- Что такое экспертиза по 44-ФЗ
- Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ
- Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ
- Что проверяют эксперты при приемке?
- Как провести экспертизу по 44-ФЗ
- Экспертиза силами экспертной организации
- Как привлечь сторонних экспертов?
- Ограничения по привлечению экспертов
- Правила проведения внешней экспертизы
- Экспертиза своими силами
- Правила проведения внутренней экспертизы
- Порядок проведения экспертизы собственными силами
- Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки
- Итоговые документы по проведенной экспертизе
- С помощью экспертов или своими силами?
- Можно ли отказаться от проведения экспертизы
- Осуществляем приемку
- Приемочная комиссия
- Документальное оформление приемки
- Отказ в приемке
- Отдельные нюансы
- Дополнительная и повторная экспертиза
- Роль экспертного заключения в спорных ситуациях
- Ответственность за нарушения
- Экспертиза по 223-ФЗ
- Цена и сроки
- 223 ФЗ – условия и нормативы
- Положение о закупке
- Отличия 44 и 223 ФЗ
- Независимая экспертиза по 223 ФЗ
- Этапы экспертизы по 223 ФЗ
- Выгоды независимой экспертизы по 223 ФЗ:
Что такое экспертиза по 44-ФЗ
Экспертиза по 44-ФЗ – это процедура, подтверждающая предоставленные поставщиком результаты на соответствие условиям договора. Заказчик обязан пройти экспертизу (ч. 3 ст. 94 44-ФЗ). Мероприятие может быть внутренним и внешним, то есть клиент может провести его самостоятельно или привлечь специалистов.
Важно: прием результатов – это не то же самое, что экзамен, но клиент также обязан его сдать. Если тест показывает отрицательный результат, то клиент не имеет права принимать результаты.
Экспертиза должна проводиться на основании исполнения договора в целом. Если договор содержит этапы, то процедура выполняется по каждому этапу отдельно.
В ходе экспертизы специалисты проверяют, соответствуют ли результаты договора его условиям. Специалисты или менеджеры обращают особое внимание на качество исполнения и объем.
Примеры того, что можно проверить:
- отсутствие брака;
- целостность товара и его упаковки;
- свойства продукта и его соответствие санитарно-гигиеническим нормам;
- наличие необходимых сертификатов.
Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан провести экспертизу при приемке товара или результатов выполнения работы, оказания услуги. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ является достаточно важным этапом, так как возможность защиты интересов клиента во многом зависит от грамотно проведенной с точки зрения закона приемки товара, предоставляемого поставщиком или оказанная услуга не соответствует условиям договора.
Но не все контракты требуют пересмотра. Исключение составляют договоры, заключенные до принятия Закона 44-ФЗ.
В случае если договором предусмотрено поэтапное выполнение обязательств, рассмотрение результатов и их приемка осуществляется по окончании каждого этапа.
Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ
Как было сказано выше, клиент проводит экспертизу самостоятельно (внутренняя) или привлекает экспертов (внешняя). Экспертом может быть физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.
Если это внешняя экспертиза, то заказчик заключает договор с соответствующим экспертом или экспертной организацией. Вы должны сначала понять, кто не может быть допущен к процедуре. Согласно части 1 ст. 41 44-ФЗ, физические лица, которые:
- являлись должностными лицами или сотрудниками поставщика или заказчика в течение двух лет, предшествовавших проверке;
- иметь имущественные интересы при заключении договора, в отношении которых должна быть проведена экспертиза;
- они являются близкими родственниками клиента или имеют с ним иную близкую связь (например, были усыновлены).
Экспертами не могут быть юридические лица, в организациях которых клиент имеет право иметь более 20% голосов, акций, долей участия и т.п.
Что проверяют эксперты при приемке?
Что следует учитывать при сдаче экзамена? В первую очередь, от надлежащего качества и объема поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Контроль качества может быть:
- солидный, т.е все товары проверены
- выборочная — проверяется определенная часть продукции с распространением результатов контроля на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТ, ТУ, особыми условиями поставки или договором.
Одновременно с контролем качества продукции проверяют целостность, маркировку, соответствие тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТ, ТУ и образцов.
