документ составляется одной из сторон и направляется другой стороне на подпись. Соглашение содержит следующую информацию:

  • реквизиты и контакты сторон;
  • причина расторжения договора;
  • объем поставленных товаров, оказанных услуг или выполненных работ и сумма, которую заказчик уже заплатил или обещает заплатить;
  • условия возврата гарантии и аванса, если таких данных нет в договоре;
  • отсутствие претензий друг к другу;
  • сроки погашения обязательств.

Проверить наличие в тексте договора пункта, устанавливающего, что обязательства сторон погашены. При отсутствии такого пункта клиент может взыскать штраф за нарушение условий договора в любое время до истечения срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Если такой пункт прописан, то клиент может начислить неустойку только до расторжения договора.

Если у вас есть претензии к клиенту, а он обоюдно просит расторгнуть договор, требуйте от него уплаты неустоек и штрафов. Это право предоставлено п. 5 ст. 34 44-ФЗ. После того, как клиент возместит ущерб, пожалуйста, подпишите соглашение.

2 этап. Внесение сведений в реестр договоров.

При подписании сторонами договора клиент должен в течение 5 рабочих дней направить информацию и документы в Федеральное казначейство. Такая обязанность клиента установлена ​​постановлением правительства №1084.

Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней рассматривает информацию и документы, формирует запись в реестре и размещает ее в Единой информационной системе (ЕИС).

В реестре договоров должны появиться сведения о дате расторжения договора, причинах расторжения и реквизитах оформленного документа.

А как же поставщик?

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора, если такая возможность предусмотрена договором, а его права нарушены. Порядок направления уведомления заказчику о решении о расторжении договора аналогичен порядку направления такого решения заказчиком поставщику, описанному выше. Если заказчик не устранил нарушения в течение десяти дней, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ).

Причины расторжения договора должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принять товар или оплатить выполненную работу;
  • обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению договора.

Вы также можете расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств. Но, согласно формулировке ГК РФ, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор был бы ими вообще не заключен или был бы заключен на существенно иных условиях» (статья 451 ГК РФ).

Как и заказчик, поставщик может требовать возмещения убытков на условиях, указанных в ч. 23 ст. 95 44-ФЗ, например, расходы на получение банковской гарантии в обеспечение договора, гарантийных обязательств, на приобретение или производство товаров, страхование, доставку и др.

Подробнее об особенностях процедуры расторжения договора в одностороннем порядке, а также о том, какие действия в этом случае должны предпринять клиент и исполнители, смотрите в вебинаре Контур.Школа «Одностороннее расторжение договора: содержание и особенности процедуры».

Виды отказа от исполнения обязательств по контракту

Покупатель и выбранный подрядчик должны соблюдать условия соглашения. Однако не всегда удается выполнить запланированную работу из-за нарушений в процессе. Так же часто обвиняемая сторона не согласна с позицией оппонента. Конечно, в этом случае можно подать жалобу в суд, но разбирательство займет значительное время, что может быть невыгодно для потерпевшего. Это означает, что оба участника должны понимать, как выйти из такой ситуации, когда по закону можно прибегнуть к одностороннему отказу от исполнения договора в соответствии с нормами 44-ФЗ.

Статья 95-ФЗ о государственных закупках устанавливает следующие варианты расторжения договора:

  • по решению суда;
  • по соглашению сторон;
  • по решению одного из участников.

Поставщик отказался от исполнения контракта. Будут ли внесены сведения о таком поставщике в РНП?

В УФАС России поступил запрос от клиента на внесение сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков. Клиент в одностороннем порядке отказался от исполнения заключенного по результатам электронного аукциона договора на ремонт облицовки подъезда. Согласно позиции заказчика, работы, предусмотренные пунктом 1.1 договора, в установленный срок подрядчик не выполнил.

Вместе с тем, 05.11.2020 подрядчик направил заказчику письмо с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с существенным нарушением заказчиком условий договора. В нарушение ст. 716 ГК РФ заказчик не принял меры по ликвидации обнаруженных подрядчиком работ, не учтенных в технической документации. В связи с этим возникла необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости работ. Поэтому фактический объем работ частично не соответствует объемам, отраженным в смете, опубликованной в составе конкурсной документации.

Клиент оставил это письмо без ответа и остался доволен, а в свою очередь решил в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и обратился в УФАС с просьбой включить сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с пунктом 12.3 договора его расторжение в связи с односторонним отказом сторон от исполнения договора осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 95 Закона № 44-ФЗ, поскольку в течение срока, установленного предыдущими нормами настоящей статьи, нарушение условий договора, послужившее основанием для принятия подрядчиком решения об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке, является не был удален клиентом. Это решение вступило в силу 16 ноября 2021 года, и договор был расторгнут. Следовательно, момент вступления в силу отказа подрядчика от исполнения договора наступил до вступления в силу указанного отказа заказчика.

Согласно части 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках договора, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказ заказчика от исполнения договора в связи с существенным нарушением условий договора поставщиками.

На момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора обязательства сторон по нему были прекращены, а договор расторгнут в связи со вступлением в силу решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракт.

При таких обстоятельствах нет оснований рассматривать вопрос о включении сведений в отношении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (постановление Тульского УФАС России от 26.07.2021 по делу № 071/06 /104-622/2021).

Взыскание упущенной выгоды в связи с незаконным отказом заказчика от контракта

Подрядчик обратился в суд с исковым заявлением к заказчику о взыскании пени за несвоевременное исполнение обязательства по оплате выполненных работ в размере 848 тыс. 132 руб. 25 крон за период с 28.07.2017 по 22.06.2020, а также упущенную выгоду в части работ, не выполненных по вине клиента, в размере 2 млн 568 тыс руб. (с учетом разъяснений, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Иск о взыскании упущенной выгоды предъявлен не заказчиком, а исполнителем по договору в связи с неправомерным отказом от договора заказчиком.

Письмом от 14.07.2017 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора в связи с невозможностью исполнителя выполнить работу в срок. На основании обращения заказчика УФАС провело проверку, подрядчик был признан добросовестным и адекватным исполнителем своих обязательств по договору.

При этом в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В обоснование иска о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 2 млн 568 тыс рублей истец ссылается на наступившие для общества негативные последствия в виде неполучения ожидаемой прибыли по итогам договора, если он продолжал выполнять работу. В то же время согласно ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении договора в связи с односторонним отказом контрагента от исполнения договора другая сторона договора вправе требовать возмещения только фактически причиненного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора.

Поэтому из буквального толкования данной нормы права следует, что сторона договора (даже в случае одностороннего отказа от его исполнения) не вправе требовать возмещения упущенной выгоды, т.е получил бы при нормальных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исходя из смысла указанной нормы права и принимая во внимание, что в государственном/муниципальном контракте установлена ​​ограниченная ответственность сторон по защите прав, нарушенных в сфере контрактации товаров , работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, пришел к выводу, что взыскать упущенную выгоду с клиента некуда.

Суд апелляционной инстанции, не изменив решения суда, согласился с выводами суда первой инстанции, признал их правильными, исходя из имеющихся в деле доказательств и требований закона. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Поэтому вывод судов о том, что сторона договора, исходя из норм Специального закона № 44-ФЗ, регулирующего спорные правоотношения, не вправе требовать возмещения упущенной выгоды, имея в виду определение понятия «убытки», содержащееся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, то есть утрата доходов, которые это лицо получило бы при нормальных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Кроме того, суды учли, что в пользу подрядчика удовлетворены требования последнего о взыскании стоимости фактически выполненных работ в размере 3 млн 285 тыс руб., штрафа в размере 146 тыс руб. он также был взыскан за отказ заказчика оказать помощь подрядчику. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.03.2021 № Ф03-853/2021 в деле № А51-25575/2019.)

Отказ от приемки, расторжение контракта без надлежащих на то оснований

По договору поставщик обязывался поставить заказчику расходные материалы для копировальной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет-фактура, накладная, товарно-транспортная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

В соответствии с п.3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перезарядке, и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и наименование производителя, модель устройства, в котором поставляется товар.

Согласно п.9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть до 04.11.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар был предложен к приемке 10.04.2014, в это время поставщику было отказано в связи с недопоставкой товара, неверным указанием количества товара в товаросопроводительных документах, неверным указанием наименования поставляемого товара, отсутствие серийных номеров товара и сведений в передаточных актах о дате изготовления товара.

Впоследствии поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплатить неустойку за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг договор, сославшись на неправильное оформление документов. Часть 1 Ст. 520 ГК РФ гласит: если поставщик не поставил в установленный срок количество товара, предусмотренное договором поставки, покупатель вправе требовать поставки необходимого количества товара.

Нормы ГК РФ и положения договора в случае недостаточности поставки не дают покупателю права отказаться от принятия товара.

Суд справедливо отметил, что в рамках приемки товара заказчиком нарушений поставщиком требований к качеству товара не установлено, что в дальнейшем свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание сведений о товаре в товаросопроводительных документах также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям договора, и тем более основанием для одностороннего расторжения договора.

Иски о взыскании санкции были удовлетворены частично, так как поставщик нарушил сроки поставки товара покупателю, однако взысканная санкция была уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, часть поставки была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным расторжения договора в одностороннем порядке удовлетворены (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 в деле № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, так как клиент расторг договор по основанию, не предусмотренному ни законом, ни договором.

Аналогичная позиция установлена ​​в Постановлении Федеральной антимонопольной службы Приволжского округа от 14.04.2016 по делу № А12-38028/2015 при принятии заказчиком решения об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке. Договор не предусматривает права заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, а лишь дает ему право инициировать расторжение договора. Что касается процедуры урегулирования договора, то условия договора относятся к действующему законодательству. Порядок расторжения договора предусмотрен ст. 450 ГК РФ, согласно которой договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора другой стороной.

Поскольку стороны не пришли к взаимному соглашению о расторжении договора, односторонний отказ заказчика от исполнения договора противоречит требованиям ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Неправомерное расторжение контракта и возмещение расходов на юридическую помощь

Клиент в одностороннем порядке принял решение о расторжении договора и направил информацию о поставщике в УФАС для включения в ВВП. Контролеры решили не делать этого, поскольку не было никаких доказательств существенного нарушения контракта. Односторонний отказ незаконен.