Далее стоит проверить подлинность всех предоставленных поставщиком документов, необходимых для проведения экспертизы: счета-фактуры, коносаменты, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к продукту, по которому сдается экзамен, и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить это обстоятельство или имеет сомнения, он должен сделать пометку в своем заключении и указать причины.
При отсутствии всех необходимых документов эксперт сообщает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем рассмотрении экзамена.
Ряд товаров и услуг может быть оценен только в их совокупности в процессе потребления или конечного исполнения (бензин, продукты питания, перчатки, реагенты, ремонт оборудования и т.п.). При этом эксперт вправе оценивать качество продукции, ориентируясь на мнения и высказывания непосредственных потребителей товаров и услуг.
Если по результатам экспертизы клиент решит, что все соответствует условиям договора, подписываются приемо-сдаточные документы. Как правило, это коносамент или акт выполненных работ, оказанных услуг. Закон о контрактной системе не требует составления иных документов, свидетельствующих о соответствии товаров (работ, услуг) установленным требованиям.
Если в результате приемки выявлены недостатки, несоответствия условиям договора, составляется протокол разногласий, запись о расхождениях или иной документ в произвольной форме.
Как провести экспертизу по 44-ФЗ
Экспертиза силами экспертной организации
Заказчик может провести экспертизу с участием экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).
Не все люди могут быть допущены к экзамену. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 Закона 44-ФЗ. Например, это сотрудники заказчика и поставщика, в том числе уволенные менее двух лет назад, близкие родственники, менеджеры по контрактам, члены закупочной комиссии.
При наличии среди экспертов лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик обязан заменить такого эксперта или организацию экспертов (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это может привести к дополнительным расходам и задержкам. В документацию по заданию может быть включено следующее положение: Эксперт признает, что он не является лицом, которое не может участвовать в экспертизе и несет ответственность за предоставление недостоверной информации. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и совершить новую покупку.
Кроме того, могут быть установлены следующие требования к экспертам, хотя в 44-ФЗ они не указаны, например:
- образование,
- профессиональный опыт,
- выполнить определенное количество тестов,
- знание законодательства в области промышленной безопасности.
Участие внешних экспертов может быть оформлено различными видами документов:
- договор с экспертной организацией,
- во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или положение, регламентирующее процесс приемки,
- приказ или распоряжение о назначении лица, ответственного за прием Клиента,
- уведомление о допустимости участия эксперта для уведомления провайдера об участии внешних экспертов,
- экспертное заключение, в результате которого заказчик принимает товар или отказывается от его принятия.
Как привлечь сторонних экспертов?
Участие эксперта или экспертной организации осуществляется на основании договора, который заключается по общим правилам, закрепленным в Законе № 44-ФЗ. То есть учреждению необходимо определить предмет экспертизы, выбрать способ заключения договора и провести процедуру определения исполнителя. Министерство финансов Официальным письмом № 24-02-07/87603 от 27.12.2017 г указало, что в целях привлечения экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, заказчики осуществляют соответствующую закупку одним из конкурсных способов либо путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Обратите внимание: информация о привлечении экспертных услуг должна быть включена в график (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
При выборе метода определения эксперта, организации экспертов необходимо учитывать ограничения, установленные Законом № 44-ФЗ для каждого из методов. Например, по ст. 72 Закона № 44-ФЗ запрос котировок может быть сделан при соблюдении следующих условий:
- размер начальной (максимальной) цены договора не превышает 500 тыс руб.;
- годовой объем закупок посредством запроса котировок не превышает 10 % от общего годового объема закупок (ГПО) (если его сумма не превышает одного миллиарда рублей) или 100 миллионов рублей при СГОЗ более одного миллиарда рублей.
Обратите внимание, что сторонние эксперты должны соответствовать указанным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ требования. Например, если экзамен требует проведения исследований, испытаний, выполнения работ, оказания услуг, а в отношении лиц, их выполняющих, законодательством устанавливаются обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензия, членство в органах саморегулирования), отбор экспертов, экспертных организаций формируются из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.
Ограничения по привлечению экспертов
Для целей внешнего опыта не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Более того, для отдельных лиц эти ограничения практически неизбежны. Поэтому вы не имеете права быть сторонним экспертом:
- должностное лицо или работник заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а равно проработавший у заказчика или поставщика менее двух лет;
- лицо, имеющее имущественный интерес в заключении договора, в отношении которого проводится экспертиза;
- супруг (супруга), близкий родственник, приемный или усыновитель начальника заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий, должностное лицо или работник поставщика (подрядчика, исполнителя). Близкими считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), чистокровные братья и сестры и метисы (имеющие общего отца или мать.
Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе иметь более 20 процентов от общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более 20 процентов процентов вкладов, акций, составляющих уставный или уставный капитал юридических лиц. Невозможно привлечение гражданина или организации к работе экспертов, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно (через третье лицо) может повлиять на результат их опыта.
В ходе экспертизы может возникнуть необходимость проведения исследований, испытаний, выполнения работ, оказания услуг, которые отдельно регулируются законодательством Российской Федерации. Например, к специалистам, их осуществляющим, могут быть установлены специальные требования: обязательная аккредитация, лицензия, членство в саморегулируемых организациях. В таких случаях из числа лиц, соответствующих указанным требованиям, выбираются эксперты, экспертные организации.
При этом заказчик выбирает способ определения эксперта с учетом ограничений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ для каждого из способов заключения контрактов (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос цен, закупка у единственного поставщика, так).
Законодательство не содержит иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям (актам экспертизы по 44-ФЗ), которые они выдают.
Правила проведения внешней экспертизы
С экспертом или организацией экспертов составляется договор, в котором стороны устанавливают порядок оказания услуг, сроки и стоимость работ. Кроме того, во избежание недоразумений с поставщиком целесообразно разработать:
- приказ или положение, регулирующее процесс приемки,
- приказ или распоряжение о назначении лица, ответственного за приемку клиентов,
- уведомление о допустимости участия эксперта для уведомления провайдера об участии внешних экспертов,
- экспертное заключение, в результате которого заказчик принимает товар или отказывается от его принятия.
Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок выдачи такого заключения определяются условиями договора, заключаемого заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.
Экспертиза своими силами
Собственная экспертиза или опыт сами по себе помогают клиенту сэкономить деньги, вызывая эксперта, быстро выполняя приемку и проверяя, правильно ли поставщик выполняет свои обязательства.
Закон № 44-ФЗ не устанавливает конкретных требований к специалистам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, назначенное приказом или приказом начальника. Члены комитета по закупкам, сотрудники контрактной службы и менеджеры по контрактам также могут быть экспертами.
Есть много писем Минэкономразвития РФ, разъясняющих порядок проведения служебной экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11.04.2014 № Д28и-477 следует, что клиент не обязан иметь в штате специалистов по конкретным направлениям специализации.
Правила проведения внутренней экспертизы
Как было отмечено выше, Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных требований к организации экспертов. Кроме того, он не устанавливает правил проведения внутреннего экзамена и требований к оформлению его результатов.
Поэтому приводим примерный порядок проведения экспертизы самостоятельно клиентом:
- Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
- В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
- По результатам экспертизы составляется акт о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы экспертной комиссии.
- При обнаружении нарушения условий договора клиент отказывается от приема до устранения нарушений.
- В акте проведенной проверки отражаются сведения о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
- Отчет об исполнении контракта публикуется в ОВОС. Отчет экспертной комиссии прилагается.
По результатам экспертизы заказчик принимает решение о соответствии товара (работ, услуг) условиям договора. Если вас все устраивает, то вы ставите свою подпись на акте приема-передачи. Такой акт должен содержать:
- перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
- заключение комиссии экспертов;
- в случае несоответствия указывается информация обо всех выявленных недостатках;
- подпись представителя комиссии;
- документов и экспертных заключений.
Порядок проведения экспертизы собственными силами
Поэтапный процесс самооценки выглядит следующим образом:
- Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа работников в составе пяти и более компетентных специалистов. В обязательном порядке необходимо прописать существенные условия договора: детали, а также время его исполнения и этапы.
- В сроки, указанные в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
- По результатам работы комиссия должна выдать акт приемки. Например, акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все проделанные работы, сроки выполнения поставщиком своих обязательств и наличие претензий с какой-либо стороны.