Для защиты интересов в антимонопольном органе поставщик нанял представителя. Поскольку оснований для одностороннего отказа обнаружено не было, провайдер понес необоснованные судебные издержки. Он потребовал, чтобы клиент возместил их. Он не заплатил. Суды поддержали поставщика, но частично удовлетворили требование, снизив размер затрат. Принимая решение об уменьшении суммы, суды учитывали рекомендации областного совета коллегии адвокатов об оплате идентичных услуг. (Постановление Арбитражного суда Приволжского округа от 11.10.2021 по делу № А12-3814/2021.)

Решение о расторжении контракта при отсутствии подтверждения ненадлежащего исполнения

Заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора на оказание услуг по содержанию дорожного хозяйства города. Подрядчик обратился в суд.

Рассмотрев доводы ответчика о нарушении истцом договорных обязательств, суд постановил следующее. В соответствии с пунктом 5.1 договора ответчиком были составлены протоколы осмотра объектов дорожного хозяйства (т. 1 л.д. 51-80, 83-112). На основании указанных актов от ноября декабря 2019 года, руководствуясь пунктом 6.3 договора, ответчик обратился к истцу с требованиями (требованиями) об уплате пени № 1361 от 29 ноября 2019 года, № 1447 от 13 декабря 2019 года (т. 1, д. 121-124).

В то же время все доказательства, представленные компанией в материалах дела, позволили суду сделать вывод о том, что услуги, соответствующие договору, были фактически оказаны истцом в спорный период. Акт приема-передачи услуг от 30.11.2019 подписан ответчиком без возражений, ответчик частично отказался от оплаты услуг по акту приема-передачи оказанных услуг от 27.12.2019.

Следовательно, недостатки услуг, установленные сторонами в актах осмотра объектов дорожного хозяйства (т. 1, л.д. 51–80, 83–112), должны быть учтены сторонами при оформлении результатов оказания услуг, предусмотренных актами приемки оказанных услуг в соответствии с пунктом 5.6 договора.

В актах приемки оказанных услуг за ноябрь и декабрь 2019 года сторонами не указаны недостатки услуг, отраженные в актах осмотра объектов дорожного хозяйства.

Таким образом, при наличии актов приемки оказанных услуг, подписанных ответчиком без должных возражений, недостатки выполненных работ, подтвержденные актами осмотра дорожного хозяйства, не являются основанием для одностороннего отказа от исполнения договора. Принимая во внимание отсутствие существенных нарушений условий договора со стороны подрядчика, суд посчитал, что решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора было принято ответчиком при отсутствии предусмотренных законом оснований.

На основании изложенного суд признал доводы истца законными и обоснованными, возражения ответчика необоснованными и опровергнутыми протоколами, а исковые требования — удовлетворенными. (Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского — Югорского автономного округа от 20.11.2020 по делу № А75-1289/2020).

Решение о расторжении контракта при соблюдении исполнителем п. 14 ст. 95 44-ФЗ

Клиент в одностороннем порядке принял решение об отказе от исполнения договора питьевого водоснабжения. Подрядчик обратился в суд.

По результатам независимой экспертизы товар, поставляемый подрядчиком, не соответствует требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору. На основании данных экспертных заключений ответчик направил истцу уведомление от 01.08.2019 об одностороннем расторжении договора на основании п. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и п. 8.7 договора.

Уведомление о расторжении договора опубликовано 01.08.2019 на сайте zakupki.gov.ru с указанием даты его расторжения: 19.08.2019. Уведомление о расторжении договора истец получил 02.08.2019.

Истец направил ответчику письмо от 08.08.2019 о замене ненадлежащей партии поставленной воды на новую поставку партии питьевой воды по коносаменту от 08.08.2019, а также заявил о своей готовности возместить все расходы на экспертизу.

Однако ответчик отказался принять новую партию товара взамен некачественного, о чем сообщил истцу в письме от 12.08.2019.

В свою очередь УФАС указало, что посредством письма от 12.08.2019 клиент не разрешил поставщику устранить недостатки, указанные в решении о расторжении договора, поскольку на момент направления указанного письма решение Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, не вступившего в силу. В протоколе ответчик не представил доказательств того, что товар, предложенный истцом взамен ненадлежащего качества, имел какой-либо недостаток. Следовательно, отказ покупателя принять этот товар является незаконным.

Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их Соблюдение», когда сторона реализует право в одностороннем порядке изменить условия обязательства или в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, она должна действовать разумно и добросовестно, с учетом прав и законных интересов другой стороны (п. 3 ст. 307 , п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может привести к полному или частичному отказу в судебной защите указанного права,в том числе признание одностороннего изменения условий обязательства ничтожным или одностороннего отказа от его исполнения (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ).

При таких обстоятельствах требования подлежат удовлетворению.

Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без объективных причин

Закон 44-ФЗ не детализирует конкретные нарушения, дающие право заказчику на отказ от договора. В данном законодательном акте указано, что возможность таких действий должна быть изначально прописана в тексте договора.

Основания для расторжения сделки установлены ГК РФ, положения которого дают покупателю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по 44-ФЗ, при этом ему не нужно объяснять свои действия. Статья 717 ГК РФ предусматривает, что клиент может расторгнуть договор в любое время до сдачи результата. Но в этом случае вам придется оплатить подрядчику часть цены согласно объему выполненных работ. Точно так же инициатор решения должен перечислить второй стороне сумму, равную убыткам, полученным от досрочного расторжения договора.