- В случае выявления нарушения условий договора заказчик обязан отказаться от приемки товара до устранения поставщиком нарушения.
- После подведения итогов проверки клиент отражает в отчете сведения о неправильном или правильном исполнении поставщиком своих обязательств.
- Отчет об исполнении контракта публикуется в ОВОС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки
Что касается оформления результатов служебной проверки, то такие требования в Законе 44-ФЗ не детализированы. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором говорится, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость приобщения к акту заключения по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда заказчик проводит экспертизу без участия сторонних экспертов.
Данные служебной проверки можно оформить в виде отдельного документа (например, для подготовки заключения по результатам проверки) или путем внесения данных проверки в приемочный документ (например, в путевой лист или акт приемки).
В акте приемки необходимо указать, как проводилась экспертиза – с помощью экспертов, экспертных организаций или самостоятельно, а также указать результаты экспертизы. Должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которая утверждается собственником. Если экспертиза проводилась самостоятельно, документ подписывается руководителем или представителем клиента (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Клиент на основании проведенной экспертизы принимает решение о соблюдении условий договора. Если вас все устраивает, то вы ставите свою подпись на акте приемки товаров по 44-ФЗ, работ и услуг.
Товарный чек должен содержать:
- перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
- заключение приемочной комиссии, составленное по результатам экспертизы;
- в случае несоответствия указывается информация обо всех недостатках;
- подпись представителя комиссии, уполномоченного на его постановку;
- документы экспертизы и заключения;
- при отказе исполнителя подписать акт приемки товаров по 44-ФЗ, работ, услуг заказчик вправе в одностороннем порядке принять выполненные работы или оказанные товары и услуги.
По результатам экспертизы эксперты составляют заключение. Законом 44-ФЗ установлены требования объективности, обоснованности и законности проведения торжества (п. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.
Итоговые документы по проведенной экспертизе
После проведения экспертизы необходимо подготовить два документа: акт экспертизы и акт приемки результатов исполнения договора.
1. Акт осмотра
Здесь написана следующая информация:
- номер и дата заключения договора, идентификационный код закупки, что упрощает распознавание договора;
- данные о сторонах договора и представителях указанных сторон, в том числе сведения о лицах, присутствовавших при проведении мероприятий по оценке результатов договора;
- дата проведения экспертизы;
- предмет договора в соответствии с точной формулировкой, присутствующей в договорной документации от извещения до приемо-сдаточных документов;
- список представителей сторон, выступавших в роли понятых при отборе образцов для экспертизы;
- перечень мероприятий, которые были проведены для определения соответствия вышеуказанных образцов условиям договора между поставщиком и заказчиком;
- содержание самого экспертного заключения с указанием выявленных недостатков, являющихся признаками некачественного выполнения работ подрядчиком;
- подписи членов экспертной комиссии или одного эксперта;
- приложения к протоколу (при наличии) с указанием уровня квалификации лиц, входящих в состав экспертной комиссии.
2. Акт приемки результатов исполнения договора
На основании сведений в акте экспертизы покупатель формирует акт приемки результатов работ, который содержит:
- данные о заключенном договоре, а именно номер, идентификационный код договора, дата подписания, участники;
- данные о предмете закупки в строгом соответствии с формулировками, используемыми в документации о закупке и договоре;
- решение коллегиального органа приемки клиента о приемке результатов исполнения договора или соглашения, при этом обязательно прописываются результаты экспертизы;
- подпись председателя комиссии и ее членов, если члены комиссии не могут прийти к единогласному решению, мнение меньшинства оформляется в виде специального приложения к протоколу и подписывается руководителем группы.
В ряде случаев экспертиза позволяет выявить недостатки ТВО, по причине чего они не могут быть приняты безоговорочно. Затем на месте прописываются все недостатки, указывается время, отведенное на их устранение.
Если продавец не успел исправить ситуацию в установленный срок, договор расторгается в одностороннем порядке по решению заказчика. Кроме того, исполнитель должен быть включен в РНП.
С помощью экспертов или своими силами?
Заказчик обязан привлекать специалистов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 № 44-ФЗ).
Исключения:
- подбор экспертных служб, экспертных организаций
- закупок по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при закупках для федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
- объектом приобретения является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, уже прошедших обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертизы экспертами, экспертными организациями предусмотренных договором поставляемых товаров, выполняемых работ, услуг. В этих случаях клиент обязан привлечь специалистов.
Во всех остальных случаях клиент сам решает, привлекать ли специалистов или проводить экспертизу самостоятельно.
Можно ли отказаться от проведения экспертизы
Экспертиза является обязанностью клиента, но есть исключения.
Экзамен не может быть проведен в следующих случаях.
- Может ли поставщик самостоятельно предоставить экспертное заключение по поставляемым им товарам, работам или услугам.
- Если товары, работы или услуги поставляются для нужд федеративного государства (например, для решения задач безопасности и жизнеобеспечения страны).
- Если поставляемые товары, работы или услуги уже прошли экспертизу, до момента приемки.
- Если это предусмотрено Постановлениями Правительства РФ.
Осуществляем приемку
Как вы уже поняли, экспертиза является неотъемлемой частью приемки результатов исполнения договора или его отдельного этапа.
Приемочная комиссия
Повторяем, что по решению заказчика может быть создана приемочная комиссия для приемки поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, результатов отдельного этапа исполнения договора. То есть Закон № 44-ФЗ не обязывает клиента создавать такую комиссию. На это Минэкономразвития обращало внимание в 2015 году (письмо № Д28и-1464 от 22.05.2015). Однако в некоторых случаях их наличие все же желательно. Например, если объект договора технически сложен или требует знаний специалистов в различных областях, для его надлежащего принятия потребуется коллегиальное решение.
К вашему сведению: в исключительных случаях мы рекомендуем создавать приемочную комиссию и доверять большинство приемок отдельным сотрудникам. Это связано с тем, что акт приемки должен быть подписан всеми членами комиссии. И может быть трудно убедиться, что все там.
Если учреждение приняло решение о создании приемной комиссии, необходимо издать приказ в произвольной форме. Помните, что количество членов указанной комиссии не может быть менее пяти (п. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Для создания приемочной комиссии издается приказ, определяющий ее состав. Обратите внимание, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в состав комиссии контрактного администратора, контрактников.
Для обеспечения надлежащего функционирования комиссии целесообразно разработать соответствующее положение, установив в нем порядок работы комиссии и полномочия ее членов. Кстати, вы можете
утвердить форму решения о приемке или отказе в приемке товаров (работ, услуг) — акт или заключение.
Если приемочные документы подписаны несколькими работниками заказчика, но не несут ответственности за приемку и экспертизу (приказов о возложении таких обязанностей нет, локальный акт о порядке приемки), это может быть признано нарушением п. Закон № ЗСО от 19.07.2017 № Ф04-1437/2017 в деле № А45-8564/2016).
Документальное оформление приемки
Часть 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определено, что приемка результатов исполнения договора, а также отдельный этап его исполнения:
- осуществляться в форме и в сроки, установленные договором;
- оформляется актом приемки, который подписывается заказчиком (в случае приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
Обратите внимание: документ о приемке результатов выполнения отдельного этапа договора, а также поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг оформляется администратором договора или работником договорной службы.
Поэтому, если приемка прошла успешно, клиент должен оформить соответствующий документ. Единой формы такого документа не существует, поэтому на практике часто используется акт приема-передачи товаров (работ, услуг).
Акт содержит сведения, позволяющие определить соответствие поставленных товаров (работ, услуг) требованиям договора. Например, если ваша тема — товар, уместно указать:
- наименование, ассортимент, характеристики, целостность поставляемого товара;
- номер;
- цена за единицу товара;
- сведения об отсутствии недостатков товара, препятствующих его приемке;
- иные сведения, имеющие значение для установления соответствия товара условиям договора.
Акт подписывается заказчиком, а в случае создания приемочной комиссии — всеми ее членами и утверждается заказчиком (Письмо Минфина РФ от 6 февраля 2018 г. № 24-03- 08/6839).
В случае привлечения к приемке внешних экспертов, при принятии решения о приемке приемочная комиссия обязана учитывать предложения, отраженные в заключении по результатам экспертизы. Следовательно, к акту должно быть приложено экспертное заключение.