Закон 44-ФЗ предполагает, что основания для таких действий определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а значит, недобросовестные клиенты имеют возможность отказаться от услуг подрядчика без существенных причин. Следует понимать, что мнения о праве покупателя на отказ от договора, согласно нормам статьи 717 ГК РФ, различаются.

Следует отметить, что односторонний отказ является достаточно быстрым способом расторжения договора. С его помощью обе стороны имеют возможность защитить свои интересы в случае нарушения условий, установленных в тексте соглашения. Не менее важно и то, что пострадавший участник имеет право на возмещение ущерба. Но не стоит прибегать к такой форме расторжения договора без уважительной причины, так как суд может легко определить, что вы пытаетесь уклониться от условий договора и что ваши действия незаконны.

Можно ли изменять существенные условия госконтракта: изменения с 2022 года

Можно ли изменить существенные условия договора по 44-ФЗ? Да, в строго ограниченных случаях. Есть положения, которые без проблем меняются и улучшаются, а есть требования, редактировать которые категорически запрещено. С 2022 года появятся новые причины, а существующие причины перестанут быть действительными.

Что изменится в 2022 году

С 01.01.2022 вступают в силу изменения в Закон о контрактной системе, которые установлены 360-ФЗ от 02.07.2021. Изменения коснулись и правил работы с изменениями существенных условий.

Со следующего года право на снижение цены договора без изменения объема по п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о договорном режиме не будет действовать. При этом существенные условия договора будут изменены, даже если такое право не указано в документации и договоре.

Добавляем право на изменение объема и вида работ: стороны получат возможность однократно изменить срок договоров жизненного цикла и госконтрактов на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

ВАЖНО!, а менять стоимость придется только в пределах скорректированного LBO.

Дополнен перечень причин, когда право на изменение существенных условий договора:

  1. При заключении государственного договора жизненного цикла со строительством и капитальным ремонтом и договора на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. При условии, что сметная стоимость по результатам государственных испытаний превышает цену государственного контракта. Допускается корректировка цены государственного контракта в пределах 30 %.
  2. Будет предоставлено право изменять срок исполнения отдельного этапа государственного контракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
  3. При заключении государственного контракта на срок не менее одного года с предметом приобретения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Цена сделки равна или превышает установленный государством потолок. А изменение необходимо в силу независящих от сторон обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств. Для изменения госконтракта потребуется обосновать принятое решение. Допускается корректировка объема и цены в пределах 30 %.

ВАЖНО Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установлено правило, что если сметная стоимость по результатам государственной экспертизы меньше цены госконтракта, то заказчик должен будет снизить цену до расчетной.

А с 01.07.2023 стороны начнут заключать соглашение о модификации госконтракта по результатам электронных процедур в ОВОС, за исключением случаев, когда запрещается публиковать информацию в ОВОС.

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в государственный контракт в силу прямого указания закона.

В части 1 ст. 432 ГК РФ установлено, что договор не заключается при отсутствии соглашения о предмете сделки и условиях, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия относительно которого по требованию одной из сторон заключено соглашение.

В искусстве. 34 Закона о контрактном режиме установлено, что государственный контракт должен содержать следующие условия:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок клиентов на закупки с неопределенным объемом;
  • цена;
  • окончательная цена каждого этапа;
  • ответственность покупателя и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товаров, работ, услуг;
  • порядок и срок приемки ТРУ и акт об указанной приемке ТРУ;
  • уменьшение суммы к уплате на сумму обязательных платежей (в том числе налогов, сборов), связанных с оплатой по договору, если они уплачиваются заказчиком в бюджеты бюджетной системы;
  • обеспечить соблюдение обязательств и сроков возврата внесенной денежной суммы, в том числе ее части;
  • порядок и срок предоставления поручителем гарантий по гарантийным обязательствам (в случае установления требования об их предоставлении);
  • предоставление новой гарантии исполнения обязательств в случае отзыва лицензии у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств.

В 2021 году заказчики, получающие деньги из федерального бюджета, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 385-ФЗ, должны включать в договор условие о казначейском обеспечении за счет конкретных средств, а в отдельных случаях о поручительствах казначейских обязательств.

В помощь клиентам разрабатывают готовые формы госконтрактов, в которых фиксируются все существенные условия. Это позволяет избежать ошибок. Правила использования указанных форм утверждены Постановлением Правительства № 606 от 92.07.2014. В пункте 7 этого ПП указано, можно ли вносить изменения в типовой договор по 44-ФЗ – нет, заказчики только выбирают от одного до нескольких значений из списка для заполнения переменной части. Постоянная часть типовых договоров не меняется.

Письмом Минфина № 24-05-06/28316 от 08.04.2020 установлено, что никакие другие данные не могут быть предоставлены, кроме предложенных типовыми формами или типовыми условиями.

ВАЖНО: За изменение типовых условий или включение дополнительных условий, не предусмотренных типовым договором, на сотрудников клиента налагается штраф в размере 3 000 рублей по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Как изменить существенные условия

По общему правилу не допускается изменение существенных условий. Однако в части 1 ст. 95 и п. 54 ст. 112 44-ФЗ фиксирует причины изменения договора по 44-ФЗ — причины, когда эти правила нарушаются. Мы взяли их за столик.