Если приемка производилась без привлечения внешних экспертов, оформлять документ о проведенной заказчиком экспертизе и прикладывать его к акту не нужно. Об этом Минфин сообщил в Официальном письме № 24-03-08/70501 от 26.10.2017.
Обратите внимание: при не оформлении документа о приемке результатов исполнения договора или его отдельного этапа должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
Отметим особенности приемки объекта капитального строительства. В течение десяти рабочих дней со дня приемки такого объекта и представления подрядчиком документов, необходимых для получения заключения о соответствии строящегося и (или) реконструируемого объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации , заказчик представляет эти документы в Ростехнадзор и Росприроднадзор (в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГК РФ). Клиент,в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего заключения (заключений) и представления подрядчиком документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, направляет документы в уполномоченные органы в соответствии с ГК РФ. Российской Федерации выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 8 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ).
Отказ в приемке
В случае поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ, не соответствующих характеристикам, установленным в договоре, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от подписания акта приемки. Такой документ составляется в письменной форме и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) в сроки, предусмотренные договором на подготовку приемо-сдаточных документов.
Минфин в Официальном письме № 24-02-08/70126 от 20.10.2017 указал, что в соответствии с п. 8 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе не отказываться от приемки результатов поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ в случае признания их несовместимыми с условиями договора, если выявлены несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Обратите внимание: приемка результата исполнения договора или его отдельного этапа в случае неисполнения товаров, работ или услуг, если выявленное несоответствие не было устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дорасходование средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации либо уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей до 50 тысяч рублей. (ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ).
Отказ от акцепта производится свободно. Главное, указать в нем причины, по которым клиент отказывается принять товар, работу или услугу.
Если заказчик не принял результаты исполнения договора и не направил поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ от приемки, должностные лица заказчика несут административную ответственность по ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ.
Отдельные нюансы
Документы о приемке товаров являются важным инструментом в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:
1) внести сведения в реестр договоров (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения указанного реестра определяются ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084.
В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней, следующих за днем приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, обязан направить в Казначейство Российской Федерации акт приемки — в случае принятия решения о приемке поставленных товаров, выполненные работы, оказанные услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
Если приемка осуществляется по частям, информация должна быть представлена после каждого этапа. Такой вывод следует из п. 13 ч. 2 ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение выражено Минэкономразвития Официальным письмом № Д28и-865 от 8 апреля 2015 г;
2) составить отчет об исполнении договора, его отдельного этапа. Здесь стоит сослаться на Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093. Согласно утвержденному этим постановлением порядку составления и опубликования отчета, если учреждение оплатило поставленный товар, работа выполнены, оказаны услуги (обязательства по договору) и подписан акт приема-передачи (утвержденный комиссией подписанный акт приемки), необходимо составить акт об исполнении договора.
Также составляется отчет по результатам отдельного этапа договора, если его цена превышает один миллиард рублей или если предметом договора является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):
- на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства;
- по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Минфин в Официальном письме № 24-03-07/34121 от 18.05.2018 указал: если обязательство по учету отчета об исполнении контракта в ОВОС у клиента возникло до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленных до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года.
Обратите внимание: Подготовка отчета осуществляется уполномоченными сотрудниками контрактной службы или администратором контракта клиента.
Если договор был заключен до 01.07.2018, а обязанность по размещению отчета об исполнении договора в ОВОС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет публикуется с учетом изменений, вступивших в сила.
Отчет составляется в виде электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного лица клиента и публикуется в ВЭД в течение семи рабочих дней с момента оплаты клиентом обязательств и подписания акта приема-передачи.
Обратите внимание, что оплата заказчиком товаров (работ, услуг) и подписание акта приемки часто не совпадают по времени (например, когда по условиям договора оплата производится в определенный срок после приемки) . В таких случаях отчет должен быть опубликован в течение семи рабочих дней с даты совершения последнего из указанных действий. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития РФ от 29 июля 2015 г. № Д28и-2214.
Приемка результатов исполнения договора или его отдельного этапа является важным звеном в процедуре исполнения договора. Администратор контракта или работники контрактной службы должны учитывать при приемке ряд характеристик. Во-первых, в ряде случаев необходимо привлекать внешних экспертов. Во-вторых, акт приемки составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии только в том случае, если приемка была положительной. Если при приемке в товаре, работе или услуге выявлены недостатки, мотивированный отказ в приемке должен быть оформлен в письменной форме. В-третьих, информация об акцепте направляется клиентом в реестр договоров,а также включается в отчет об исполнении контракта.
Дополнительная и повторная экспертиза
Дополнительные эксперты назначаются в случае отсутствия ясности или полноты заключения и поручаются тому же или другому эксперту.
В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности назначается новая экспертиза, которая поручается другому эксперту.
Роль экспертного заключения в спорных ситуациях
Характер принятия товаров, работ или услуг напрямую зависит от предмета договора. Законодательное закрепление ЕГЭ является своего рода гарантией того, что выделенные средства не будут потрачены впустую и смогут реально удовлетворить государственные или муниципальные нужды.
Для того, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с признанием их действий по приемке или отказу от приемки незаконными, клиенты обращаются за помощью к специалистам и экспертным организациям.
Привлечение сторонних экспертов для проведения экспертизы может значительно повысить вероятность победы в споре, если подрядчик или поставщик не соблюдает условия контракта. К этому способу прибегают даже в том случае, если вопрос покупки не так сложен. Например, клиент запросил техническую проверку поставки картриджей для принтеров. Акт экспертизы подтвердил, что не все QR-коды на картриджах уникальны. Таким образом, установлено несоответствие поставки техническим требованиям и выявлены признаки фальсификации товара (дело А14-15982/2019).
Однако следует помнить, что экспертиза в рамках 44-ФЗ не имеет статуса судебной, которая обычно назначается в сложных случаях. Например, Арбитражный суд Тамбовской области назначил судебную экспертизу при рассмотрении иска о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора на поставку автоматизированных рабочих мест для медицинского учреждения. При этом также учитывалось, что заказчик ранее получил экспертное заключение, согласно которому оборудование не соответствовало техническим условиям и морально устарело. В результате назначенный судом эксперт пришел к противоположным выводам (дело № А64-9903/2019).
Ответственность за нарушения
Все клиенты, которые не являются исключением и должны сдать экзамен, несут ответственность за нарушения в этой сфере. Соответствующие меры закреплены в КоАП РФ, Уголовном кодексе и Законе о контрактной системе. Клиент может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности.
В соответствии со ст. 7.32.6 КоАП заведомо ложное заключение экспертизы влечет наложение штрафов:
- на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей и дисквалификацию на срок от 6 до 12 месяцев;
- для юридических лиц в размере от 100 тыс до 150 тыс руб.
Эксперты также могут быть подвергнуты другим санкциям:
- за несоблюдение требований к процедуре досмотра должностные лица будут оштрафованы на 20 тысяч рублей;
- за не оформление документов о приемке должностные лица будут оштрафованы на 20 тысяч рублей;
- за приемку результатов работ, не соответствующих условиям договора, на должностных лиц будет наложен штраф в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.
Экспертиза по 223-ФЗ
Закупки, осуществляемые компаниями с госучастием, госкорпорациями, регулируются Федеральным законом № 223. Этот закон дает право устанавливать и регулировать практически все параметры контрактов, соответствующие условиям ФЗ.
А-эксперт проводит экспертизу в соответствии с 223 ФЗ, при этом анализируя документацию на соответствие всем нормам и правилам. Больше проверок различными инстанциями будет не страшно.
Цена и сроки
Стоимость зависит от объема анализируемых данных и варьируется, судя по практике, от 40 000 руб до 150 000 руб.
223 ФЗ – условия и нормативы
Основные параметры 223 ФЗ:
- открытость информации: каждая компания, компания или заинтересованное лицо может иметь свободный доступ к информации по предмету, целям и причинам каждой конкретной покупки
- конкретное и эффективное расходование финансов, например, необоснованная закупка материалов, услуг у поставщика по стоимости выше среднерыночной (нарушен принцип оперативности)
- любая коммерческая организация или индивидуальный предприниматель вправе выступать поставщиком
- соблюдение справедливости по отношению ко всем участникам в условиях равной конкуренции, исключение необоснованных ограничений на участие в тендере.