ОсноваУсловияВерховенство права

Цена снижена, объемы по 44-ФЗ не изменены, то есть количество товаров, работ или услуг, качество и другие условия остаются прежними Прописывается в документации и госконтракте или только в контракте, если закупка производится у единственного поставщика Страницы. «а», абз. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ
Увеличение или уменьшение по предложению клиента количества товара, объема работ или услуг. Цена договора по 44-ФЗ изменяется пропорционально после заключения обеими сторонами дополнительного соглашения Предел корректировки цены составляет 10% вверх или вниз.

Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка осуществляется у единственного поставщика.

Изменение госконтракта по 44-ФЗ на этом основании не дает сторонам права дополнять спецификацию новыми положениями или исключать уже утвержденные

Страницы. «б» ч.1 ч.1 ст. 95 44-ФЗ
Условия меняются по мере возникновения обстоятельств, не зависящих от сторон, и невозможности дальнейшего исполнения обязательств Соглашение заключено сроком не менее чем на три года для обеспечения федеральных и региональных нужд.

Цена указанного государственного контракта равна или превышает цену, установленную в пункте 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 для обеспечения:

  • федеральные нужды — 10 млрд руб.;
  • региональные нужды — млрд руб.;
  • местные нужды — 500 млн руб.

На приобретение клинических исследований лекарственных средств для медицинского применения цена договора больше или равна 40 млн рублей.

Внесение изменений в договор по 44-ФЗ осуществляется на основании решения правительства, высшего органа исполнительной власти области или местной администрации соответственно

Стр. 2, 3 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Изменение цен (тарифов) на товары, работы, услуги Эти ставки должны регулироваться законом Страница 5, часть 1, ст. 95 44-ФЗ
Сокращаются лимиты бюджетных обязательств клиента Заказчик и поставщик заключают дополнительное соглашение об изменении договора по 44-ФЗ. Согласовываются новые условия договора, в том числе цена, условия его исполнения и количество товаров, объем работ или услуг, которые в нем указаны.

Изменение спецификации государственного контракта по 44-ФЗ на уменьшение количества товаров, объемов работ или услуг осуществляется на основании Методики, которая утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28 ноября 2013 г

Стр. 6 ч.1 ст. 95 44-ФЗ
Цена договора, заключенного с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами России, меняется Изменение суммы договора по 44-ФЗ в большую или меньшую сторону производится по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением.

Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена в договоре

Стр. 7 ч.1 ст. 95 44-ФЗ
Внесены изменения в госконтракт с единственным поставщиком При закупках у единственного поставщика изменение его существенных условий только в случае его заключения на основании пунктов 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 44-ФЗ Стр. 10 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

ВАЖНО В части 5 ст. 95 44-ФЗ установлено, что при исполнении договора смена поставщика не допускается. Исключение составляет случай, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому государственному контракту в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Как изменить госконтракты на строительные работы

По состоянию на 01.07.2019 в части 1 ст. 95 44-ФЗ введены пункты 8, 9, которыми закрепляется возможность внесения изменений в существенные условия при исполнении договора при изменении объемов или видов строительных работ — да. Собрал все условия для этого действия в таблицу.

Что меняетсяУсловияВерховенство закона

Любые существенные условия государственного контракта В строительной сфере изменение существенных условий договора при его исполнении допускается в следующих случаях:
  • выполнено в течение одного года и более;
  • цена равна или превышает 100 миллионов рублей. Это закреплено в п. 1 (1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
  • работа не выполняется по не зависящим от сторон обстоятельствам;
  • изменение не приведет к увеличению времени доставки или цены более чем на 30 %.

Для изменения условий требуется письменное обоснование решения. Основан на акте правительства, высшего исполнительного органа области или местной администрации

Стр. 8 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
Объем или виды выполняемых работ Предел корректировки цены составляет 10% вверх или вниз. Такая возможность для заказчика изменить условия договора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка осуществляется у единственного поставщика Страницы. «в» ч.1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ
Срок выполнения обязательств Они меняются один раз, новый термин есть не что иное, как первоначальный.

Договор не исполнен по независящим от сторон обстоятельствам или по вине исполнителя. Если виноват подрядчик, то ему сначала придется уплатить неустойку (штрафы, пени) и обеспечить исполнение госконтракта на новый срок. Срок банковской гарантии, предоставляемой как таковой, должен быть не менее чем на один месяц больше измененного срока исполнения государственного контракта. Это указано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ

Стр. 9 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

Как изменить ставку НДС в контракте

С 01.01.2019 ставка НДС увеличена с 18% до 20%, а в Законе о контрактной системе появилось новое основание для изменения существенных условий. Изменение условий проекта договора по 44-ФЗ в связи с корректировкой ставки НДС происходит на основании ч. 54 ст. 112 Закона о договорном режиме.

До 01.10.2019 года по соглашению сторон цена государственного контракта в период его исполнения увеличивается в пределах повышенной ставки НДС при соблюдении следующих условий:

  • договор заключен до 01.01.2019;
  • условиями госконтракта (даже при обосновании НМЦК) не предусмотрена повышенная ставка НДС с 01.01.2019;
  • прием и оплата товаров (работ, услуг) производится после 01.01.2019.

Как изменить предмет контракта

По общему правилу не допускается изменение предмета договора.

За его изменение должностное лицо будет оштрафовано на 20 000 рублей, а юридическое лицо – на 200 000 рублей. А суды признают недействительным дополнительное соглашение с изменением предмета договора.

Но в части 7 ст. 95 44-ФЗ установлено, что остальные товары поставляются по соглашению сторон. Главное, чтобы качественные и технико-функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с объектом договора.

ВАЖНО Цена государственного контракта или цена единицы товара (работы, услуги) в этом случае не может быть изменена.

Стороны не могут использовать это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закреплен нормативными правовыми актами, которые принимаются в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ЗФ.

Вот пример реализации этого правила.

Дополнительное соглашение к договору по 44-ФЗ

Как уменьшить цену контракта: основания и порядок

Основания и порядок снижения или увеличения цены договора по 44-ФЗ по статье 95 были собраны в таблицу.

Когда можно уменьшить Как уменьшить Правило статьи 95 44-ФЗ

Объем остается неизменным и подрядчик готов снизить стоимость. Разработать дополнительное соглашение с указанием сниженной цены государственного контракта.

Если новое значение превышает порог, от которого зависит размер штрафов (например, стало меньше 3 млн рублей), укажите новый размер штрафов в дополнительном соглашении. Это правило детализировано в частях 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.

Страницы. «а» п.1 часть 1
Уменьшается объем и одновременно уменьшается стоимость, то есть производится пропорциональное уменьшение цены договора 44-ФЗ статьи 95. В положениях ст. 95 строго регламентирует, насколько может быть уменьшена сумма контракта по 44-ФЗ – стоимость снижается не более чем на 10 процентов. Уменьшите его, исходя из расчета на единицу. Добавьте новые условия исполнения в дополнительный контракт. Если в результате уменьшения размер обязательства изменится, это также отражается в дополнительном соглашении. Страницы. «б» п.1 часть 1
Правительство, органы исполнительной власти или местная администрация приняли решение о снижении стоимости. Государственные контракты должны соответствовать следующим критериям: заключаться для федеральных нужд или нужд субъекта Российской Федерации со сроком исполнения не менее 3 лет либо для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, а цена равным или превышающим сумму, установленную Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013.

Для госконтрактов, удовлетворяющих федеральные нужды, эта сумма составляет 10 млрд руб., региональных — 1 млрд руб., местных — 500 млн. Исключение составляет федеральный госконтракт, предусматривающий проведение работ по клиническим испытаниям лекарственных средств для медицинского применения. Для такого соглашения была установлена ​​планка в 40 миллионов рублей.

Региональные органы определяют, когда уменьшается сумма гарантии контракта, если цена контракта уменьшилась на порядок. Изменение статуса договора осуществляется посредством дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами.

В. 2-4 часа 1
Распорядитель бюджетных средств уменьшил лимиты бюджетных обязательств перед заказчиком — снижение цены контракта по 44-ФЗ в связи с уменьшением лимитов финансирования, направляемых на исполнение госконтракта. Если подрядчик согласен снизить цену без уменьшения объема работ, то уменьшить ее. Не забудьте отразить новые условия в дополнительном соглашении.

Если нет, то уменьшите объем и пропорционально уменьшите стоимость. Для уменьшения суммы Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1090 утверждена методика по уменьшению объема госконтракта, если стоимость уменьшилась.

Стр. 6 з один
Снижены регулируемые тарифы. Чтобы рассчитать сниженную стоимость, умножьте новый тариф на количество оставшихся GWS. Затем он подписывает дополнительное соглашение с новыми условиями сокращения.
Сокращен перечень медицинских услуг по госконтракту с иностранной компанией на лечение гражданина России за рубежом. Начальная цена госконтракта уменьшается на стоимость услуг, которые не нужны. Затем новые условия закрепляются в дополнительном соглашении. Стр. 7 з один

Административная ответственность за снижение цены договора более чем на 10 процентов по 44-ФЗ предусмотрена КоАП РФ. Если вы подпишете дополнительное соглашение об уменьшении стоимости в нарушение этих правил, вы будете оштрафованы по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП — в размере от 20 000 рублей до двукратного размера дополнительно израсходованных бюджетных денег.

Как снизить стоимость контракта в электронном запросе котировок

Это допускается, если снизились тарифы на товары, работы, услуги или уменьшились лимиты финансирования клиенту (пункты 5, 6 части 1 статьи 95 44-ФЗ). По другим причинам уменьшить нельзя, но это условие действует только до 01.04.2021.

ВАЖНО: В новой редакции 44-ФЗ, которая вступит в силу с 01.04.2021, указано, возможно ли снижение цены договора, заключенного в результате электронного запроса котировок – да, если такая сокращение планируется в заказной документации. С 1 апреля документация для запроса котировок будет подготовлена, поэтому все основания для изменения стоимости контракта теперь относятся к этой процедуре.

Как уменьшить количество товара по методике

В части 4 ст. № 95 установлено, что государственный заказчик изменяет существенные условия государственных контрактов в части уменьшения объема. В первую очередь обязательства, вытекающие из государственных контрактов на поставку товаров, необходимых для жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания неотложной медицинской помощи в экстренном или экстренном порядке, медикаменты, топливо) или обязательства по которым уже возникли были выполнены поставщиком.

Клиент уменьшает объем товаров, работ, услуг, исходя из:

  • необходимость выполнения показателей государственных программ или непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов власти;
  • необходимость возмещения затрат, понесенных поставщиком при исполнении обязательств на момент принятия решения об уменьшении стоимости государственного контракта;
  • объемы лимитов финансирования доводятся до сведения клиента.