Поскольку конкретных требований и рекомендаций в 223 ФЗ нет, каждый из участников имеет возможность отстаивать свои права. Например, если заказчик устанавливает требование о размере оборота компании-поставщика, это нарушает принцип равной конкуренции и такое требование о закупке может быть обжаловано в суде.
Требования 223 ФЗ касаются следующих занятий хозяйствующих субъектов:
- государственные корпорации, компании, организации с долей государственного имущества более 50 процентов
- дочерние компании указанных выше организаций и дочерние компании таких дочерних компаний и организаций
- бюджетные учреждения, осуществляющие государственные закупки за финансовое обеспечение грантов или собственных средств
- бюджетные организации, выполняющие договорные требования и привлекающие на договорной основе третьих лиц и организации.
Положение о закупке
Основным документом 223 ФЗ является Положение о закупках, на его основании осуществляется вся закупочная деятельность компании. Положение о контрактах регулирует параметры контрактной деятельности:
- форма и условия покупки
- подготовка, покрытие и процедура заключения контракта
- требования к заключению договоров на выполнение строительных работ, материалов и услуг
- подробный перечень со спецификацией привлекаемых материалов, работ и услуг, планируемых к закупке коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
Заказчик вправе вносить изменения в Регламент договора без ограничений, но с обязательной публикацией новой редакции после внесения изменений и дополнений с обязательным ее перечнем.
Необходимо в установленный срок утвердить Положение о закупках, если этого не сделать, то закупки можно будет производить только в соответствии с требованиями 44-го ФЗ, который гораздо строже.
Отличия 44 и 223 ФЗ
44-ФЗ гораздо строже в части определения правил заключения договоров, Заказчик обязан соблюдать практически все требования, без возможности установления собственных правил и определений.
Основные отличия:
- при госзаказе ко всем участникам применяются единые правила, согласно 223-ФЗ заказчик вправе регламентировать свои правила в Регламенте
- 223 ФЗ дает возможность определить провайдера без жестких процессуальных требований
- 223 ФЗ позволяет самостоятельно определить перечень требований к единому провайдеру
- согласно 223-ФЗ заключать договор с компанией, выигравшей аукцион, необязательно.
В дополнение к Регламенту заключения договоров необходимо подготовить План заключения договоров на год.
Несоблюдение влечет за собой серьезные санкции.
Независимая экспертиза по 223 ФЗ
Новости и изменения в ФЗ № 223 от 1 июля 2018 г., которых более тридцати, в основном касаются Регламента заключения договоров.
Заказчик должен учитывать все регламентированные способы заключения договоров и установленный порядок их реализации, соблюдать стандарты описания заключаемых договоров и соблюдать все требования по составлению протоколов и другой прилагаемой документации.
Своевременное полное рассмотрение поможет избежать крупных штрафов, избежать ошибок и неточностей, а также правильно разработать и разместить всю необходимую документацию.
Этапы экспертизы по 223 ФЗ
Опыт по 223-ФЗ носит рекомендательный характер. Экспертная оценка проводится на основании предоставленной для анализа документации и требований законодательства Российской Федерации.
Этапы экспертной оценки:
- изучение и детальный анализ всех пунктов Регламента заключения договора, предоставленных Заказчиком для выполнения всех требований Закона
- на основании экспертной оценки составляется перечень недостатков документации и рекомендации по их эффективному устранению
- проводится экспертный анализ строительных рисков, разрабатываются рекомендации по их минимизации.
Экспертную оценку осуществляют опытные специалисты с десятилетним стажем работы в сфере закупок, подтвержденной квалификацией и безупречной деловой репутацией.
Выгоды независимой экспертизы по 223 ФЗ:
- уверенность в том, что Положение о закупке составлено с учетом всех требований законодательства
- профессиональная помощь и подробные юридические консультации
- своевременное выявление ошибок и недостатков, профессиональная корректировка отдельных пунктов Регламента
- официальное экспертное заключение с рекомендациями и поправками.
Опытные специалисты внесут необходимые коррективы и сдадут готовый документ, соответствующий всем требованиям и нормам ФЗ.