Сокращение объемов основано на снижении цены контракта и необходимости сохранения прибыли. Такая льгота устанавливается в размере не более 1% затрат поставщика на оплату приобретаемых комплектующих (полуфабрикатов) и работ (услуг) и 20% прочих затрат.

Количество ТРУ уменьшается согласно п. 6 Методики в размере, определяемом провайдером. Лимиты: Количество лимитов уменьшено на основе предложений, представленных подрядчиком.

Поставщик прилагает следующие документы:

  • разбивка материальных затрат, которые связаны с исполнением государственного контракта;
  • расчет и обоснование прибыли по договору.

По государственным контрактам, которые заключаются на строительство (реконструкцию, в том числе реконструкцию с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов государственного капитального строительства или приобретение объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, решения об уменьшении объемов принимаются с учетом требований закона, регламентирующих порядок принятия решений об исполнении бюджетных инвестиций.

Особый метод расчета применяется при заключении договора с контрагентом на упрощенной системе налогообложения. В регламенте указано, возможно ли снижение цены договора по упрощенке; нет, если провайдер не платит НДС, заключить и оплатить госконтракт за счет заявки участника. В 44-ФЗ нет специальных правил, позволяющих уменьшить госконтракт на сумму НДС для исполнителя на УСН (письма Минфина № 44-ФЗ, что подтверждается и Постановлением Верховного суда РФ). Российской Федерации № 305-ЭС20-18251 от 8 февраля 2021 г. (п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2019 г).

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта

Соглашение о сокращении включает в себя:

  • сниженные затраты и новые объемные показатели, если цена снижена за счет уменьшения количества;
  • только новая цена, если количество и другие условия не корректировались;
  • новые суммы штрафов, если в связи со снижением цены необходимо их уменьшить.

В случае запроса исполнителем нормативного разъяснения о снижении цены договора на 10 процентов в соответствии с 44-ФЗ просьба обращаться к письму Минфина № 24-03-08/21456 от 19.03.2020. В нем подробно разъясняются причины и порядок уменьшения стоимости контракта.

Дополнительное соглашение составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Эти копии имеют равную юридическую силу.

В течение 5 рабочих дней после изменения договора информация должна быть отправлена ​​в Казначейство. Этот орган уполномочен вести учет контрактов. В противном случае они будут оштрафованы на 20 000 рублей.

Скачать постановление правительства №1090 от 28.11.2013

Несущественные условия контракта по 44-ФЗ

Несущественность условий договора по 44-ФЗ

Часто возникает необходимость внесения изменений в договор, которые не могут повлиять на результат работы. Закон 44-ФЗ относит такие действия к корректировке несущественных положений.

Закон 44-ФЗ строго устанавливает правила изменения наиболее существенных пунктов договора. Но сложности возникают, когда в ходе исполнения обязательств по договору одному из участников приходится прибегать к изменению несущественных условий договора по 44-ФЗ.

Дело в том, что в данном федеральном законе и ГК РФ нет разъяснения, что именно входит в понятие несущественных положений. Согласно главе 28 ГК РФ речь идет о параметрах, которые не могут существенно повлиять на данный вид сделки и не требуют согласия обеих сторон договора. Получается, что после внесения таких изменений в договор ТРУ должны предоставляться на изначально предусмотренных условиях.

Не затрагивая ключевых аспектов, допускается изменение таких разделов договора, как:

  • Детали оплаты. При необходимости корректируются счета обоих участников, для расчетов используются услуги другого банка.
  • Расположение организаций. Адрес, контактная информация могут быть изменены без получения разрешения второго участника.
  • Случайные неточности. Любая опечатка в указании фирм, фамилий, имен, отчеств клиента или продавца, ошибки, при которых спецификация не соответствует цене договора, может быть устранена.

Принцип изменения условий договора по 44-ФЗ зависит от конкретного этапа сделки. Именно на этой теме мы сосредоточимся в следующем разделе.

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ на этапе заключения и исполнения

  1. Заключительный этап.Изменение несущественных условий договора по 44-ФЗЕсли поставщик желает изменить несущественные положения договора, он должен составить протокол разногласий с указанием причин таких действий. Допустим, организация арендует помещение, расположенное по новому адресу, а значит, нужно исправить реквизиты.

    Если для проведения конкурса была выбрана электронная форма, то протокол разногласий передается поставщиком через ЭТП. В случае, если клиенту необходимо исправить мелкие положения, он снимает бумаги на проверку, после чего отправляет их обратно продавцу.

    Протокол, договор после ознакомления должны быть проверены во избежание случайного нарушения законодательства, допускающего лишь незначительные изменения условий госконтракта в соответствии с 44-ФЗ.

    После того, как подрядчик предоставит приведенный выше протокол, клиент вычитывает текст и передает документ на подпись второй стороне.

    Иногда в договоре обнаруживается техническая ошибка, исправить ее позволяет закон 44-ФЗ. Но затем стороны должны подписать документ, опубликовать его в ОВОС, и только после этого можно корректировать текст соглашения.

    Как показывает практика, при обнаружении мелкой неточности лучше просто подписать бумаги. Правда, в некоторых случаях ошибка может сильно повлиять на результат работы по договору, более того, при ее обнаружении проверяющие выпишут штраф. Избежать этого позволяет протокол разногласий, своевременная корректировка договора.

    По закону спецификацию можно изменить, например, если требуется устранить техническую ошибку в расчетах, когда договор уже внесен в реестр договоров. Стороны обнаруживают неточность, регистрируют договор в ЕИС, составляют дополнительное соглашение, в котором прописывают новые условия.

  2. Этап исполнения.Этап выполненияНа этом этапе используется уже описанный выше подход. Порядок изменения условий договора по 44-ФЗ требует составления уведомления, оценки предложений стороны, не согласной с действующим текстом документа, и подготовки дополнительного соглашения.

    Клиент, со своей стороны, обязан написать акт корректировки и разместить его в ОВОС.

Образец дополнительного соглашения к контракту

Административная ответственность за незаконное изменение условий контракта:

Состав административного правонарушения Обязанность Норма КоАП РФ
Изменение условий договора, в том числе увеличение цен на товары, работы, услуги, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена возможность изменения условий договора Административная санкция:

для официального — 20 000 руб.

для юридического лица — 200 000 руб.

статья 7.32 часть 4
Изменение условий государственного контракта на выполнение государственного оборонного заказа, в том числе повышение цен на товары, работы, услуги, если законодательством Российской Федерации о возможности изменения условий государственного контракта не предусмотрена система контракты в сфере подбора персонала Административная санкция:

для должностного лица — 50 000 руб.

для юридического лица — 500 000 руб.

статья 7.32 часть 4.1
Изменение условий договора, в том числе увеличение цен на товары, работы, услуги, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена возможность изменения условий договора и такое изменение повлекло за собой дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо уменьшение количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Административная санкция:

на официальное юридическое лицо — двукратный размер средств, израсходованных дополнительно к соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, или цены товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшен и которые были предметом об административном правонарушении

статья 7.32 часть 5

Примеры из судебной практики

Пример 1

Клиент и продавец подписали дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на 10%. Данные действия были признаны нарушением, после чего клиент был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ и должен был выплатить 1 млн рублей в виде штрафа. Инспекторы сочли недопустимым, что такие изменения условий договора по 44-ФЗ привели к дополнительным расходам из бюджета более 900 000 рублей.

Покупатель не согласился с этим решением и обратился в суд. Последний встал на сторону клиента, отметив, что цена договора изменилась не более чем на 10% от первоначально заявленной суммы. Кроме того, стороны договорились о необходимости проведения дополнительных работ, после чего были оказаны все необходимые услуги. Иными словами, требование ст. «б» ч.1 ч.1 ст. 95 44-ФЗ не нарушена (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

Очень часто в практике государственных закупок возникает ситуация, когда подрядчик выполняет дополнительные работы без подписания дополнительного соглашения к договору, при этом сумма превышает 10% от цены договора. После этого к покупателю обращаются с требованием об оплате. Однако пока изменений в условиях договора нет, согласно 44-ФЗ у покупателя нет оснований платить продавцу.

Был подписан муниципальный контракт, согласно которому подрядчик должен был построить объект. Подрядчик указал, что проект не соответствует сметной документации, так как были проведены дополнительные работы, изначально не предусмотренные в договоре, что увеличило сроки и стоимость проекта. Поэтому подрядчик направил заказчику предложение заключить дополнительные соглашения, согласно которым срок выполнения работ продлевается, а цена увеличивается примерно на 15 %.

Клиент только подписал соглашение об увеличении цены на 10%. Поскольку подрядчик выполнил больший объем работ, он подал жалобу в суд.

Примеры из судебной практики

Однако суд отказал ему, поскольку он оказал услуги без надлежащего документального подтверждения. Подрядчик не смог доказать, что выполнение таких работ не могло быть отсрочено и действовал в интересах охраняемого общественного интереса, а заказчик претензий к объему и качеству работ не имеет (Постановление Арбитражного суда Поволжско- Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

Аналогичные ситуации зафиксированы в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного федерального округа от 7 декабря 2016 г. № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 ноября 2016 г. № Ф04-4859/2016 , Решение Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

Пример 3

В августе 2014 года был подписан госконтракт, согласно которому до 31 октября 2014 года будет проведена реконструкция дороги. Но поскольку процедура размещения госзаказа затянулась, заказчик направил в Департамент проектирования и строительства автомобильных дорог письмо с просьбой перенести ввод объекта в эксплуатацию на 2015 год и рассмотреть новую разбивку бюджетных вложений.

Департамент снизил лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по данному объекту и уточнил общегосударственное задание на выполнение работ. В результате сумма, выделенная по договору, заключенному в 2014 г., была уменьшена, поэтому заказчик потребовал подготовить дополнительное соглашение, согласно которому окончание работ было перенесено на 31.10.2015.

Росфиннадзор провел проверку, после чего внес в учреждение предложение об устранении нарушений. Решением суда действия клиента признаны обоснованными, а предписание признано недействительным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

Пример 4

Договор энергоснабжения может содержать пункт, устанавливающий одно количество по регулируемым ценам и другое по свободным ценам. Важно, что в отношении себестоимости по нерегулируемым ценам сумма считается фиксированной и остается фиксированной на протяжении всего срока действия объекта работ по данному договору. В части стоимости по регулируемым ценам возможно изменение данного условия договора по п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013. Данный критерий является бесспорным (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

Оцените статью
Блог про госзаказы